Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

Лена Николаева
Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

материал основан на технологии Т,Э, Тютюнниковой\

МАСТЕР – КЛАСС Прилагается призентация)

Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

• Цель:

- показать использование игрового приема при знакомстве с элементами музыкальной грамоты и нотной записи.

• Задачи для воспитанников:

- развивать слуховое воображение, интуицию и ассоциативное мышление детей;

- дать представление об определенном высотном положении нот на линейках;

- познакомить детей с названием нот и закрепить их как последовательность;

- создать для детей игровую ситуацию «исполнение по нотам» на металлофонах как итоговый результат

Сценарий мастер-класса

1. Педагог напевает зачин сказки:

«Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю, мышка бежит

Подбегает к теремочку и стучит»

Слайд №1

Педагог (комментирует): Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому – то дверь и не открылась.

Попробуй, мышка, проиграть свою мелодию на колокольчике, может теремок и откроется.

Ребенок звонит, дверь не открывается.

Педагог: Наверное, мышка, ты играешь не ту песенку, которую надо сыграть, чтобы дверь отворилась. У меня на столе лежат карты, не простые – волшебные. (показывает) Это «ноты» для разных инструментов. В нотах прячется написанная музыка, которую надо правильно прочесть и сыграть, а потом исполнить. Выбери запись для колокольчика. Догадайся, и сыграй, так как там написано.

Мышка играет и теремок открывается. Мышка прячется в теремок.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

По аналогии происходят события и с другими героями сказки.

Лягушка – деревянные ложки; Лиса – треугольник; Волк – маракас; Медведь - металлофон.

2. Когда к теремку подходит Медведь, и поет свою песенку:

Я Медведь, я Медведь,

Не умею я петь. (Импровизация)

Слайд №9

Педагог: Не открылся теремок. Тебе, Мишенька остался последний инструмент – металлофон и последняя музыкальная запись.

Прочитай ее внимательно, сыграй эту песенку на металлофоне и спой ее, может теремок откроется.

Слайд №10

(Импровизация по любым пластинам. Медведь играет и поет, но дверь не открывается.)

Педагог спрашивает у детей, что случилось? После ответов детей их следует навести на мысль, что песенка записана настоящими нотами, поэтому и не могут сыграть песенку.

Педагог: Конечно, эта песенка записана настоящими нотами, а мы не знаем нот, поэтому не правильно играем. Что же делать? Я вам сейчас помогу.

Педагог раздает пособие – «бумажное пианино».

Слайд №11

Педагог: На пианино, вы видите клавиши. Найдите желтенький кружочек и поставьте на него указательный пальчик. Это нота «ДО» я пропою вам название нот, а вы, будете пальчиком подниматься по клавишам вверх.

(Поет). И снова поставьте пальчик на желтый кружочек, нотку «ДО».

А теперь спойте вместе со мной.

Педагог поет:

Кошка села на такси,

Кошку звать мадам Люси,

Пела Кошка у окошка:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Последнюю строчку повторить со всеми детьми).

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с названием нот. Может сейчас у Медведя получится сыграть и спеть песенку?

Медведь поет, но у него не получается.

Педагог: Что же еще мы не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?

(Поет)

Чтобы ноты прочитать

Надо очень точно знать,

Где, какие ноты тут

На линеечках живут.

Мы с вами знаем, что нотки живут на нотном стане.

А сегодня мы узнаем, где живут нотка «СОЛЬ» и нотка «МИ».

Для этого возьмите на столе «нотный лист». (музыкально-дидактическое пособие «Подвижные нотки» (21x29,7 см) дети учатся наблюдать за ритмическим и высотным соотношением звуков: передвигать пуговицы больших и малых размеров соответственно услышанным звукам. Таким образом дошкольники знакомятся с длительностью звуков, расположением их на нотном стане. При работе с пособием ведущая роль отводится размеру пуговиц и их обязательному соотношению 1x2: одна большая (долгий звук) и 2 маленькие (короткие звуки).

Пуговички похожи на настоящие нотки.

Первую пуговичку поставьте на вторую линеечку. А теперь это уже не просто нотка, а нотка «Соль». (Давайте пропоем).

А вторую пуговичку поставьте тоже на вторую линеечку. Теперь у нас две нотки «Соль» (Пропоем)

Третью пуговичку поставьте на первую линеечку – это нотка «МИ»

Слайд №12

Обратите внимание, у вас перед глазами «Песенка Медведя», которая записана настоящими нотами.

Слайд №13

В ней есть нотка «Соль»?

А нотка «Ми»?

Посмотрите, похожа ли песенка медведя на ту песенку, которую мы выложили на нотном листе.

Педагог поет:

Соль – ми, соль – ми

В руки палочки возьми!

Слайд №14

Педагог: Вы видите, что нота «СОЛЬ» отмечена красным кружочком, нота «МИ» отмечена зеленым цветом. Давайте сыграем, что записано в нотах.

Дети играют.

Педагог: А теперь к нашей мелодии добавим слова.

Слайд №15

Дети играют и поют.

Педагог: Ну что, Мишенька, сыграй и спой свою песенку по нотам.

Медведь играет и поет. Теремок открывается.

Педагог: Мы все теперь жители этого чудесного музыкального теремка. Я предлагаю вам спеть веселую песенку.

Песня:

Будем в тереме жить-поживать

Будем песни мы петь распевать

Если в гости придет к нам медведь

То по нотам научим мы петь.

Слайд №16

Публикации по теме:

Новая кусудама «Цветущий кактус»Новая кусудама «Цветущий кактус» Не могу остановиться, делаю и делаю новые цветочные шарики - "кусудамы". Эту кусудаму я назвала "Цветущий кактус". Сначала сделала основу.

Заготовки для пасхальных яиц делаем самиЗаготовки для пасхальных яиц делаем сами Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Скоро Пасха и мы все будем с нашими детьми делать разнообразные поделки. Вот что я нашла в интернете.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 16:25
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Фотовыставка «Портрет ребенка в лучах солнца»
В нашей дружной и веселой первой младшей группе"Светлячок", постоянно проходят интересные события. Тёплой, яркой, солнечной и необычайно по семейному нежной...
Лэпбук «Наш город нам дорог!»
Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога, так и для детей....