Мастер-класс. Средства лечебной физкультуры для формирования навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия у детей

Галина Конрадт
Мастер-класс. Средства лечебной физкультуры для формирования навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия у детей

Одним из приоритетных направлений образовательной программы в нашем детском саду является здоровье детей.

Изучив проблемы развития опорно- двигательного аппарата (ОДА)у детей дошкольного возраста,мы пришли к выводу о необходимости введения технологий лечебной физкультуры в образовательную деятельность.

Презентация педагогического опыта.

Обоснование идей технологий

.

Проблемы нарушения ОДА у детей актуальна во всем мире, поэтому Всемирная Организация Здравоохранения главным направлением исследований в 2000-2010г. г. признала заболевания костно-мышечной системы. Некоторые положения ученых-медиков были приняты нами для обоснования применения дополнительных технологий в образовательной деятельности:

- Костный тип ребенка и его осанка формируются к 5-6годам

- В сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника от

повреждений имеет значение состояние мышц, стабилизирующих

позвоночник, так называемый «мышечный корсет»;две мощные

гидродинамические опоры: грудная клетка и брюшной пресс (Патапчук

А. А., Дидур M.Д.); мышцы тазового дна, мышцы стоп.

- На осанку непосредственное влияние оказывает состояние стопы,

которая является сложным органом тела человека, выполняющим при

ходьбе опорную, рессорную, балансировочную функции.

- Скелет стопы формируется в основном к 10 годам жизни ребенка.

Уплощенные стопы сопровождаются нарушением амортизации, вызывают

изменения мышц стоп, их биомеханики и биомеханики нижних

конечностей в целом.

- По мнению современных авторов (Левит К. ,Дидур М. Д., Потапчук

А. А. ,Епифанов В. А.) считается, что нарушение осанки -

промежуточное состояние между нормой и патологией, может быть

первым проявлением серьезного заболевания.

- Важной является анатомическая особенность 2-3-4-5-6 шейных

позвонков. В них содержится канал для позвоночной артерии, вены,

нервное сплетение. Это единственный в организме подвижный)

костный сосудистый канал, обеспечивающий кровообращение головного

мозга. Часто функциональные нарушения шейного отдела позвоночника

могут сказываться на функциональном состоянии этих сосудов и

структур центральной нервной системы. (Фафенрот В. А.)

- Причиной неврологических изменений у детей с невыявленной шейной патологией могут служить занятия физкультурой по основной программе, ведущей к физическим перегрузкам шейного отдела позвоночника. (ОрловаВ. А. ,1996г.)

- В результате исследований детей в ДОУ Санкт-Петербурга в течение 10 лет в 2005 году был выявлен рост нарушений со стороны органов движения на 69%.Детей с нормальной осанкой в ДДУ было-19,5%, в школе уже- 63,6%. Сколиозов 1-3степени у детей до 7 лет — 8,4%, после 7 лет — 31,3%.

Перечисленные положения стали основаниями для внедрения в оздоровительную коррекционную программу технологий лечебной физкультуры:

1-технология визуальной оценки опорно-двигательного аппарата (ОДА): симметрия головы, шеи,надплечий, форма грудной клетки, положение верхних конечностей относительно туловища, талиевые треугольники, симметрия положения таза по верхним остям таза (Васильева М. С.) (фото, при осмотре сбоку определяется выраженность изгибов позвоночника, положение лопаток и таза.

2-технология оценки силовой выносливости мышц спины. Определяется по времени удержания на весу туловища в исходном положении лежа на животе на кушетке — разгибание, ноги фиксируются у опоры.

3-технология оценки мышц живота. Определяется числом переходов из положения лежа на спине в положение сидя за 30секунд.

4-технология плантографии. (фото)

5-технология профилактики и коррекции нарушений аппарата движений- нарушения осанки.

Аргументация результативности деятельности детей.

Технологии лечебной физкультуры в нашем саду использовались последние 3 года(2010,2011,2012г. г.)Визуальные и объективные методы мониторинга развития навыков правильной осанки и формирования свода стопы у детей показали положительную динамику у 80% детей.

