Папки-передвижки

Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Наталия Анохина
Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Мастер-класс

Тема:

«Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Подготовила: воспитатель Анохина Н. В.

Мордово-2013

Мастер-класс : «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

(Слайд №1,2)

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому опытно-исследовательская деятельность, наравне с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Публикация «Мастер-класс „Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

Слайд №3

Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования

Слайды №4,5

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Опытно-исследовательская деятельность в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы является базовой образовательной областью, на которую отводится 1 занятие в 2 недели.

Слайд №6

Интеграция образовательных областей-основное требование в образовательной деятельности. Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Данный вид деятельности интегрируется со всеми образовательными областями: «Коммуникацией», «Художественным творчеством», «Безопасностью», «Здоровьем».

Слайд №7

Свою работу по данному направлению я планирую исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

- специально – организованное обучение НОД в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми в течение дня;

- свободная самостоятельная деятельность.

Планирование составлено мною в соответствии с требованиями программы в образовательной области «Познание», в которой предусмотрены все виды детской деятельности в различных режимных моментах.

Слайды «Планирование»№8-12

К примеру, тематическое планирование для средней группы составлено по разделам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир».

Слайд№13.

В своей практике я использую следующие формы работы: НОД, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдаю подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Слайд №14

Для работы с детьми мною отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на четыре группы:

- методы, повышающие познавательную активность;

- методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата;

- методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа);

- проблемно – поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.

Слайд №15, 16.

Конечно, для организации и реализации вышеперечисленных форм и методов работы по опытно-исследовательской деятельности необходима хорошо организованная предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок по опытно-исследовательской деятельности, с учётом возрастных требований, уголок природы.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатории) выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещаем различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка, ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

Слайд №17

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд №18

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – исследовательской деятельности. Здесь я планируюразличные опыты и наблюдения, провожу познавательные беседы. В своей практике я иногда использую эвристические беседы (при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать). Провожу с детьми экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения провожу занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц). Цель таких занятий: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно –исследовательской работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве воспитателя и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Слайд №19

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает, в первую очередь, создание воспитателем условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.

Слайд №20, 21

Полученные знания дошкольники закрепляют дома. Работа с родителями по данному направлению проводится в форме консультаций, родительских собраний, конкурсов и выставок рисунков, поделок.

Работа по данной теме требует от воспитателя демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Практическая часть мастер-класса

«Путешествие в страну «Знайка».

Цели:

Познакомить аудиторию с качествами и свойствами резины.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (знакомство со свойствами и качествами резины); «Коммуникация» (ответы на вопросы, выводы); «Безопасность» (правила поведения в лаборатории, во время опытов); «Здоровье» (дыхательная гимнастика); «Художественное творчество» (рисование воздушных шариков).

Материалы.

Воздушный шар, резиновые перчатки и резиновые сапоги.

Словарная работа.

Резина, резиновые предметы.

Ход проведения:

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Знайка». Это - экспериментальная лаборатория и мне для работы необходимы помощники.

Запомните правила поведения в лаборатории:

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с предметами. Помните, что предметы нельзя пробывать на вкус.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Что же здесь находится?

Участники перечисляют (таз с водой, резиновые перчатки, резиновые сапоги и воздушный шарик).

Воспитатель: Возьмите в руки вот эти предметы и скажите, из какого матери они сделаны? (ответы)

Проблемный вопрос: Какими свойствами и качествами обладает резина?

Приступим к проведению первого опыта и узнаем, а пропускает ли резина влагу?

Опыт №1.

Участники одевают перчатки (резиновую и тканевую) и опускают руки поочерёдно в воду. Затем снимают их.

Воспитатель. Ну, что промокли ваши руки в перчатках?

Делается вывод:

Воспитатель А теперь посмотрите и найдите еще один предмет, который очень необходим человеку в дождливую погоду?

Находят сапоги.

Воспитатель. А чем полезны эти сапоги?

Участники: В них можно ходить по воде.

Воспитатель. Молодцы, какие вы догадливые. А давайте мы их тоже проверим, вдруг это не такие сапоги.

Опыт №2.

Взрослые обувают сапоги и встают в таз с водой.

Воспитатель. Ну как промокли у вас ножки?

Участники: Нет, ножки остались сухими.

Вывод:

Воспитатель. Да, сапоги тоже резиновые, и они не промокают и не пропускают воду. В них смело можно ходить по лужам.

Воспитатель. Посмотрите, что у меня здесь еще припасено. Воздушный шарик.

Воспитатель. А кто мне скажет, для чего нам нужен воздушный шарик?

Участники: Его можно надуть и поиграть с ним.

Воспитатель. Правильно, а еще для чего мы надуваем шары?

Участники: Когда праздник или День рождения, мы надувам шары и украшаем ими комнату.

Воспитатель. Хорошо, значит можно сказать, что они приносят в наш дом праздник и веселое настроение?

Участники. Да.

Но прежде чем перейти к следующему опыту, я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Становятся все в круг.

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой,

Оставайся такой и не лопайся.

(Участники набирают в рот воздух)

А наш шарик полетел и на колючку налетел.

(Воздух выдыхается, круг постепенно сужается)

Опыт № 3.

Воспитатель. Посмотрите, что происходит с шариком, когда мы его надуваем?

Участники. Он становится большим.

Воспитатель. Молодцы! А когда сдуваем, что происходит?

Участники. Он становится маленьким.

Воспитатель. А вы знаете, почему так происходит?

Гости. Потому что, когда мы его надуваем, то в шарик попадает воздух, он растягивается, становится большим и невесомым, он может даже летать.

А теперь, я предлагаю Вам надуть перчатку. Тяжело? А почему, шарик надувается легко, а перчатка нет?

Вывод: У шарика резина мягкая, эластичная, а у перчатки плотная, менее эластичная.

Воспитатель. Скажите,а что с шариком случится, если мы его намочим? Он промокнет?

Воспитатель. А давайте мы с вами это и проверим. Кто хочет поэкспериментировать?

Опыт №4.

Гости опускают шар в воду.

Воспитатель. Каким стал сейчас шарик?

Гости. Мокрым.

Воспитатель. Да, он снаружи стал мокрым, а внутри он какой?

Гости проверяют шарик.

Гости. Сухой.

Воспитатель. Значит, он тоже не промокает и воду не пропускает?

Гости. Да.

Воспитатель. Правильно. Шарик не пропускает воду, т. к. он тоже резиновый и с ним можно смело гулять под дождем.

Воспитатель. Ну, что, Вам понравилось сегодняшнее путешествие по лаборатории страны «Знайка»?

Какими свойствами обладает резина (эластичная, её можно надуть)

А качествами? (не пропускает влагу)

А чтобы добавить праздника и настроения, я предлагаю вам подойти к столу.

Я попрошу вас нарисовать воздушные шарики.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться из путешествия.

Воспитатель. До свидания, спасибо, вам, что вы были активными, внимательными.

Слайд №22

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Публикации по теме:

Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода — мои лучшие друзья» Задачи: • Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни; • Обогащать и активизировать словарь.

Исследовательская деятельность (фотоотчёт)Исследовательская деятельность (фотоотчёт) Начиная с весны «Фантазёры» ежедневно здоровались с подружкой Берёзонькой. Мы наблюдали за её весенним пробуждением: как набухали почки,.

Исследовательская деятельность Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель показывает слайд «Затор.

Исследовательская деятельность на участкеИсследовательская деятельность на участке В нашем саду этим летом был объявлен конкурс "Исследовательская деятельность на участке". Так как возраст ребятишек нашей группы 5-6 лет,.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Мастер-класс «Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей» Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов-дошкольников Задачи: Познакомить с определением.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

План конспект Мастер-класса. Тема «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. «Мастерская художника» План-конспект мастер-класса Тема: «Опытно- эксперементальная деятельность в ДОУ «Мастерская художника». Педагог-мастер – Шолдя Ольга Петровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 11:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД