Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

Алена Гриценко
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

ПОДГОТОВИЛА

Воспитатель первой младшей группы

Гриценко Алена Владимировна

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий

Публикация «Мастер-класс „Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста“» размещена в разделах

с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.

Задачи:

1. Обобщение опыта по теме «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа методов и приёмов, направленных на формирование речевых навыков

3. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Участники: Педагоги

Форма проведения : мастер – класс

Оборудование: карандаши, манка, фасоль, кукуруза, соя, подносы, макаронные изделия «Перья», шнурок, бархатная бумага аудиозапись музыки, презентация.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию речи детей младшего возраста, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях.

Существует такое высказывание-

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» определяет обязательный минимум содержания программы по образовательной области «Речевое развитие», в которое входит развитие общения, обогащение активного словаря, что является одним из основных направлений речевого развития в раннем возрасте, которое сопровождается интенсивным развитием всех психических процессов, особенно мышления.

Наблюдения из опыта работы показывают, что число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Дети позже начинают говорить, речевая активность у многих детей на низком уровне, словарный запас не соответствует возрасту, что в свою очередь сказывается на дальнейшем развитии, поэтому речевое развитие является одной из актуальных проблем.

Речь является важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью, в процессе которой развивается познавательная активность на основе наглядно – действенной формы мышления, связанной с овладением ходьбой, ориентировкой в пространстве. Дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть, подражая взрослым, действиями, которые те совершают с данными предметами. В процессе манипуляции, на основе полученных впечатлений, у детей создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, ребенок двух - трех лет познает по признаку «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Действительно, наблюдая за детьми, можно заметить, что дети с большим интересом обследуют предметы самым разнообразным способом: вертят, крутят, трясут, бросают, ломают, тем самым постигают признаки и свойства предметов, сопровождая это эмоциями и речью. Это говорит о том, что одновременно с познанием предметного содержания окружающей действительности в процессе предметной деятельности происходит эмоциональное освоение мира и развитие речи, что является очень важным.

Для ребенка ценны сами по себе действия с предметами. Знакомясь с предметом на уровне восприятия, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства. Он запоминает предметы, действия с ними, обозначает их словом.

Все эти особенности определяют специфику организации работы по речевому развитию в процессе овладения предметными действиями, в основе которой положена в первую очередь, организация предметно - пространственной развивающей среды, созданная с учетом всех требований ФГОС.

В 2-3 года речь ребёнка становится не только средством общения со взрослыми в самых различных ситуациях, но и средством познания. Дети воспринимают окружающий мир при помощи разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий, что позволяет ребёнку выделять широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребёнком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами.

Речевые задачи практически решаются во всех видах организованной деятельности, в процессе которых у малышей развиваются не только овладение предметными действиями, но и речь. Не научит взрослый ребёнка в процессе деятельности, как действовать с предметами, использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании предметов и игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

В своей практике широко использую следующие методы:

(Презентация)

1. Рассматривание предметов («Что это?», «Что делает мячик?») (фото с мячиком)

2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек). (фото с кроваткой и котом)

3. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов на активизацию словаря, обозначающих свойства, качества предметов, сенсорных эталонов (форма, цвет, величина). Такие игры, как «Что за форма, «Дружные ребята», «Весёлый паровозик», «прицепи ежику иголки» помогают значительно расширить чувственный опыт малышей. Процесс восприятия всегда нужно сопровождать словом, называя качества предметов и явлений (шарик круглый, гладкий, красный; музыка весёлая, грустная, тихая, громкая; звуки длинные, короткие, и т. п.). Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. (фото с кубиками)

4. Поручения (принеси большую пирамидку, сложи кубики в коробку)

5. Сюжетно дидактические игры («Напоим Катю чаем» - можно побудить детей к произношению названий посуды, их частей, а также действий (напоить, повесить, положить, поставить). В сюжетных играх развивается диалогическая речь. Мы играем с детьми, используем речевые диалоги. («Что ты даешь Пете?»Таблетку)

6. Организуя игры, экспериментирование или наблюдение, использую разнообразные приёмы, направленные на развитие активной речи детей, например,

- Речевое подражание («Как лает собачка?»)

7. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Машинка – большая и маленькая, кошка – пушистая и т. д.)

8. Повторение одного и того же задания несколько раз (повтори, что это?- лопатка);

- Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.», «Где ты взял мишку? Покажи».)

Вашему вниманию были представлены методы и приемы активизации речи и приёмы обогащения и уточнения словаря, которые я использую в своей работе.

Еще в процессе предметной деятельности у ребенка развивается мелкая моторика, которая связана напрямую с развитием речи и интеллекта.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной.

Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.

Давайте и мы попробуем:

«Рисуем щепотками снежинки»,

«Рисуем кулачком узоры»

«Рисуем солнышко»

«Рисуем дорожку».Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком,затем указательным и маленькую дорожку мизинце.

При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. и. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.

«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

1. «Скворечник»

Мы строим скворечник

У нас есть чертеж,

Чтоб домик наш был

На скворечник похож (М. Гусева.)

Игра «Золушка»- Рассортировать фасоль, горох, кукурузу. Представьте, что каждая из вас – Золушка. Вам нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки. Начинаем. Молодцы! Золушки.

Перебрали Золушки фасоль, а теперь порисуем фасолью.

Выкладывание контуров предметов фасолью. Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой воздушный шарик. Фасоль берем из кружечки.

Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к

деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

(Упражнение проводится с педагогами).

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно

В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая из на нитку как бусы. И я хочу вам предложить сделать себе украшение на память о нашем мастер-класс.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать. (проводится под спокойную музыку) .

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

Творческих всем успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детско-родительские проекты как активная форма взаимодействия с родителями Детско – родительские проекты как активная форма взаимодействия с родителями. (сообщение Артемовой Татьяны Дниловны на педагогическом совете.

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) ВидеоИгровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Видео «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста» «Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида» Авторы проекта: Затяева.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыханияМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Мастер-класс «Развитие музыкальности у детей младшего школьного возраста при помощи игры на музыкальных инструментах» Цель: Повышение профессионального уровня педагогов. Задачи:1) Показ основных исполнительских приёмов на детских музыкальных инструментах.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Взаимосвязь речевого развития с продуктивными видами деятельности в работе с детьми младшего возраста Взаимосвязь речевого развития с продуктивными видами деятельности в работе с детьми младшего возраста (консультация для педагогов) Совместная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 20:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД