Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

Лена Николаева
Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

материал основан на технологии Т,Э, Тютюнниковой\

МАСТЕР – КЛАСС Прилагается призентация)

Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

• Цель:

- показать использование игрового приема при знакомстве с элементами музыкальной грамоты и нотной записи.

• Задачи для воспитанников:

- развивать слуховое воображение, интуицию и ассоциативное мышление детей;

- дать представление об определенном высотном положении нот на линейках;

- познакомить детей с названием нот и закрепить их как последовательность;

- создать для детей игровую ситуацию «исполнение по нотам» на металлофонах как итоговый результат

Сценарий мастер-класса

1. Педагог напевает зачин сказки:

«Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю, мышка бежит

Подбегает к теремочку и стучит»

Слайд №1

Педагог (комментирует): Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому – то дверь и не открылась.

Попробуй, мышка, проиграть свою мелодию на колокольчике, может теремок и откроется.

Ребенок звонит, дверь не открывается.

Педагог: Наверное, мышка, ты играешь не ту песенку, которую надо сыграть, чтобы дверь отворилась. У меня на столе лежат карты, не простые – волшебные. (показывает) Это «ноты» для разных инструментов. В нотах прячется написанная музыка, которую надо правильно прочесть и сыграть, а потом исполнить. Выбери запись для колокольчика. Догадайся, и сыграй, так как там написано.

Мышка играет и теремок открывается. Мышка прячется в теремок.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

По аналогии происходят события и с другими героями сказки.

Лягушка – деревянные ложки; Лиса – треугольник; Волк – маракас; Медведь - металлофон.

2. Когда к теремку подходит Медведь, и поет свою песенку:

Я Медведь, я Медведь,

Не умею я петь. (Импровизация)

Слайд №9

Педагог: Не открылся теремок. Тебе, Мишенька остался последний инструмент – металлофон и последняя музыкальная запись.

Прочитай ее внимательно, сыграй эту песенку на металлофоне и спой ее, может теремок откроется.

Слайд №10

(Импровизация по любым пластинам. Медведь играет и поет, но дверь не открывается.)

Педагог спрашивает у детей, что случилось? После ответов детей их следует навести на мысль, что песенка записана настоящими нотами, поэтому и не могут сыграть песенку.

Педагог: Конечно, эта песенка записана настоящими нотами, а мы не знаем нот, поэтому не правильно играем. Что же делать? Я вам сейчас помогу.

Педагог раздает пособие – «бумажное пианино».

Слайд №11

Педагог: На пианино, вы видите клавиши. Найдите желтенький кружочек и поставьте на него указательный пальчик. Это нота «ДО» я пропою вам название нот, а вы, будете пальчиком подниматься по клавишам вверх.

(Поет). И снова поставьте пальчик на желтый кружочек, нотку «ДО».

А теперь спойте вместе со мной.

Педагог поет:

Кошка села на такси,

Кошку звать мадам Люси,

Пела Кошка у окошка:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Последнюю строчку повторить со всеми детьми).

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с названием нот. Может сейчас у Медведя получится сыграть и спеть песенку?

Медведь поет, но у него не получается.

Педагог: Что же еще мы не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?

(Поет)

Чтобы ноты прочитать

Надо очень точно знать,

Где, какие ноты тут

На линеечках живут.

Мы с вами знаем, что нотки живут на нотном стане.

А сегодня мы узнаем, где живут нотка «СОЛЬ» и нотка «МИ».

Для этого возьмите на столе «нотный лист». (музыкально-дидактическое пособие «Подвижные нотки» (21x29,7 см) дети учатся наблюдать за ритмическим и высотным соотношением звуков: передвигать пуговицы больших и малых размеров соответственно услышанным звукам. Таким образом дошкольники знакомятся с длительностью звуков, расположением их на нотном стане. При работе с пособием ведущая роль отводится размеру пуговиц и их обязательному соотношению 1x2: одна большая (долгий звук) и 2 маленькие (короткие звуки).

Пуговички похожи на настоящие нотки.

Первую пуговичку поставьте на вторую линеечку. А теперь это уже не просто нотка, а нотка «Соль». (Давайте пропоем).

А вторую пуговичку поставьте тоже на вторую линеечку. Теперь у нас две нотки «Соль» (Пропоем)

Третью пуговичку поставьте на первую линеечку – это нотка «МИ»

Слайд №12

Обратите внимание, у вас перед глазами «Песенка Медведя», которая записана настоящими нотами.

Слайд №13

В ней есть нотка «Соль»?

А нотка «Ми»?

Посмотрите, похожа ли песенка медведя на ту песенку, которую мы выложили на нотном листе.

Педагог поет:

Соль – ми, соль – ми

В руки палочки возьми!

Слайд №14

Педагог: Вы видите, что нота «СОЛЬ» отмечена красным кружочком, нота «МИ» отмечена зеленым цветом. Давайте сыграем, что записано в нотах.

Дети играют.

Педагог: А теперь к нашей мелодии добавим слова.

Слайд №15

Дети играют и поют.

Педагог: Ну что, Мишенька, сыграй и спой свою песенку по нотам.

Медведь играет и поет. Теремок открывается.

Педагог: Мы все теперь жители этого чудесного музыкального теремка. Я предлагаю вам спеть веселую песенку.

Песня:

Будем в тереме жить-поживать

Будем песни мы петь распевать

Если в гости придет к нам медведь

То по нотам научим мы петь.

Слайд №16

Публикации по теме:

Новая кусудама «Цветущий кактус»Новая кусудама «Цветущий кактус» Не могу остановиться, делаю и делаю новые цветочные шарики - "кусудамы". Эту кусудаму я назвала "Цветущий кактус". Сначала сделала основу.

Заготовки для пасхальных яиц делаем самиЗаготовки для пасхальных яиц делаем сами Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Скоро Пасха и мы все будем с нашими детьми делать разнообразные поделки. Вот что я нашла в интернете.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс. Тема: «Звуки, ноты и линеечки»
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 16:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
Фото отчет «Нетрадиционная техника рисования, как способ выражения восприятия...
Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок, познавая окружающий...