Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

Надежда Бабичева
Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

МАСТЕР-КЛАССА.

Тема: «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР"

Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе современных требований к предшкольной подготовке с использованием инновационных технологий и методов.

Задачи:

-* показать педагогам эффективные технологии, методы и приемы знакомства детей со звуками, звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слов, словами для того, чтобы мир звуков и букв стал ближе ребенку, чтобы процесс чтения для ребенка был удовольствием;

-* познакомить педагогов с авторской системой подготовки дошкольников к обучению грамоте дошкольников с использованием методов Монтессори-технологии и наглядного моделирования.

-*использовать технологию «Круга» для организации педагогов, повышения концентрации внимания, снятия проявления тревожности,

-*способствовать лучшему контакту между участниками, формируя доверие их к педагогу-мастеру.

Оборудование:

-Мультимедийная презентация опыта работы с детьми;

-Модель «Планеты Красивой речи Речецветик»;

-Модуль «Буквы-вкладыши»;

-Свеча в шкатулке-подсвечнике;

-Подвижный алфавит Монтессори.

Раздаточный материал:

-Путевые маршрутные листы Звукобуквограда;

-Алгоритм «Закон ума»;

-Карандаши: простые и цветные;

-Рассыпные листы алфавита М. Монтессори;

-Дидактическое пособие: «Мозаика слова»;

-«Анкета для участника мастер-класса»

ХОД заседания

I.Вводная часть .(Участникам раздаются Буклеты к мастер-классу и анкеты)

Добрый день коллеги! Я предлагаю вам сегодня познакомиться с моим опытом по применению ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Демонстрация электронной презентации опыта работы (25 слайдов).

Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»

Педагог-мастер: Я искренне верю в то, что логопед - всегда немного

волшебник, потому что работает с волшебными (такой термин, на мой взгляд, лучше, чем "с патологией", "особенными" и т. п.) детьми и ежедневно совершает маленькое чудо. Мы, учителя-логопеды, все с полным правом можем называться волшебниками, поскольку совершаем маленькие чудеса ежедневно в процессе своей деятельности, ведь в логопедии органически сочетаются

мудрость педагогики, прозорливость психологии и милосердие медицины.

Я не от скуки на все руки: И, немножечко, невролог.

Я- учитель, дефектолог, Режиссер, артист, оратор,

Воспитатель и психолог. Маг, волшебник и новатор.

Используя эти свои функции в работе с детьми-логопатами, я комбинировала традиционную логопедическую методику, методику наглядного моделирования и Монтессори-метод в единую систему подготовки детей-логопатов 4-6 лет к обучению грамоте.

Итак, предлагаю сделать экскурс по страницам двухлетнего Проекта «Путешествие по Планете Красивой Речи Речецветик».

II. Основная часть.

1. Начинаем образовательную деятельность с детьми с дидактического КРУГА, заимствованного мною из Монтессори-педагогики, которой я остаюсь преданной более 15 лет. Круг - это "эмоциональное" начало работы. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Круг в жизни детей моей группы - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение, познакомиться с новой игрой или дидактическим материалом, пальчиковыми и словесными играми и мн. другое.

Приглашаю вас на КРУГ, традиционный в моей группе и на заседаниях РМО логопедов ДОУ. (Участники проходят в центр зала):

•Поприветствуем мир и друг друга. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуй, Небо голубое! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце золотое! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Матушка-Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуйте, мои друзья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

•Предлагаю передавать огонек душевности по кругу, импровизированный зажжённой свечой со словами приветствия: употребляя имена в уменьшительно-ласкательном значении: «Здравствуй, Дашенька»; и расширяя словарь признаков: «Давайте поздороваемся добрыми словами» («Здравствуй добрая, честная, умная, аккуратная Маша»). Следите за силой, тембром голоса, темпом речи.

2. Начиная работать с ребятами старшего возраста, я знакомлю их с алгоритмом любой познавательной деятельности: «Законом ума», формируя умения приобретения знаний.

Приглашаю сесть за столы и воспроизведем вместе алгоритм «Закон Ума»(участники садятся за столы и обрисовывают свою кисть руки. Идет анализ древней тибетской мудрости: «я вижу - я забываю, я слышу - я запоминаю, я делаю - я понимаю», но пойдемте дальше: «я проговариваю-я учусь, я расскажу - я знаю!».Этот Закон ума и нам сегодня поможет в приобретении новых знаний.

