Мастер класс «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»

Юлия Устюгова
Мастер класс «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Задачи:

1. Представить опыт использования проектной технологии как форму организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Познакомить со способами составления проекта на примере заполнения проектных карт.

3.

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я мастер своего дела. И сегодня, хочу поделиться с вами, опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема моего мастер- класса «Проектная технология как форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Совсем скоро наступит всеми долгожданное лето и подарит нам теплые солнечные дни. У меня в руках маленький символ беззаботных летних деньков - бабочка.

Подумайте, каким образом можно заставить этих бабочек двигаться? Варианты аудитории.

Спасибо. Ваши варианты очень интересны. Я хочу предложить вам свой.

Возьмите палочки, натрите их шерстяными салфетками и прикоснитесь к бабочкам. Попробуйте поднять палочки, бабочки движутся за ними. Получилось? Бабочки притягиваются к палочкам из-за возникшего при трении статического электричества. То, что мы с вами сделали это одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности - экспериментирование.

На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии ребёнка. Для каждого вида детской деятельности предусматриваются определенные формы работы.

Как вы думаете, какие это формы? Верно, это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование.

С уверенностью можно сказать, что все перечисленные формы работы можно удачно сочетать в технологии проектирования. Вот поэтому использование этой технологии при организации познавательно-исследовательской деятельности для меня на сегодняшний день актуально.

Мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты: «Люби и береги природу своего края», «Не мешайте мне трудиться», «Как приручить электричество», «Огород на подоконнике» и другие.

Начиная работу над проектом, продумывают его маршрут. Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П»:проблема, планирование, поиск,продукт презентация.

Начинается любой проект с проблемы, далее планируем свою работу, выполняем поиск информации, в результате получаем продукт и проводим его презентацию.

Любой проект начинается с вопроса, который интересен детям. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни. Однажды, в процессе сюжетно-ролевой игры, дети заметили, что волосы тянуться за расческой. Я поняла, что односложным ответом, тут не обойтись. Так родился проект «Как приручить электричество?»

На стадии планирования проекта стараюсь рассмотреть все детские вопросы. Дети задают самые разные, и очень интересные вопросы: «Как вода в электричество превращается»; «Почему рыбы в компоте жить не могут, а в воде живут?»; «А чем-то можно воду заменить?». Как правило, записываем эти вопросы и в ходе проекта ищем на них ответы.

Собирая информацию для реализации проекта важно помнить, что в дошкольном детстве процесс познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый дошкольник – исследователь, открывающий мир. Стараюсь показать детям, что информацию можно добыть разными способами. Самый простой способ спросить у взрослого. Можно полистать книгу, попросить маму её почитать. Нужную книгу можно найти в библиотеке. (Мы с детьми частые посетители филиала библиотеки рядом с нашим детским садом). Много полезной информации может дать экскурсия в музей. Дети охотно и с интересом смотрят познавательные фильмы.

В ходе практического выполнения проекта познавательные задачи решаются в процессе игр, проведения экспериментов, наблюдений, обсуждения наблюдаемых явлений, продуктивной деятельности, труде и других видах детских занятий. С помощью экспериментов дети уточнили свойства воды и воздуха, познакомились со статическим электричеством. Фиксация наблюдений позволяет закрепить полученные знания в памяти.

Итогом любого проекта становиться продукт и его презентация. Финалом проекта «Люби и береги природу своего края» организована выставка рисунков, в создании которой приняли участие и родители. Кроме того созданы альбомы: «Природа моей республики», «Красная книга моей республики», «Напоминающие знаки». Закончен этот проект участием в региональной «Ярмарке проектов».

Свою работу привязываю не только к тематическому планированию, но и к календарным праздникам. В ноябре мы отмечаем день Матери. Была проделана большая работа, итогом которой стал проект «7 Я». Например, сын вместе с мамой осваивал роль дизайнера – модельер и нарядил маму к празднику. Работая с детьми, понимаю, что все дети разные. Один ребенок активно вступает в диалог, а другой – молчаливо отсиживается в стороне. Чтобы не обойти вниманием таких детей, мы с родителями придумали форму работы, которую назвали «Сам себе режиссер». Был создан фильм «Мой домашний зоопарк» и представлен детям. Этот способ помог ребенку принять активное участие в проекте и поднять его статус в детском коллективе.

Технология проектирования интересна тем, что её можно реализовать через интеграцию образовательных областей и всех видов детской деятельности. Детское исследование непосредственно связано с образовательными областями «Познание» и «Коммуникация». Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает проведение исследования, а пополнение знаний способствует развитию речи. Это помогает ребенку задавать вопросы, ставить проблему, находить ответы. Создавая альбом «Природа моей республики» дети искали информацию о представителях животного или растительного мира Хакасии, рисовали его, и в заключении ребенок представил рассказ. Кроме того такая форма работы позволила задействовать еще одну образовательную область - «Художественное творчество». Объединить образовательные области «Безопасность» и «Здоровье» удалось в процессе исследовательской деятельности и наблюдений. Стараюсь приучать детей соблюдать правила безопасности, усвоение которых помогает обеспечить сохранность жизни и здоровья детей. (Мы обозначили в группе опасные места, рассматриваем опасные ситуации с огнем, режущими предметами и другие).

Таким образом, взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

На мой взгляд, одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе детей. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у ребенка развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Организуя исследовательскую деятельность в рамках проекта, я даю детям возможность выступить в роли исследователя, сделать собственные выводы. Эксперимент эффективен потому, что ребёнок выступает в роли практика, а не наблюдателя, и его предположения подкрепляются выводами, и впоследствии, данную информацию ребёнок усвоит и запомнит.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что эта работа формирует такие интегративные качества у детей, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

И я уверена, что на выходе из детского сада, у моих воспитанников будут сформированы универсальные учебные действия, что поможет их дальнейшему обучению в школе.

От себя хочу добавить, что я как педагог от проделанной работы получаю огромное удовлетворение, эмоциональный подъем и вдохновение для дальнейшей работы. Искорки в глазах детей это оценка результата моего труда.

Уважаемые коллеги, надеюсь, опыт моей работы вас заинтересовал. Хочу подарить вам на память брошюры с основной информацией о технологии проектирования. Надеюсь, она будет вам полезна.

В заключении я хотела бы узнать ваше мнение о моем выступлении. Перед вами «фонтан настроения». Отразите на нем свое отношение к увиденному. Если вам понравилось, вы узнали что-то новое и интересное украсьте фонтан звездочками. Давайте посмотрим что получилось. Судя по яркому фонтану мой мастер класс вам понравился. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

master-klas_82oel.ppt | 949 Кб | Скачан: 157
 
Публикации по теме:

Проектная деятельность в детском саду  Представляю опыт работы по данному вопросу в форме презентации. Проектная деятельность в дошкольном учреждении очень актуальна в настоящее.

Проект «Наша планета Земля»Проект «Наша планета Земля» .

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Мастер класс «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 16:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...