В перспективе.

Более широкое использование объективных способов мониторинга развития ОДА: измерение расположения лопаток относительно позвоночника,использование плантографии для более адекватной оценки осанки и стоп.

Представление технологии использования средств лечебной физкультуры в образовательной деятельности нашего детского сада

.

1

-НООД

Мастер-класс. Средства лечебной физкультуры для формирования навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия у детей

2

-Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

УГГ, Адаптивная гимнастика,

Игры, формирующие навык правильной осанки во второй половине дня,

Использование массажных дорожек после сна.

3

-Самостоятельная деятельность детей. Организация среды для коррекции стопы и осанки.

Быть здоровым я хочу,

Редко бегаю к врачу!

Сам укрепляю позвоночник,

И плоскостопие лечу.

Я осанку сохраняю

Сидя, стоя и в ходьбе.

Мышцы тела укрепляю

Упражнением и в игре.

Чтобы быстрым, сильным, стройным

Стать на радость всем вокруг,

Занимаюсь физкультурой

И болеть мне недосуг!

4

-Взаимодействие с родителями.

Досуговая деятельность.

Семинары для родителей.

Открытые занятия для родителей.

Информирование и общение с родителями на интернет-сайте д. сада.

Основной способ работы с детьми,выбранный для мастер-класса:"Технология применения средств лечебной физкультуры в организованной деятельности детей"

[/h4]

(для детей старшей и подготовительной к школе групп)

Общие задачи лечебной физкультуры:

1-Создание благоприятных физиологических условий для

а)увеличения подвижности позвоночника,

б)правильного взаимного расположения всех частей тела,

в)направленной коррекции имеющихся дефектов осанки.

2-Воспитание и закрепление навыка правильной осанки, а также дисциплинированного сознательного отношения к этому.

3-Создание условий:

а)для положительных эмоций,

б)нормализации основных нервных процессов,

в)улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы,

г). дыхательной системы,

д)укрепления дыхательной мускулатуры,

е)активизации общих и местных обменных процессов.

Частные задачи

-зависят от характера нарушений осанки, что влияет на выбор специальных индивидуальных коррекционных упражнений.

Технология решения перечисленных задач

.

Принимая во внимание физиологические механизмы действия упражнений, используем весь арсенал средств: гимнастические, спортивно-прикладные,игры для наиболее оптимального адекватного развития навыка осанки и мышечного корсета.

Для гимнастических коррекционных упражнений используем исходные положения, снимающие осевую нагрузку с позвоночника:

Лежа на животе, руки под лоб, пальцы не накладываем друг на друга (при увеличенном поясничном лордозе- плоскую подушку под живот)

Упражнения на разгибание в грудном отделе позвоночника с различными положениями рук и ног, укрепляющие мышцы спины, ягодичные мышцы, мышцы задней поверхности бедра.

Лежа на спине,руки, согнутые в локтях под шею.

при увеличенном поясничном лордозе- подушку под крестец).Переход из положения лежа в сед, подъемы ног, соблюдая последовательность и постепенность повышения нагрузки на мышцы брюшного пресса.

Лежа на боку.Отведение одной и двух ног в сторону,укрепляя косые мышцы живота, средние ягодичные.

Стоя на "четвереньках" на полу,

у гимнастической стенки. Отведения ног назад в сочетании с движением рук.

Лежа на фитболе

Лежа на гимнастической скамейке.

Имитационная игра

с использованием перечисленных упражнений.

Моделирование

Самостоятельная работа педагогов по проектированию досуговой деятельности по предложенной технологии.

Рефлексия.

Обсуждение результатов совместной деятельности с педагогами.

Публикации по теме:

Оздоровление дошкольников средствами ЛФК и физической культуры Актуальность Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому.

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Спорт и физкультура
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс. Средства лечебной физкультуры для формирования навыка правильной осанки, профилактики плоскостопия у детей
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 23:20
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...