З. В рамках метода наглядного моделирования я предлагаю отправиться в Путешествие по Звукобуквограду-главному городу страны Златоустия Планеты красивой речи Речецветик. Чтобы путешествие наше было содержательным, интересным и безопасным - необходимо изготовить карту-модель Планеты Красивой речи. Главный город, столица ЗВУКОБУКВОГРАД -предлагаю разделиться на группы исследователей по 2 человека для знакомства с улицами, переулками, перекрестками ЗВУКОБУКВОГРАДА. Подойдите и возьмите путевые листы для исследования переулков и улиц Звукобуквограда -цветные карточки с маршрутами. (Участники мастер-класса выполняют задания практически в КРУГУ)

Задание 1: из буквенных форм - вкладышей составьте по маршрутному листу порядок жителей-звуков по переулкам (модель демонстрируется).

Задание 2: по маршрутному путевому листу Звукограда выложите переулки в следующем порядке: Воротный, Веселый, Дразнилок, Сердитый, Паровозный, Строителей (по предложенным указателям переулков).

Если вы правильно выложили звуки в переулках и переулки по порядку, то по вертикали определились улицы с жильцами-буквами:Ул. Певцов, ул. Улыбчивых певцов, ул. Громкая-Звонкая, ул. Тихая-Глухая. Переулки группируют звуки по артикуляции, а по улицам звуки группируются по характеру звучания.

Вот так вы -исследователи превратили Звукоград в Звукобуквоград-столицу страны Златоустия. Что же это за страна? Почему ее так назвали?

«Златоуст»-говорили про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить. По преданию, каждый третий житель на Руси был златоустом. Все хотят быть златоустами. Но как этому научиться? И мы вместе с детьми отправляемся в долгий и трудный путь, в сказочную страну Златоустию. Если посмотреть с высоты, Златоустия похожа на огромную ромашку. Жители ее построили себе по городку - лепестку и прекрасно произносят звуки, слова, ходят друг к другу в гости и там царит дружба и лад.

Задание 3: Представьте, что вы жители страны Златоустии, постройте городки-лепестки в виде ромашки и скажите, как называют жителей каждого города (участники прочитывают названия городков по модели) .

Задание 4: В Златоустии жители поэтично высказываются, выберите городок и скажите для его жителей свои чистоговорки.

Столица ЗВУКОБУКВОГРАД с городками страны ЗЛАТОУСТИЯ соединена лабиринтами СЛОГАНДИИ И СЛОВАНДИИ. Путешествовать по ним длительно, увлекательно и познавательно! И все вместе это называется ПЛАНЕТА Красивой Речи РЕЧЕЦВЕТИК.

Вернемся к Улицам и переулкам столицы ЗВУКОБУКВОГРАД. Давайте по ним прогуляемся.

Задание 5: Я вам скажу адреса звуков – жителей ЗВУКОБУКВОГРАДА, вы их соедините вместе и что может получиться (слово) Кто находит первым звук-жителя, выходит и становится в ряд друг за другом. Прочитайте получившееся слово. (ДРУЖБА)

4. Но ребятам придется писать учиться прописными буквами, их образ можно уже проработать при помощи Монтессорийского Подвижного алфавита.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ работы с Подвижным алфавитом Монтессори. Составление слова «ЛАД»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ дидактического материала «Мозаика слова».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ С «Рассыпными листами алфавита Монтессори».

Задание 6: Обведите буквы в рассыпных листах соответствующим его адресу цветом, сделать буквы цветными, заштриховав их соответствующими прописными буквами.

Вот так за несколько минут мы с вами проиграли ведущую педагогическую идею моего опыта, которая заключается в поэтапном обучении детей с общим недоразвитием речи звуковому и звукобуквенному анализу, чтению и письму посредством инновационных методов Монтессори-технологии и приемов наглядного моделирования по использованию в работе с детьми 4-6 лет в подготовке к обучению грамоте. Введение наглядных моделей и Монтессори-материалов в процесс обучения и коррекции позволяет более целенаправленно развивать фонематический слух детей.

III.Рефлексия.

Педагог-мастер: Снова в Круг мы соберемся и, передавая огонек души своей (свечу, выскажите одним словом характерный признак мастер-класса или работы педагога-мастера. (Участники высказывают свое мнение о мастер-классе и работе в нем)

Заключительное слово:

Способствовать развитию и пониманию детей, работать для защиты их прав - это и есть моя цель. Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, - все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества, Страница, которую хотелось бы заполнить. Но при этом, дети - лучшие учителя. И в моей душе звучит такой призыв: «Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами справедливости» это молитва от М. Монтессори и она мне близка.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью заполнения «Анкеты для участника мастер-класса»

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Мастер-класс «Инновационные подходы в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с ОНР»
Опубликовано: 18 июля 2013 в 23:17
+59
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...