МААМ-картинки

Математический кружок «Умные сказки»

Светлана Лесникова
Математический кружок «Умные сказки»

Аннотация. Данный кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухамлинский

Введение

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Умные сказки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Публикация «Математический кружок „Умные сказки“» размещена в разделах

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Пояснительная записка

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно- образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связис этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (непосредственную образовательную деятельность, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Новизна

Новизна состоит в том, что предлагаемые детям знания дают через комплекс

дидактических игр и упражнений, в работе используется удивительная

проблема – игровая деятельность.

Актуальность.

В последнее время идёт становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирована не на развитие у детей конкретных знаний, умений и навыков, а на развитие интегративных качеств ребёнка.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность соответствия заявленным в ФГОС принципам, в частности принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника. В связи с этим появилась необходимость заняться поисками новых форм, средств и методов, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Необходимо активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности,

способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Огромную роль в развитии математических, интеллектуальных способностей играют интеллектуальные игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.

Сюжетность совместной игровой деятельности и специально подобранные игры-задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления,мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. При реализации программы активно используются логические и арифметические задачи, загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Организация занятий: проводятся 1раз в неделю во второй половине дня

в четверг.

Длительность занятия 25 минут.

Форма организации: подгрупповая.

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

1. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить)

2. Гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало

3. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия

4. Формировать базисные математические представления, речевые умения

5. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

6. Воспитывать чувство ответственности и коллективизма

7. С помощью сказок и загадок способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах.

8. Учить детей составлять задачи, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов.

Дидактические игры

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей (задачи-шутки, загадки. головоломки)

Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Математические игры и задачи

Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д.

Математические развлечения

Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают

жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение.

Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и, конечно же, признания и достижений.

Ожидаемый результат:

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей (дни недели, времена года, месяцы, понятия «вчера», «сегодня», «завтра», решение математических примеров, задач, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, на местности. и т. д.) , но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, занятие в данном кружке расширит общий

План математического кружка

Сентябрь

1. Тема:"В стране семи гномов"

Цель: Развивать интерес к играм, в процессе игры упражнять в количественном счёте, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.

2. Тема: «Путешествие Емели и Царевны»

Цель: Упражнять в решении логических задач. Учить из отдельных частей складывать целое изображение. Закрепить знание последовательности дней недели. Формировать понятие «объём жидкости» с помощью условной мерки.

Октябрь

1. Тема: «Математическое путешествие по Тридесятому царству»

Цель: формировать навыки вычислительной деятельности;учить решать задачи на сложение и вычитание с использованием числового отрезка; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; закрепить умения отгадывать математическую загадку; закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; учить ориентироваться на плоскости; активизировать словарь детей.

2. Тема:«Белоснежка и 7 гномов»

Цель: Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных поисковых действий, проверяя его практически. Закрепить дни недели, геометрические фигуры. Закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера», соотношение чисел с днями недели, определять части суток сегодняшнего дня, развивать умение планировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.

Октябрь

1. Тема: «Математическое путешествие по Тридесятому царству»

Цель: формировать навыки вычислительной деятельности; учить решать задачи на сложение и вычитание с использованием числового отрезка; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; закрепить умения отгадывать математическую загадку; закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; учить ориентироваться на плоскости; активизировать словарь детей.

2. Тема:«Белоснежка и 7 гномов»

Цель: Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных поисковых действий, проверяя его практически. Закрепить дни недели, геометрические фигуры. Закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера», соотношение чисел с днями недели, определять части суток сегодняшнего дня, развивать умение планировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.

Ноябрь

1. Тема: Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Цель:Учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счёта, учить ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности.

2. Тема: «Поможем Дюймовочки»

Цель: Закрепить знания об образовании числа 6 из двух меньших.

Развивать умение составлять и решать арифметические задачи.

Воспитывать желание помогать попавшему в беду.

3. Тема:«Путешествие в ледяное царство Снежной королевы»

Цель: Закрепить состав числа 12 из двух меньших чисел;

Продолжать учить детей строить из простых геометрических фигур более сложные по заданному контуру; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание, ориентироваться во времени, на листе бумаги в клетку; учить делать предположения и анализировать возможные пути решения; создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

4. Тема: Игра «По тропинкам сказок»

Цель: Учить порядковому и количественному счёту, развивать навыки выполнения графического диктанта, закреплять простейшие математические понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.

Декабрь

1. Тема: Игра-развлечение «Путешествие в сказку «Три медведя»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе с клетчатой разлиновкой, соотносить число с количеством предметов, составлять и решать простые арифметические задачи,

умение различать геометрические фигуры по двум признакам, воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности.

2. Тема: Путешествие по сказке «Доктор Айболит»

Цель: Продолжать закреплять соотнесение цифры с количеством предметов; сравнение предметов по величине; порядковый счет

3. Тема: Путешествие по сказке "Три поросенка".

Цель: Формировать представления о количественном и порядковом счете

в пределах 10, геометрических фигурах, развивать грамматический строй речи.

Совершенствовать мелкую моторику.

4. Тема:"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Цель: Продолжать учить детей сравнивать множества путем наложения или приложения, выделяя их равенство или неравенство, упражняя при этом в счете в пределах 10, а на основе сравнения множеств учить сравнивать смежные числа, выделяя между ними связи и отношения.

Январь

1Тема:«Трое из Простоквашино»

Цель: Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5. Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, прямоугольник.

2. Тема:«В гостях у кота Матроскина»

Цель: Закреплять знание натурального ряда чисел, закреплять навыки счета до 10. Развивать умение выстраивать события в логической последовательности. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Развивать внимание и память. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

3. Тема: «Задания для Незнайки»

Цель: Закреплять умение детей выполнять задания, расставлять знаки ">", "<", "=" между цифрами; выкладывать из определенных геометрических фигур заданную картинку.

4. Тема: "Как Незнайку учили решать задачи"

Цель: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задачи – учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ; продолжать развивать представления о геометрических фигурах, закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; развивать внимание, память, логическое мышление.

Февраль

1. Тема:«Водяной – шутник»

Цель:Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

2. Тема: «Город сказок»

Цель: Учить ориентироваться по плану. Закрепить счёт до 10, счёт парами

Упражнять в операциях сложения и вычитания. Развивать представление о составе числа, учить делить целое на части. Развивать представление о мерке

Развивать понимание независимости числа предметов от их признаков.

Развивать представление о времени; логическое мышление, внимание

3. Тема:«Кораблик Плюх – Плюх».

Цель: Продолжать учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук

Март

1. Математический досуг по сказке «Колобок»

Цель: Развивать творческую активность, используя сюжетно – дидактические игры. Уточнить знания детей о цифрах и числах, о геометрических фигурах. Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

2. Тема: «Стоит в поле теремок»

Цель: Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятие «длинный-короткий». Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать внимание память, фантазию.

3. Тема:«Письмо от Золушки»

Цель: Продолжать учить: ориентироваться на плоскости и в пространстве;

раскладывать полоски по ширине, высоте, длине в порядке увеличения;

соотносить количество и цифру. Продолжать развивать:

- умение делиться на подгруппы;

- умение делать умозаключение;

- умение слышать и слушать других, выполнять правила игры;

- логику, внимание, мелкую моторику рук;

- концентрацию зрительного внимания и слухового.

4. Тема: «Гном строит дом»

Цель: Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина; воспитывать навыки самостоятельности.

Апрель

1. Тема: "В гости к сказке"

Цель: Закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего.

Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.

2. Тема: «Стрекоза и Муравей»

Цель: Закреплять знания о геометрических телах, фигурах, линиях, углах. Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометрическую фигуру. Развивать навыки работы со схемой, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.

3. Тема: «Играем с Машей и Медведем»

Цель Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических фигурах, развивать интерес к дидактическим играм, развивать логическое мышление. Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек.

4. Тема: «Спящая красавица».

Цель: Учить различать цифры, упражнять в счете; продолжать учить работать с моделью часов; развивать умение ориентироваться по графическому изображению; воспитывать интерес к математике.

Май

1. Тема: «Путешествие по сказкам на чудо-машине» с элементами ТРИЗ

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10,

Побуждать детей решать сказочные задачи, используя различные ресурсы (время, величина, упражнять в определении объема жидких тел с помощью условной мерки, продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение, развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды)

2. Тема:«Дорога к Изумрудному городу»

Цель: Закреплять умения составлять из частей целое, выявлять признаки геометрических фигур, удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму, разбивать группу фигур на части по определённым признакам. Упражнять в построении геометрических фигур из счётных палочек. Закреплять знания о составе числа 4, о числовом ряде от 1 до 10. Формировать умения использовать символы для обозначения свойств предметов, пользоваться таблицами.

Список литературы.

1. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009

2. Е. Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 200

3. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

4 Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996

5 Сухин И. Г. Занимательные материалы. М. : «Вако», 2004

6 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М. : «Грамотей», 2004

7 Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С. - Пб. : «Лань», 1995

Пособия и оборудование

- «Математика для детей пяти-шести лет» Е. В. Колесникова;

- рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;

- набор занимательных игр : «Сложи узор», «Составь картинку»,

«Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ;

- разрезные картинки;

- пирамидки;

- набор геометрических фигур;

- набор цифр;

- числовая лесенка;

- цветные карандаши;

- простые карандаши;

- ручки;

- тетради в клетку;

-костюмы персонажей сказочных героев;

- картинки с персонажами сказок;

- карточки с заданиями;

- аудиозаписи;

- логические игры;

- доска.

Основные требования к уровню умений и знаний

должны знать:

• счет в пределах 10 (количественный и порядковый;

• числа второго десятка;

геометрические фигуры:

• временные представления о частях суток, временах года;

должны уметь:

• творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки

в реальных жизненных ситуациях.

• понимать независимость числа от величины, расположения

предметов и направления счета;

• уметь решать арифметические задачи и записывать решение;

• устанавливать соответствие между количеством предметов,

числом и цифрой;

• ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;

• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке

по величине, высоте, ширине, толщине;

• решать логические задачи на сравнение, классификацию,

установление последовательности событий, анализ и синтез;

• понимать задание и выполнить его самостоятельно;

• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

Картина ясности кружка.

Таким образом, работа в кружке развивает интеллектуальные способности,

познавательную активность, интерес детей к математике и желание

творчески применять полученные знания, следовательно, способствует

прочному усвоению программного материала.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Умные часы»Дидактическая игра «Умные часы» Авторская дидактическая игра «Умные часы» История создания игры. Пособие создавалось в рамках работы над мини-проектом «Какую пищу можно.

Дидактическая игра «Умные пальчики»Дидактическая игра «Умные пальчики» Цель: стимулирование речевой активности детей раннего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти,.

Дидактическое пособие «Умные часы»Дидактическое пособие «Умные часы» Цель: Формировать представления детей об определении времени по часам. Задачи: *Познакомить детей с циферблатом часов. *Закрепить счет.

Фотоотчет о проведении тематического дня «Умные и добрые сказки Сутеева»Фотоотчет о проведении тематического дня «Умные и добрые сказки Сутеева» Поговорка «Дитя как сундук, что в него положишь, то потом и достанешь» - точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок.

Математический досуг для средней группы «Сказки — это чудо!» Математический досуг для средней группы «Сказки – это чудо!» Цель: Уточнение знаний детей по пройденному материалу. Задачи: Образовательные:.

Математический кружок. ФотоотчётМатематический кружок. Фотоотчёт Кружок по математике в подготовительной к школе группе - это обучение в игре основам математики. Дети, играя, даже и не подозревают, что.

Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки»Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! Что нужно для счастья детям? Солнце на всей планете, Мячик и плюшевый мишка.

Проект «Умные каникулы». ВидеообзорПроект «Умные каникулы». Видеообзор Умные каникулы для дошкольников. В дни школьных каникул с 21 по 25 марта в детских садах нашего города развернулась бурная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математический кружок «Умные сказки»
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 17:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД