МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника»

Камаристая Светлана Николаевна
Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника»

Цель мастер-класса : Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника.

Материалы и оборудование: материал для разучивания стихотворений: картинки, бусы, клубок ниток, презентация к мастер-классу, видеозапись стихотворения Л. А. Копычева «Малая Родина» в исполнении Данилы Коковина и Шадриной Насти

Организационный момент: Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Камаристая Светлана Николаевна, учитель - логопед МДОУ «Берёзка»

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Эти строки посвящаю Родине своей, Значение поэзии в развитии дошкольника“» размещена в разделах

Тема нашего семинара: «Край, в котором я живу». Любовь к малой Родине зарождается в сердце каждого человека еще в раннем детстве и живет с ним на протяжении всей его жизни.

Я предлагаю вам представить образ Родины. Как можно передать его? С помощью рисунка, составить рассказ, прочитать стихотворение.

Речевая игра: «Доскажи словечко» (Я предлагаю досказать строчку стихотворения)

Родина. М. Пляцковский

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Видишь звёздочки Кремля?

Это Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это Родина твоя.

Руки матери твоей.

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

Тема мастер-класса : «Эти строки посвящаю Родине своей», сегодня на нашем мастер-классе мы вспомним разные формы разучивания стихотворений. Эта тема заинтересовала меня, так как я провожу конкурсы чтецов и часто сталкиваюсь с проблемой разучивания стихотворений, монотонностью и невыразительностью речи у детей.

Актуальность:

Действенным средством разностороннего воспитания детей служит поэзия, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение словарного запаса ребенка. Чтобы словарь ребёнка к концу дошкольного детства был более содержательным, достаточно точным и выразительным, следует активно проводить работу по разучиванию стихотворных текстов с помощью разных приёмов.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Мотивация: Процесс разучивания стихотворений способствует обогащению словарного запаса детей, тренирует память, помогает овладеть средствами звуковой выразительности. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

При разучивании стихотворений я преследую следующую

цель: создать условия для эмоционально-выразительного разучивания стихотворений у дошкольников.

Задачи: научить дошкольников воспринимать и оценивать поэтическое произведение,

вызвать желание выучить его, воспитывать любовь к поэзии,

способствовать умению чётко произносить звуки и проговаривать слова, развивать память, воображение, интонационную выразительность.

Историческая справка:

Писание стихов пришло в Россию из Польши в конце XVI века. Первые образчики, самые старинные, можно найти в предисловии к Острогской Библии 1581 г. В XVII веке много рифмованных стихов было написано западнорусскими учеными.

Стихи писались людьми, так или иначе связанными с духовными школами. Около 1670 г. белорусский священник Симеон Полоцкий занес эту поэзию в Москву. Но до эпохи Петра ничего, что можно было бы назвать поэзией не было. Немцы играли выдающуюся роль в начальном развитии русской поэзии. Первые попытки ввести правильную стопу в русское стихосложение были сделаны двумя немцами, пастором Эрнстом Глюком, и магистром Иоганном Вернером Пауссом. Они перевели на русский язык лютеранские гимны, и русский, хотя очень неправильный, был заботливо очищен от иностранных слов. К 1730 году русское общество было готово воспринять более правильную и изысканную поэзию европейского образца.

Обоснование: Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, О. И. Соловьевой, Л. М. Гурович и других. При выборе методики разучивания стихотворений я ознакомилась с разными, и остановилась на методике Алисы Михайловны Бородич, и дополняю её различными играми и упражнениями.

С алгоритмом разучивания стихотворений и методическими требованиями вы можете познакомиться в буклете.

Методические требования к разучиванию стихотворений

1. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам, именно это обеспечивает осмысленность текста и правильную тренировку памяти.

2. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

3. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. Следует учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.

Алгоритм разучивания стихотворений

1. Кратковременная беседа- поможет подготовить детей к восприятию стихотворения. Педагог обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картину весёлого праздника, золотую осень, предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.

2. Педагог выразительно читает стихотворение, потом повторяет его. В старшем возрасте предупреждает о том, что стихотворение надо заучить (установка на запоминание, проводит небольшую разъяснительную беседу, о самом стихотворении, о форме его чтения.

3. После беседы вновь звучит чтение педагога (способствует целостному восприятию произведения, особенностей его чтения).

4. Стихотворение читают дети. В начале повторяют стихотворение дети, быстро запоминающие, обеспечивая остальным многократное прослушивание текста.

5. По ходу чтения педагог подсказывает текст, допускает договаривание строки с детьми с места, напоминает свои указания и разъяснения о характере чтения.

6. Если дети читают не выразительно, педагог может вновь предложить образец чтения.

7. Стихотворение повторяют дети медленно запоминающие.

8. Закончить мероприятие следует наиболее ярким исполнением.

Ход мастер – класса :

Сейчас я хочу представить результат моей работы. Мы участвуем в конкурсах чтецов на районном и региональном уровне.

Звучит видеозапись стихотворения: «Малая Родина» в исполнении Коковина Данилы и Шадриной Насти («Планета будущего 2018»- районный конкурс).

В литературном конкурсе «Родное сердце» стихи о маме, принимали участие Бухарова Кристина и Сычёва Даша. Дьячкова Мила участвовала в региональном конкурсе – читала стихотворение «Голос надежны» автор Л. Копычев.

Для разучивания с дошкольниками стихотворений и знакомства с миром поэзии я использую разнообразные формы.

1. Разучивание стихотворений с опорой на наглядный материал (картинки, игрушки, мнемо таблицы, схемы, нарисованные взрослым или ребёнком). Рисунки и картинки помогают ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить слова, удерживая последовательность;

2. Разучивание стихотворений с помощью выполнения действий с разными предметами ( сматывать нитки в клубок или перекладывать бусины из одного блюдца в другое: одна строка - одна бусинка или оборот ниток, перебрасывать мячик из одной руки в другую в соответствии с размером и ритмом стихотворения);

3. Разучивание стихотворений с помощью музыкального сопровождения (Напевая строчки стихотворения, можно придумать свою мелодию, а можно воспользоваться уже существующей. Например, стихотворение С. Есенина «Белая берёза» можно спеть под мелодию песни «Ой цветёт калина»);

4. Разучивание стихотворений с помощью движений (используя жесты, мимику) Построчно читать стихотворение и изображать то, о чем говорится (игра «Мы не скажем, а покажем»);

5. Пересказ стихотворения своими словами

Уважаемые коллеги предлагаю вам разделиться на пять команд, сейчас я вам раздам стихотворение.

Здравствуй, Родина моя! Владимир Орлов

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

Каждая команда выучит это стихотворение с помощью своей формы.

Если с раннего детства практиковать с ребенком учение наизусть стихотворений, то это очень благоприятно отразиться на развитии его памяти, речи и на восприятии всего прекрасного в этой жизни.

Рефлексия: Уважаемые коллеги предлагаю вам выложить "собрать" стихотворение из разрозненных строк о мастер-классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольника. Консультация для педагогов Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для педагогов «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ» МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» Консультация для педагогов «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных.

Консультация для педагогов «Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи» .

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для воспитателей на тему «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника. Театр – искусство прекрасное! Оно облагораживает, воспитывает человека.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна - воспитатель Структурное подразделение детский.

Значение игры в развитии ребенка-дошкольника Значение игры в развитии ребенка дошкольника. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…». А. И. Горький Личные качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 15:26
+136Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД