Кирьянова Евгения Юрьевна
Мастер-класс для родителей «Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления»
Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию игр и упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления детей
Задачи: — познакомить родителей с играми, упражнениями для развития познавательных процессов:
• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях
• реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
Публикация «Мастер-класс для родителей „Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
• развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход мероприятия
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что "детей там учат". В общем, это верно, мы всесторонне разовьем ребенка и научим его играть. Но совместные игры с родителями очень важны для ребенка.! Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ познать мир
Поэтому приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Часто родители говорят, что ребенок не хочет с вами заниматься,а вы не задумывались, почему? Может потому что им не интересен этот вид деятельности. Так вот сегодня, я приглашаю Вас, уважаемые родители, посетить наш устный журнал «Добрые советы, хорошим родителям», и научиться не только играть с детьми, а научиться быть интересными для своих детей. (2слайд)
Да, не забудьте прихватить с собой желание играть и хорошее настроение!
- «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Детей своих любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь им? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными вы будете?» (да)
- И так с чего начать? А начинаем мы с вами с 1 ой странички нашего журнала, которая называется (3 слайд)
«Развиваем память и внимание»
Сначала мы пройдемся по теории. Вашему вниманию предлагаются памятки. Найдите памятку№1,в ней вы увидите игры,которые используются для развития памяти у детей, Давайте рассмотрим некоторые из них.
Игра «Что сначала, что потом» Дети должны восстановить последовательность событий. Как можно использовать игру в повседневной жизни? Давайте пофантазируем.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (Памятка №1)
(4слайд)•"Что сначало,что потом"(учить учитывать последовательность событий).
(5слайд)•"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
(6слайд)•"Уникуб", "Лото"."Домино", «Пазлы» «Конструкторы».
(7 слайд) Смайлик
•"Закончи слово" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
•"Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
•"Антонимы"(ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый-легкий"," сильный-слабый"," круглый – квадратный» и т. д.)
•Загадки (описательные)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (Памятка №2)
Игры -головоломки. (Со счетными палочками) (8слайд)
Загадки.
"Найди отличия". (9слайд)
«Назови, что ты видишь" (за одну минуту должны назвать как
можно больше предметов, находящихся в комнате).
«Назови 3 предмета желтого цвета» и т. д.
А теперь приступим к практике. А хотите проверить свою память и внимание?
1 Игра «Фото на память»(Запоминаем расположение геометрических фигур и останавливаем их на память(10слайд(11слайд) (10слайд)
2 Игра «Что мы ели на обед» (Восстановить последовательность слов)
3. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьет поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет (О. Григорьев)
-Справились, тогда давайте добавим немного фантазии и воображения.
- Игра со счетными палочками («Поверни голову корове», «Выброси мусор»(12слайд) (13слайд) (14 слайд)
А теперь мы открываем 2ую страничку нашего журнала - «Развиваем речь и восприятие»(15слайд)
Рекомендации для родителей по развитию восприятия (памятка №3)
Учить детей различать предметы на ощупь.
Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
Учить соотносить предметы по величине.
.Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом
.Формировать умение составлять из частей целое.
Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
Различать основные признаки разных времен года.
Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Формирование сенсорных эталонов формы.
Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали
Например:
Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. (Вопрос-ответ)
- Апельсин какой? Круглый, оранжевый, сладкий.
- Шапка какая? Теплая, синяя и осенняя.
- Дом какой? Многоэтажный, высокий, кирпичный.
Игры и упражнения на развитие восприятия :
1.«Угадай предмет» (соединяются цифры между собой по порядку(16слайд)
2."Найди похожий силуэт" (учить находить сходство предметов)
17 (слайд (смайлик)
3. Сложи картинку" (составить из частей целую картинку) (Дома вы можете поиграть с детьми в пазлы)
А речь мы развиваем во всех видах деятельности. .Растите из детей почемучек. Так ребенок быстрее развивается. (Случай в автобусе)
И чтобы это не случилось с вами,и не иссяк Энтузиазм предлагаю вам следующюю памятку№4. Как развивать речь детей,используя тему «Осень»
(Различать основные признаки разных времен года.)
