Папки-передвижки

Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»

Татьяна Митрохина
Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

- Познакомить педагогов с теоретическими основами ТРИЗ.

- Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ в работе по составлению загадок.

- Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- Показать на конкретных примерах способы составления загадок в работе по речевому развитию.

Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ — это интересно!“» размещена в разделах

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть.

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд №2

Многим известны шесть советов Альберта Эйнштейна, как пробудить в себе гения. Свой мастер-класс я хотела бы начать с одного совета «Логика поможет тебе попасть из А только в Б, а воображение же может унести в любую точку».

Слайд №3

Как часто нам приходится делать выбор? Практически всю жизнь, каждый день. Мы выбираем свой жизненный путь, профессию… В своей профессиональной деятельности мы выбираем методики, технологии, оптимальные формы работы, позволяющие добиться высоких результатов и решить задачи качества образования.

Слайд №4

Сегодня я сделала выбор на технологии ТРИЗ. Тема моего мастер класса «ТРИЗ – это интересно!»

Слайд №5

Согласно образовательному стандарту педагогу необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.

Перед нами проблема. Как мы будем ее решать? Давайте попробуем ответить, используя игру «Да – Нет».

-Будем давать готовые знания детям? (Пауза, выслушать ответы)

- Развивать у детей умения самостоятельно добывать и открывать знания? (Пауза, выслушать ответы)

- Будем использовать педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности ребенка?

Коллеги, мы с вами пришли к выводу, что для ребёнка наиболее ценно –самостоятельно прийти к знаниям как к результату деятельности.

Слайд №6

В настоящее время в дошкольном образовании активно применяются технологии развивающего обучения. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной поговорить о ТРИЗ-педагогике. ТРИЗ известен уже около 50-и лет, его автор – Генрих Альтшуллер. Главная задача данной технологии – научить думать нестандартно и находить собственные решения.

ТРИЗ-педагогика. Если разбить это понятие на две части, то мы получим удивительное сочетание: педагогика- наука о воспитании, а ТРИЗ – это прием, который поможет сделать это воспитание эффективным.

Слайд №7

Теория решения изобретательских задач. Для простого человека эта технология кажется недосягаемой, такой узкой сферой, доступной только для изобретателей. На самом деле это не так. Мы каждый день что-нибудь изобретаем Что надеть…. Как сказать…Как принять какое-нибудь решение…. Мы все время что-то изобретаем.

Для этого человеку дано свойство психики – мышление. А ТРИЗ позволяет тренировать мышление так, что всякая задача в любой сфере жизни будет решаться эффективно.

Слайд №8

Почему-то среди педагогов сложилось мнение что ТРИЗ – это что-то очень сложное. Сегодня мы вместе попробуем в этом разобраться. Что даёт технология ТРИЗ педагогу? Возможность организации проблемного, интегрированного обучения, где главным становится педагогический поиск. Знания преподносятся не как истина, не требующая доказательств, а как теорема, которую надо вывести самостоятельно и применить её в дальнейшей жизни. Обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, и их практическим применением.

2. Практическая часть.

Слайд №9

Предлагаю участникам конкурса поиграть в игру «Хорошо – плохо», которая позволяет выявить противоречия в одном объекте. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете плохие и хорошие стороны. Ветер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

Назовите его положительные стороны (высказывания)

Слайд №10

Да, коллеги вы достаточно точно определили положительные стороны ветра.

- А теперь назовите его отрицательные стороны (Высказывания)

Слайд №11

Молодцы, вижу, что вас заинтересовала технология ТРИЗ. Приглашаю 6 участников конкурса, продолжить дальнейшее знакомство с технологией.

Пожалуйста, проходите за столы.

Работа с фокус-группой.

Слайд №12

Коллеги, в своей работе с детьми мы часто используем загадки.

- Как вы считаете, зачем загадывают и отгадывают загадки? Можно говорить все. (Выслушать ответы)

- Потому что детям нравится открывать тайны.

Слайд №13

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью простых алгоритмов, разработанных Татьяной Александровной Сидорчук,

Слайд №14

Предлагаю разобрать технологию составления загадок. Каждая группа будет работать по отдельной модели, которые находятся у вас на столах.

Как будем работать?

1. Придумайте, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 3,

3. К каждому свойству подберите другой объект, который обладает этим же свойством.

Ответы запишите в таблицы. Затем добавляем слова связки «Как», «НО не» и получаем загадку. На это вам дается 5 минут.

Группы работают по карточкам самостоятельно

- Коллеги, давайте вспомним, как обычно дети знакомятся с загадками? Дети слышат загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук» - так работает навык запоминания.

Слайд №15

Гораздо полезнее учиться сочинять загадки.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок:

1. По признакам;

2. По действиям;

3. По ассоциациям.

Слайд № 16

Обучение происходит следующим образом. Педагог демонстрирует таблицу с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Давайте разберём первую модель составление загадки по признакам. Например, нам надо составить загадку о самоваре. Дайте самовару образные характеристики

- Какой самовар? (Выслушать ответы) Хорошо, много вариантов. Выбираем подходящий – получаем результат.

Слайд №17 – заполняем левую колонку таблицы

Далее надо дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Слайд №18

Выбираем наиболее удачный вариант сравнения и заполняем правую колонку.

При работе с детьми по придумыванию загадок в правой части можно зарисовать объект, подобрать картинку. (Анимация)

Теперь давайте попробуем составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Данная технология стимулирует интерес ребенка, познавательную и речевую активность, творческое воображение, ассоциативное мышление, что, в свою очередь, позитивно влияет на его интеллектуальное развитие.

Слайд №19 Работа с фокус-группой

Уважаемые коллеги! Возвращаюсь к вам. Вы уже готовы представить нам свои загадки. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Сначала зачитайте левую сторону таблицы, затем правую. И результат – новая загадка. Итак, первой группе нужно было составить загадку по признакам. (Ответ). Замечательно справились.

Вторая группа составляла загадку по действиям. Очень интересно, молодцы.

Третья группа составляла загадку по ассоциациям. Молодцы, у вас было самое трудное задание. Вы отлично справились.

- Коллеги, скажите, пожалуйста, как вы считаете: «ТРИЗ – это интересно! «Спасибо за активность, творчество, присаживайтесь, пожалуйста.

Если вы хотите, чтобы активность детей на занятиях составляла 100%, чтобы совершалось пусть небольшое, но открытие – займитесь ТРИЗ. Всё гениальное – просто, а всё грандиозное начинается с малого – с первого шага. Надеюсь, мне удалось это сегодня показать. Прошу Вас оценить мастер-класс, используя цветные карточки:

Слайд№20

Ответьте на вопрос «Получил теоретические знания, освоил технологию». Да – зеленый, частично – желтый, нет – красный.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы.

Слайд №21 Свой мастер-класс хотела бы закончить советом Альберта Эйнштейна: «Главное не перестать задаваться вопросами!»

Публикации по теме:

Консультация «Математика — это интересно» Формирование элементарных математических представлений у детей — это средство развития их умственных, познавательных способностей. Стремление.

Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!»Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!» «Проект – это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.» У. Х. Килпатрик Некоторые родителей не знают чем и как.

Конспект родительского собрания «Секреты природы — это так интересно!» Цель: Содействовать становлению экологического сознания у родителей. Познакомить с этапами работы по экологическому воспитанию детей в группе.

Квилинг — это интересно!Квилинг — это интересно! Заинтересовалась техникой квилинга. сделала образцы работ и стала опробировать свой перспективный план с детьми. Как по волшебству, появляются.

Мастер-класс на тему: «Математика — это интересно» 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать в этом зале Вас, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших.

Математика это интересно. Учим фигуры. Консультация для родителей Для того чтобы научить различать, ребенка, фигуры, смешивайте большое количество схожих фигур – овалов и кругов, квадратов и прямоугольников,.

Памятка для родителей «Народные игры — это интересно» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 38 «Солнышко» Памятка для родителей «Народные игры – это интересно».

Памятка для родителей «Сказка — это интересно» Сказки – одно из первых литературных произведений в жизни малыша. Именно через сказку ребенок познает нравственные нормы, учится сопереживать,.

Проект, посвященный Дню Космонавтики «Космос — это интересно!» Проект, посвященный Дню космонавтики «Космос - это интересно!» в средней группе Тип проекта: познавательно-игровой. Продолжительность:.

Зимняя прогулка — это полезно и интересно!Зимняя прогулка — это полезно и интересно! Что может быть радостнее и полезнее в зимнее время года для наших дошколят! Конечно это зимняя прогулка! Как здорово, что есть зима! Природа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»
Опубликовано: 4 июня 2017 в 19:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД