Математический досуг «Спешим на помощь Алисе Селезнёвой»

Лариса Игоревна Гончарова
Математический досуг «Спешим на помощь Алисе Селезнёвой»

Образовательные задачи:

• Закреплять знание геометрических фигур и их свойств,

• состава чисел из десятков и единиц,

• навыки прямого и обратного счета в пределах 20,

• счета звуков,

• знание римских и арабских цифр,

• умение определять смежные числа,

• группировать предметы по заданным признакам (конъюнкция множеств,

• решать логические задачи на поиск недостающих фигур,

• определять время по часам с точностью до 5 мин.

Развивающие задачи:

• Развивать логическое мышление,

• внимание,

• воображение,

• умение рассуждать, доказывать.

Воспитательные задачи:

• Доставить детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания,

• Закреплять умение сообща решать поставленные задачи,

• Воспитывать стремление приходить на помощь литературным персонажам,

• Толерантное отношение к существам, отличающимся внешним видом.

Используемый материал:

• Презентация «Спешим на помощь Алисе Селезневой»

• Космический корабль из спортивного оборудования (лесенки – стремянки, матов, пуфиков)

• Планеты для украшения воздушного пространства

• Элементы костюма Громозеки, «летающая» тарелка

• Записка от Алисы

«Миелофон» с наушниками

• Пособие «Найди соседей числа»

• Набор римских цифр с текстом «телеграммы» на обороте

• 3 обруча, игра «Кустики»

• 2 логические задачи «Найди пропавших рыбок»

• 2 карточки с заготовками для счета звуков и составления чисел из десятков и единиц, маркер, канистра с водой («Смазка») и туба крупой (гранулы для уничтожения вредоносных бактерий)

• 4 макета часов

• Блоки Дьенеша, 1 плоскостной ключ, замок, ширма.

ХОД:

В группе Алиса Селезнева приглашает детей отправиться с ней в космическое путешествие, чтобы узнать мысли животных - обитателей планет системы Медуза. Дает воспитателю миелофон и предлагает встретиться в музыкальном зале.

Дети входят в зал, но не видят Алисы. (На экране изображение улетающей ракеты. Слайд 2).

Воспитатель. - Как вы думаете, Алиса улетела без нас?

Дети -.

Находят на полу послание от Алисы, написанное на 10 листочках, на обратной стороне которых изображены римские цифры. Приходят к выводу, что прочитать его можно, сложив цифры по порядку.

Дид. /упражнение «Римские цифры»

Читают: «Я ПОПАЛА В ПЛЕН К ПИРАТАМ КРЫСУ И ВЕСЕЛЬЧАКУ У. ОНИ ХОТЯТ ДОСТАВИТЬ МЕНЯ НА ПЛАНЕТУ СИСТЕМЫ МЕДУЗА. АЛИСА».

Воспитатель. - Что же нам делать?

Дети. - Помочь Алисе.

Воспитатель. – А вы не боитесь?

Дети - …

Воспитатель. – Тогда – в путь!

Садятся в ракету. (На экране изображение ракеты. Слайд 3).

В. – Все заняли свои места?

Д. -…

В. – Начинаем обратный отсчет.

Д. – «20, 19, 18…0. Пуск!»

(Звук стартующей ракеты, затем сразу 4 слайд).

В. - Куда мы с вами держим курс?

Д. - …

В. – Какая планета сейчас видна в иллюминатор нашей ракеты? Докажите, что это Земля.

Дети. -…

(На экране 5 слайд).

В. – А вот 8 спутник планеты Альдебаран. Вы помните, кто его жители?

Д. - Кустики.

(Раздается звон колокольчиков).

В. – Послушайте, как тревожно звенят их колокольчики. Может быть, они попали в какую – то беду. Как же нам быть?

Д. - …

Совершают посадку.

(На экране изображение пустыни и кустиков. Слайд 6).

Подходят к пересохшему озеру.

В. – Что же хотят сказать Кустики?

Д. -…

В. – С помощью какого аппарата мы сможем понять язык Кустиков?

Д. -…

В. надевает наушники миелофона.

- Кустики говорят, что у них на планете давно не было дождей. Вся вода ушла в песок. Но если их правильно рассадить, один из них сможет найти воду.

Дид. /упражнение с тремя обручами «Кустики».

(пересечение множеств)

Детям предлагается посадить кустики на 3 участка (в 3 пересекающихся обруча). В первый надо сажать кустики с 3 стволами, во 2 – с листочками, в 3 – с сапожками, кустик, имеющий все три признака (находящийся в месте пересечения обручей, сможет найти воду.

Дети выполняют задание и возвращаются на борт корабля.

В. – Держим курс на 2 планету системы Медуза. Может быть, Алиса там?

(На экране 7 слайд).

В. – Посмотрите, что это за яркая точка вдалеке?

Д. -

(Через несколько секунд на экране появляется 8 слайд, слышен звук летящего космического корабля).

Появляется летающая тарелка с Громозекой.

В. – Кто это?

В. – Вы его не боитесь? … Но он же не такой, как мы. … Почему вы решили, что он не опасен и ему можно доверять?

Д. последовательно отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свое мнение.

Громозека выходит из летательного аппарата. Он расстроен.

Г. – Опоздал! Опять опоздал! И вы даже не спрашиваете меня, куда я опоздал!

Д. – …

Г. – Я спешил на помощь Алисе на 3 планету. Но у меня сломался пульт управления.

В. – Что же делать?

Д. высказывают предположения.

Дид. / упр. «Починим пульт» (Смежные числа).

На летающей тарелке Громозеки находится пульт – прозрачные карманы с цифрами (смежными числами, некоторые из них пустые. Дети находят в наборе «запчастей» нужные цифры и заполняют пробелы. Напр., … 12 … (11 12 13, 9 … 11 (9 10 11).

Г. – Спасибо, друзья, по кораблям!

Садятся.

В. – Алисы нет на 2 планете. Хорошо, что мы встретили Громозеку.

(На экране 9 слайд).

(Слышен сигнал SOS).

В. – Что это?

Д. - …

В. – Что он обозначает?

Д. -…

В. – Кому – то нужна наша помощь. Что будем делать?

Д. -…

(На экране 10 слайд).

Приземляются.

В. – Какая пустынная планета. Нет ни деревьев, ни животных, ни полезных ископаемых.

Г. – Может быть, это третья планета?

Д. -…

В. – Почему вы так решили?

Д. - …

Г. – А кто живет на этой планете?

Д. - …

Г. – Куда же пропали деревья и полезные ископаемые?

Г. – Откуда вы все это знаете?

(На экране 11 слайд.)

Г. – Здравствуйте, что у вас произошло?

(Голос робота – оператора 1.).

- Космические пираты Крыс и Весельчак У запустили нам в смазку вредоносных бактерий, которые превращают ее в наждак. Мы не можем двигаться. Первый же дождь нас всех погубит. Помогите! По-мо-….!

В. – Что будем делать?

Д. –

В. – Но мы же торопимся на помощь Алисе!

Д. -

Дид. / упр. «Очистим смазку от бактерий» (Счет звуков, составление чисел из десятков и единиц).

У воспитателя канистра с водой и туба с крупой, у детей карточки с заготовками для счета звуков (вверху две воронки для записи результатов счета, от которых идут стрелочки к нижнему сосуду). Дети закрывают глаза, воспитатель встряхивает канистру с водой. Дети считают и записывают результат в изображение левой воронки (это условно десятки). Затем считают и записывают звуки, издаваемые тубой с крупой (единицы). После чего составляют из десятков и единиц число, записывают его в изображение нижнего сосуда (смешивают смазку и очищающие гранулы, получая чистую смазку)

Напр., 2 десятка, 7 единиц – число 27.

(Голос робота – оператора 2).

- Спасибо, ребята, теперь я могу даже танцевать. Хотите сделать это со мной?

(Слайд 12). (Звучит музыка «Зодиак»).

(Дети повторяют ритмические движения).

Г. – А теперь нам надо спешить! Прощайтесь!

Рассаживаются по ракетам.

В. –Включайте двигатели на полную мощность! Прямо по курсу Пустая планета.

(Слайд 13.).

Смотрите, Громозека на ней приземлился. Что же могло случиться?

Д. …

В. – Что делать?

Дети выходят из космического корабля.

(Слайд 14, звук дождя).

Д. интересуются у Громозеки, что произошло?

Г. стоит в растерянности, держится за сердце: «Сердцем чувствую, что – то здесь не в порядке. Куда делись все звери с этой планеты? Когда я пролетал здесь в прошлый раз, каких только зверюшек здесь не было».

В. – Как вы думаете, ребята, где все звери с Пустой планеты?

Д. - (превратились в рыб)

В. – Почему вы так решили?

Д. - (они всегда превращаются в рыб, когда идет дождь).

Г. – Да вот же они! (Подходит к «озеру»). И все – таки рыбы чем – то встревожены. Чует мое сердце, что – то случилось! Как же это узнать?

Д. - …

В. предлагает Громозеке послушать миелофон.

Г. надевает наушники.

– Все ясно! Животные на этой планете превратились из – за дождя в рыб. Они живут стайками по 9 рыбок. Но сейчас в каждой стайке пропало по 3 рыбки. Поможем их найти?

Дети делятся на 2 команды.

Громозека и воспитатель контролируют процесс в каждой из подгрупп.

Логическое / упр. на поиск недостающих фигур «Найди пропавших рыбок».

На ковре – озере лежат 2 квадрата, разделенных на 9 частей (3х3). 2 верхние строки заполнены изображениями рыб, 3 квадрата нижней строки – пустые. Детям предлагается выбрать из прилагающегося набора рыбок тех, которые принадлежат к данным стайкам.

Рыбки различаются по 3 признакам: форме тела (круглое, овальное, треугольное, количеству спинных плавников (1, 2, 3, эмоциональному состоянию (веселые, грустные, спокойные).

Эти 3 признака должны присутствовать в каждой строке каждом столбце, в различных сочетаниях, повторяющихся только 1 раз.

Напр., рыбки, расположенные в верхней строчке: 1) с улыбкой, круглым телом и тремя плавниками, 2) грустная, с треугольным телом, 1 плавником, и 3) спокойная, с овальным телом и 2 плавниками.

Дети выполняют задание, разбившись на 2 команды, каждая из которых решает свою логическую задачу.

Г. – Какие вы молодцы! Но нам нельзя больше терять время! Алиса ждет нашей помощи! По ракетам!

Рассаживаются по ракетам.

(Слайд 15).

В. – Громозека, ты покажешь нам дорогу?

Г. – Летите за мной!

В. Включайте двигатели на полную мощность! Курс строго на 3 планету системы Медуза!

Г. (кричит) – А вот и третья планета системы Медуза! Приземляйтесь скорее!

(Слайд 16).

Приземляются. Громозека находит записку, читает: «Найдите часы, которые показывают 9 часов 15 минут….» Ищите, скорее ищите!

Дид. / упр. «Часы»

В разных местах зала расположены часы, показывающие различное время.

Среди них надо найти нужные. Когда часы найдены, Громозека продолжает чтение записки: «Часовая стрелка покажет, в каком направлении идти.»

В. – Идите тихо, не шумите, вдруг пираты рядом!

Находят пещеру. На ней – замок.

Г. читает дальше: «…Чтобы найти ключ переверните один из камней! Но только один! Догадайтесь, какой!».

А как же мы догадаемся?

Дид. / упр. «Найди ключ» («Клад»).

Под одним из блоков Дьенеша находится маленький бумажный ключик. Дети находят нужный блок, последовательно задавая воспитателю вопросы о его величине, цвете и форме.

Напр.,

- Ключ под большой фигурой?

- Нет!

- Под маленькой?

- Да!

- Под синей?

-Нет!

- Под красной?

- Да!

- Пот треугольником?

- Нет!

-Под кругом?

- Да!

- Ключик под маленьким красным кругом!

Дети прикладывают найденный блок с ключом к замку.

(Раздается звук открываемой двери).

Появляется Алиса Селезнева, благодарит детей.

А. – Как я соскучилась по дому! Вы поможете мне еще раз? Отвезете меня на Землю?

Д. - …

Садятся в ракету. Громозека садится к ним. Командует:

- Двигатели на полную мощность! Начинаем обратный отсчет…

Д. – 20, 19, 18, 17… 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

Г. - Не работают! Что же делать?

Алиса (мечтательно). – Вот если бы у нас был вечный двигатель!

В. – А у нас он есть?

Д. - …

(Слайд 17. Звучит музыка «Вечный двигатель»).

Дети танцуют.

(Слайд 18).

А. – А вот уже и Земля видна!

Г. – Ура!

(Слайд 19).

А. – Ребята, а вы пригласите меня в свою группу?

Д. - …

Презентацию см. в прикрепленных файлах.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Перспективное планирование по математическому развитию для средней группы Перспективное планирование по математическому развитию Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели -«Осень разноцветная» Тема и цели.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Транспорт
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Математический досуг «Спешим на помощь Алисе Селезнёвой»
Опубликовано: 28 октября 2012 в 05:45
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....