Памятка. №4
1) Побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.
2) Собрать разноцветные листья, обращая внимание на цвет, форму, составить осенний букет. Это можно сделать в виде игры «Кто быстрее соберёт букет» или «Чей букет больше».
3) Выложить дорожку из листьев (сначала прямую, потом извилистую, узкую и широкую) и пройти по ней (простым шагом, вперёд спиной, пропрыгать, пройти как медведь, как лиса, как белочка и т. д. – на каждого персонажа придумать свою походку).
4) Потрясти деревья с листьями и постоять под листопадом
5) Устроить охоту за осенью:
составьте список природных объектов, которые можно найти осенью: желуди, желтые кленовые листья, красные кленовые листья, шишки сосновые и еловые и т. д. Распечатайте список по количеству игроков или членов семьи. Задача каждого за установленное время (за день или за два) найти как можно больше наименований из списка. Но не просто их найти, а сфотографироваться на их фоне (камера теперь есть в каждом мобильном). Радостные лица и указательные жесты приветствуются. Тот, кому удалось сфотографировать больше всех обозначенных объектов – выигрывает! Ему достается титул лучшего фотоохотника, а также небольшой приз!
6) Разрешить детям (да и себе) поваляться в листьях
7) Сделать осеннюю корону из листьев. Можно просто связать листья между собой, а для малышей можно заранее подготовить картонную основу короны, на которую наклеить двусторонний скотч. Малыш будет собирать осенние листья и наклеивать их на корону, создавая свой собственный дизайн.
8) Поиграть в «листоклад» : спрячьте в большую кучу сухих листьев несколько небольших игрушек – пусть дети ищут их, кто больше найдет – тот и победил! Или ищите сами со своим ребенком.
9) Устроить салют из осенних листьев
10) Собрать природный материал: каштаны, шишки, жёлуди, осенние ягодки
11) Обвести мелком листья, шишки, палочки и любые другие предметы
12) Сделать рябиновые бусы
13) Бегать и прыгать по лужам! Порадуйте своего ребенка! Оденьте его соответствующе (сапоги, плащ, непромокаемые штаны) в дождливую погоду и разрешите резвиться в луже. Он непременно это оценит и будет счастлив! А ещё можно сделать из пенопласта кораблики и пускать их по лужам!
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО
МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!
Это 3 страничка нашего журнала «Совершенствование
мелкомоторных навыков и логического мышления»(19слайд)
Для этого можно работать в 2-х направлениях.
1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
– разминать пальцами пластилин;
– запускать пальцами мелкие волчки;
– сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
– двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
– махать в воздухе только пальцами;
– кистями рук делать «фонарики»;
– хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
– собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
– нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
– наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
- Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
2. Формировать графический навык, для этого можно:
– рисовать по точкам;(20слайд)
– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);(21слайд)
– штриховать разными способами;(22слайд)
– обводить контуры фигур.
1. «Логическая сетка»(Разложить предметы так, чтобы они не повторялись»
2 «Найти закономерность»
3 «Шуточные логические задачи»
Итог
Притча. «Всё в твоих руках».
Как-то раз один мальчик решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку в свои ладошки и решил спросить у мудреца - жива ли бабочка?
Если мудрец скажет "Да" - мальчишка сожмёт ладони, и бабочка погибнет. Если скажет "Нет" - он раскроет их, и бабочка улетит.
Когда он подошёл к мудрецу и спросил, жива ли бабочка, мудрец ответил:
- Всё в твоих руках.
Я хочу повторить эту фразу,перелистывая последнюю страничку нашего журнала,» ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ»
Чтобы подвести итог нашей встречи и получить обратную связь, о том, что вам понравилось,проведем последнюю игру. Вы должны составить СМС, о том, где вы и что вы делаете?
Источники:
• Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. Авторы: Стародубцева И. В., Завьялова Т. П.
• Развитие логического мышления. Автор: Савенков А. И.
• Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь. Автор: Колесникова Е. В.
• Уроки для будущих отличников. О. Жукова