Получи документы

Мастер-класс «Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»

Ирина Малыш
Мастер-класс «Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»

«Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»

Цель: создать условия при которых удается захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Представим такую ситуацию:

Дима, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места. Понятно, ребенок хочет ответить, это случается довольно редко. На мольберте картина «Зимние забавы» по ней составляется рассказ. Дима выходит, берёт указку, все ждут его рассказа, а он молчит. Дима, начинай, что ты видишь на картине? – педагог пытается его раскрепостить, вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова. Мальчик идет на свое место.

Публикация «Мастер-класс „Сторителлинг как способ развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Выходит Полина, она на картине многое видит, она слышит, как едут с горки санки, слышит весёлый смех детей и даже чувствует, как пахнет пирожками в том далёком домике.

Но как же нам быть с Димой? Он явно хотел ответить, но не смог. У мальчика небольшой словарный запас. Возможно в этом причина стеснения при ответе. Но, он не закрывается, он готов общаться, просто ему нужно немного помочь.

Думаю, что у всех в группах есть дети, которые на занятиях по развитию речи менее активны, чем основная масса. Сколько всего надо учесть, развивая речь : индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. Как за всем этим услышать каждого ребенка? Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью.

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое развитие является сторителлинг.

— Как вы понимаете это слово? (ОТВЕТЫ)

Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т. е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

— Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию. (ОТВЕТЫ)

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные.

— Как вы думаете, чем этот метод может быть полезен в работе с детьми? (ОТВЕТЫ)

В настоящее время сторителлинг стал интересен педагогам. Он назван педагогическим сторителлингом и направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения дошкольников.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Создаваемая история состоит из традиционных частей:

1. Вступление.

Вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

2. Развитие события.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.

Педагоги могут применять метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют конверт-доску. Конверт-доска может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности.

Если таких досок нет, то можно использовать плоскостное изображение с помощью пластилина. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Ещё один вид организации детской деятельности, который пользуется большим интересом у детей – это игра с «кубиками историй». Появились они в Европе несколько лет назад. Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок, но она адаптирована и под деятельность в детском саду. Предлагаю вам сейчас разделиться на 2 группы и составить свою историю. 1 группа - при помощи кубиков, 2 - при помощи предмета.

Историю можно составлять без определённой темы.

Правила игры таковы:

1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.

2. Первый игрок достаёт кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

3. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

4. История должна быть :

- простая;

- неожиданная;

- конкретная;

- реалистичная;

- эмоциональная;

- с хорошим финалом.

В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории, используя рифму. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Научиться говорить можно только говоря.

Скилеф (Феликс Кирсанов)

Публикации по теме:

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сторителлинг как способ развития речи дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 13:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД