МААМ-картинки

Занятие с использованием математических игр по развитию логики

Елена Кузьменко
Занятие с использованием математических игр по развитию логики

1. Логическая задача : «Как изменилась фигура?»

Упражнения для решения этой задачи построены на трансформации (изменение цвета, формы, расположения и проч.) предметов, изображенных на карточках. Дидактический материал : карточки-задания и карточки-ключи (ответы) к этим заданиям.

1 упражнение – на трансформацию цвета объекта. Предложить ребенку рассмотреть первую карточку: используя карточку-ключ определить, как изменить фигуру. Вопросы к детям: Что сделала карточка? - изменила цвет. Как изменился круг?

2 упражнение – на трансформацию размера объекта;

Публикация «Занятие с использованием математических игр по развитию логики» размещена в разделах

3 упражнение – на трансформацию количества объектов;

4 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры (добавление);

5 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем раздвижения объекта путем убавления части или целой фигуры (убавление);

6 упражнение – на изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур (раздвижение);

7 упражнение – на изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур (наложение, соединение);

8 упражнение – на изменение месторасположения фигур или их частей путем разворота (разворот).

2. Дидактические игры по блокам Дьенеша.

Игра «У кого в гостях Винн и – Пух и Пятачок?

Цель: развитие способности к анализу, синтезу, сравнение, обобщение.

Материал : карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

Содержание:

1 вариант – детям предлагается карточка-домик, нужно найти недостающую фигуру и положить в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок.

2 вариант – от поиска одной фигуры, дети переходят к поиску двух недостающих фигур. Если интерес к прежней игровой задаче угаснет, предложить новую, например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты.

Игра «Цветные коврики» (салфетки, флажки).

Состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его расположения.

Алгоритм - определенная последовательность практических действий.

Материал : палочки Кюизенера, карточки с изображением-схемой «ковров».

Содержание: 1 – вариант: алгоритм, состав чисел. Научить детей «плести» такие же красивые узоры. Чтобы научиться «плести», нужно соблюдать следующие правила «алгоритм» :

- выбрать одну полоску для начала плетения;

- следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;

- все ряды должны быть разными;

- закончить ковер бахромой из белых полосок;

- «прочитать» ковер цветами и числами.

Желтый - белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый и т. д.

Пять – один и четыре, четыре и один, два и три, три и два т. д.

2 вариант – длина сторон и площадь (зависимость). Дети самостоятельно выделяют и формируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размер ковра, и чем больше число (первая выбранная полоска, тем больше вариантов его разложения.

Тема: «Путешествие по Стране математики».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Учить детей находить заданную геометрическую фигуру с помощью кода, символа (по блокам Дьенеша).

- Закреплять знания детей о свойстве числа.

- Упражнять в складывании квадратов из 4-5 частей.

- Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

- Учить решать логические задачи на основе слухового и зрительного восприятия.

- Продолжать учить объяснять свои действия.

Развивающие задачи :-

- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторные способности.

- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью игр «Найди недостающую фигуру», «Собери квадрат», «Найди лишнее».

- Развивать психологические процессы : внимание, память, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.

- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.

Основные методы и приё мы:

1. Словесные: вопросы к детям, в т. ч. поискового характера, решение словесных логических задач.

2. Игровые: 1) создание проблемно-игровой ситуации;

2) логико-математические игры : «Собери квадрат», «Сложи цветок», «Соедини по точкам».

3. Использование музыкального сопровождения, аудиозаписи голоса персонажа.

Предварительная работа:

- Игры на классификацию фигур и предметов: «Разложи по домикам», «Дорисуй», «Найди лишнее»- на развитие логического мышления, зрительного восприятия;

Развивающие игры : «Сложи квадрат», «Танграмм».

- Игры-упражнения с блоками Дьенеша: «Где чей гараж?», «Автотрасса» - на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.

- Решение логических занимательных задач, проблемных ситуаций.

Материал и оборудование :

- костюм и головной убор для капитана.

- бескозырка для матроса.

- штурвал, якорь.

- ширма с куклой волшебником.

- лист ватмана с заданием «Соедини по точкам».

- вырезанные из картона цветы, на лепестках которых написаны загадки, вопросы, упражнения.

- билеты с символами, геометрические фигуры, прикрепленные к спинкам стульев (на каждого ребёнка).

- карточка- таблица и картинки к игре «Найди недостающую фигуру» - на каждого игрока.

- квадраты, разрезанные на 4-5 частей.

- три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на которых написаны цифры 6,7,8, бумажные лепестки на которых написан в виде примеров состав этих чисел (все варианты).

Ход игровой проблемной ситуации.

- Капитан - Ребята, я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и наверное уже многому научилиcь и многое узнали в детском саду. Что вы умеете? (ответы детей)

- Я думаю, что вы будете очень хорошо учиться в школе. А вот чтобы проверить так ли это, я предлагаю отправиться в путешествие по очень интересной стране –стране Математики. Хотите? Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои обитатели-волшебники. Им очень нравится загадывать детям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы любите математику, и это путешествие будет для вас интересным.

- Я вам открою один секрет - в этой стране находиться волшебная книга. Если мы сумеем её отыскать, то математика откроет вам свои тайны, и вы будете учиться в школе только на "хорошо" и "отлично".

- Но на чём мы отправимся в путь? (предложить детям изображение корабля на ватмане). Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры, последнюю точку соединить с цифрой 6, а цифру 1 - с цифрой 4.

Дети выполняют задание: "Соедини по точкам" ( Во время выполнения задания предложить детям проговаривать: цифру 1 соединяем с цифрой 2 и т. д.)

- Что у нас получилось? (корабль)

- Итак, в путешествие мы отправляемся на корабле. Матрос, корабль готов к отплытию?

- Матрос – Так точно, товарищ капитан!

- Капитан - Разрешаю занять борт корабля и раздать билеты с символами, по которым каждый пассажир найдёт своё место. ( Напомнить детям о значении символов: черный силуэт обозначает геометрическую фигуру, _ цветное пятно обозначает цвет геометрической фигуры, а большой или маленький домик – ее размер)

Дети читают символы, находят соответствующие фигуры, прикрепленные к спинке стульев, и занимают свои места.

- Капитан - Поднять якорь! Полный вперёд!

- Матрос - Есть поднять якорь! Есть полный вперёд!

(Звучит музыка морского прибоя)

- Капитан - Мы приплыли на остров загадок. Только где – же хозяин этого острова?

- Волшебник (голос волшебника звучит в аудиозаписи) - Здравствуйте дети! Я, волшебник, хозяин Острова загадок, приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!

Дети сходят на берег, находят цветы, на лепестках которых написаны загадки и вопросы, отвечают на них. На одном из лепестков написано, что искать волшебную книгу надо на другом острове.

- Капитан - Молодцы, с загадками и вопросами вы справились. Займите свои места на корабле и отправляемся на другой остров. Полный вперёд!

(Звучит музыка моря).

- Мы подплыли к другому острову. Сойти всем на берег!

- Волшебник (аудиозапись)- Здравствуйте ребята! С вами говорит хозяин Острова геометрических фигур. Я знаю, вы ищете волшебную книгу. Где она вы узнаете в глубине острова, а попасть туда вы сможете, если выполните мои задания.

Дети выполняют задание: "Найди недостающую фигуру" (задания рассчитаны на каждого ребёнка). Ребята, давайте спросим у Волшебника, может быть, у него для нас есть еще какие-нибудь задания.

- Волшебник (голос в аудиозаписи) - На этом острове живут волшебные квадраты, которые очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением. Однажды все части перепутались и не смогли снова стать квадратами. Вы сможете помочь моим друзьям, нужно скорее их собрать.

( Дети выполняют задание: "Сложи квадрат" - на каждого ребёнка. Во время выполнения задания можно задать дополнительные вопросы – Из каких геометрических фигур состоит твой квадрат? На сколько частей распался твой квадрат).

- Волшебник - Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Спасибо за помощь! Ищите волшебную книгу на острове цифр. Попутного вам ветра!

- Капитан - Занять свои места! Я слышу сигнал SOS. Этот сигнал подают с острова цифр. Наш путь лежит именно туда.

(Звучит музыка).

- Сойти всем на берег.

- Волшебник (кукла из-за ширмы). Здесь случилась беда. Был страшный ураган. У ромашек, которые растут на этом острове, осыпались все лепестки. Ромашки здесь не простые, а волшебные, цифровые.

Капитан - Необходимо приложить лепестки к серединкам и цветы вновь расцветут. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написана цифра 6 (показать жёлтый круг с цифрой 6, на лепестках записан состав числа 6 и т. д. с 7 и 8. (После выполнения задания предложить детям назвать состав каждого числа)

- Волшебник (кукла из-за ширмы). Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я вижу, вы очень умные, внимательные, сообразительные и в награду я дарю вам волшебную книгу (передаёт детям книгу).

А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания!

- Капитан - Нам пора покинуть эту замечательную страну и возвратится в детский сад! Всем занять свои места на корабле! Полный вперёд!

Звучит музыка.

-Вот мы и возвратились из путешествия по Стране математики. Что было для вас интересно? Хотели бы вы ещё там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется, и вы ещё не раз побываете в этой замечательной стране, учась в школе, а эта умная книга поможет вам в этом.

До новых встреч!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления детей» МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления детей» I Провела: Воспитатель.

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления детей» Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении матема-тических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с использованием математических игр по развитию логики
Опубликовано: 12 января 2015 в 11:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД