Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

Надежда Бабичева
Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

МАСТЕР-КЛАССА.

Тема: «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР"

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе современных требований к предшкольной подготовке с использованием инновационных технологий и методов.

Задачи:

-* показать педагогам эффективные технологии, методы и приемы знакомства детей со звуками, звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слов, словами для того, чтобы мир звуков и букв стал ближе ребенку, чтобы процесс чтения для ребенка был удовольствием;

-* познакомить педагогов с авторской системой подготовки дошкольников к обучению грамоте дошкольников с использованием методов Монтессори-технологии и наглядного моделирования.

-*использовать технологию «Круга» для организации педагогов, повышения концентрации внимания, снятия проявления тревожности,

-*способствовать лучшему контакту между участниками, формируя доверие их к педагогу-мастеру.

Оборудование:

-Мультимедийная презентация опыта работы с детьми;

-Модель «Планеты Красивой речи Речецветик»;

-Модуль «Буквы-вкладыши»;

-Свеча в шкатулке-подсвечнике;

-Подвижный алфавит Монтессори.

Раздаточный материал:

-Путевые маршрутные листы Звукобуквограда;

-Алгоритм «Закон ума»;

-Карандаши: простые и цветные;

-Рассыпные листы алфавита М. Монтессори;

-Дидактическое пособие: «Мозаика слова»;

-«Анкета для участника мастер-класса»

ХОД заседания

I.Вводная часть .(Участникам раздаются Буклеты к мастер-классу и анкеты)

Добрый день коллеги! Я предлагаю вам сегодня познакомиться с моим опытом по применению ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Демонстрация электронной презентации опыта работы (25 слайдов).

Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

Педагог-мастер: Я искренне верю в то, что логопед - всегда немного

волшебник, потому что работает с волшебными (такой термин, на мой взгляд, лучше, чем "с патологией", "особенными" и т. п.) детьми и ежедневно совершает маленькое чудо. Мы, учителя-логопеды, все с полным правом можем называться волшебниками, поскольку совершаем маленькие чудеса ежедневно в процессе своей деятельности, ведь в логопедии органически сочетаются

мудрость педагогики, прозорливость психологии и милосердие медицины.

Я не от скуки на все руки: И, немножечко, невролог.

Я- учитель, дефектолог, Режиссер, артист, оратор,

Воспитатель и психолог. Маг, волшебник и новатор.

Используя эти свои функции в работе с детьми-логопатами, я комбинировала традиционную логопедическую методику, методику наглядного моделирования и Монтессори-метод в единую систему подготовки детей-логопатов 4-6 лет к обучению грамоте.

Итак, предлагаю сделать экскурс по страницам двухлетнего Проекта «Путешествие по Планете Красивой Речи Речецветик».

II. Основная часть.

1. Начинаем образовательную деятельность с детьми с дидактического КРУГА, заимствованного мною из Монтессори-педагогики, которой я остаюсь преданной более 15 лет. Круг - это "эмоциональное" начало работы. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Круг в жизни детей моей группы - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение, познакомиться с новой игрой или дидактическим материалом, пальчиковыми и словесными играми и мн. другое.

Приглашаю вас на КРУГ, традиционный в моей группе и на заседаниях РМО логопедов ДОУ. (Участники проходят в центр зала):

•Поприветствуем мир и друг друга. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуй, Небо голубое! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце золотое! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Матушка-Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуйте, мои друзья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

•Предлагаю передавать огонек душевности по кругу, импровизированный зажжённой свечой со словами приветствия: употребляя имена в уменьшительно-ласкательном значении: «Здравствуй, Дашенька»; и расширяя словарь признаков: «Давайте поздороваемся добрыми словами» («Здравствуй добрая, честная, умная, аккуратная Маша»). Следите за силой, тембром голоса, темпом речи.

2. Начиная работать с ребятами старшего возраста, я знакомлю их с алгоритмом любой познавательной деятельности: «Законом ума», формируя умения приобретения знаний.

Приглашаю сесть за столы и воспроизведем вместе алгоритм «Закон Ума»(участники садятся за столы и обрисовывают свою кисть руки. Идет анализ древней тибетской мудрости: «я вижу - я забываю, я слышу - я запоминаю, я делаю - я понимаю», но пойдемте дальше: «я проговариваю-я учусь, я расскажу - я знаю!».Этот Закон ума и нам сегодня поможет в приобретении новых знаний.

З. В рамках метода наглядного моделирования я предлагаю отправиться в Путешествие по Звукобуквограду-главному городу страны Златоустия Планеты красивой речи Речецветик. Чтобы путешествие наше было содержательным, интересным и безопасным - необходимо изготовить карту-модель Планеты Красивой речи. Главный город, столица ЗВУКОБУКВОГРАД -предлагаю разделиться на группы исследователей по 2 человека для знакомства с улицами, переулками, перекрестками ЗВУКОБУКВОГРАДА. Подойдите и возьмите путевые листы для исследования переулков и улиц Звукобуквограда -цветные карточки с маршрутами. (Участники мастер-класса выполняют задания практически в КРУГУ)

Задание 1: из буквенных форм - вкладышей составьте по маршрутному листу порядок жителей-звуков по переулкам (модель демонстрируется).

Задание 2: по маршрутному путевому листу Звукограда выложите переулки в следующем порядке: Воротный, Веселый, Дразнилок, Сердитый, Паровозный, Строителей (по предложенным указателям переулков).

Если вы правильно выложили звуки в переулках и переулки по порядку, то по вертикали определились улицы с жильцами-буквами:Ул. Певцов, ул. Улыбчивых певцов, ул. Громкая-Звонкая, ул. Тихая-Глухая. Переулки группируют звуки по артикуляции, а по улицам звуки группируются по характеру звучания.

Вот так вы -исследователи превратили Звукоград в Звукобуквоград-столицу страны Златоустия. Что же это за страна? Почему ее так назвали?

«Златоуст»-говорили про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться? И мы вместе с детьми отправляемся в долгий и трудный путь, в сказочную страну Златоустию. Если посмотреть с высоты, Златоустия похожа на огромную ромашку. Жители ее построили себе по городку - лепестку и прекрасно произносят звуки, слова, ходят друг к другу в гости и там царит дружба и лад.

Задание 3: Представьте, что вы жители страны Златоустии, постройте городки-лепестки в виде ромашки и скажите, как называют жителей каждого города (участники прочитывают названия городков по модели) .

Задание 4: В Златоустии жители поэтично высказываются, выберите городок и скажите для его жителей свои чистоговорки.

Столица ЗВУКОБУКВОГРАД с городками страны ЗЛАТОУСТИЯ соединена лабиринтами СЛОГАНДИИ И СЛОВАНДИИ. Путешествовать по ним длительно, увлекательно и познавательно! И все вместе это называется ПЛАНЕТА Красивой Речи РЕЧЕЦВЕТИК.

Вернемся к Улицам и переулкам столицы ЗВУКОБУКВОГРАД. Давайте по ним прогуляемся.

Задание 5: Я вам скажу адреса звуков – жителей ЗВУКОБУКВОГРАДА, вы их соедините вместе и что может получиться (слово) Кто находит первым звук-жителя, выходит и становится в ряд друг за другом. Прочитайте получившееся слово. (ДРУЖБА)

4. Но ребятам придется писать учиться прописными буквами, их образ можно уже проработать при помощи Монтессорийского Подвижного алфавита.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ работы с Подвижным алфавитом Монтессори. Составление слова «ЛАД»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ дидактического материала «Мозаика слова».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ С «Рассыпными листами алфавита Монтессори».

Задание 6: Обведите буквы в рассыпных листах соответствующим его адресу цветом, сделать буквы цветными, заштриховав их соответствующими прописными буквами.

Вот так за несколько минут мы с вами проиграли ведущую педагогическую идею моего опыта, которая заключается в поэтапном обучении детей с общим недоразвитием речи звуковому и звукобуквенному анализу, чтению и письму посредством инновационных методов Монтессори-технологии и приемов наглядного моделирования по использованию в работе с детьми 4-6 лет в подготовке к обучению грамоте. Введение наглядных моделей и Монтессори-материалов в процесс обучения и коррекции позволяет более целенаправленно развивать фонематический слух детей.

III.Рефлексия.

Педагог-мастер: Снова в Круг мы соберемся и, передавая огонек души своей (свечу, выскажите одним словом характерный признак мастер-класса или работы педагога-мастера. (Участники высказывают свое мнение о мастер-классе и работе в нем)

Заключительное слово:

Способствовать развитию и пониманию детей, работать для защиты их прав - это и есть моя цель. Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, - все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества, Страница, которую хотелось бы заполнить. Но при этом, дети - лучшие учителя. И в моей душе звучит такой призыв: «Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами справедливости» это молитва от М. Монтессори и она мне близка.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью заполнения «Анкеты для участника мастер-класса»

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»
Опубликовано: 18 июля 2013 в 23:17
+59
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...