Папки-передвижки

Материал для беседы в ДОУ «Святки в Орловской губернии»

Наталья Годунова
Материал для беседы в ДОУ «Святки в Орловской губернии»

Гулять – так с размахом

В то время, когда в России жили еще по старому стилю (Юлианскому календарю)**, в Орловской губернии первым отмечалось Рождество Христово – в ночь с 24 на 25 декабря. Именно в это время завершался долгий Рождественский пост. После Рождества начинались Святки, которые длились 12 дней, вплоть до Крещения. Новый год тоже приходился на период праздничных Святок. Орловцы весело гуляли все эти дни, так как церковью не воспрещалось вкушать и пить все, что только душа пожелает.

Публикация «Материал для беседы в ДОУ „Святки в Орловской губернии“» размещена в разделах

Впрочем, праздничные зимние гуляния в Орловской губернии начинались задолго до Рождества. 4 декабря православные отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Негласно этот день открывал массовые смотрины, которые проходили во время церковных служб. В губернских храмах собирались практически все девушки на выданье в своих лучших нарядах. Матушки потенциальных женихов после службы придирчиво оценивали невест: будущие тещи могли не только осмотреть, но и пощупать девушек и их одежду на предмет «качества».

Двенадцать постных блюд

Канун Рождества, так называемый рождественский Сочельник, в Орловской губернии отмечали тихо и без помпы. По традиции в Сочельник женщины вставали еще до рассвета, чтобы «добыть» огонь и воду. При помощи кремня хозяйка дома разжигала «новый» огонь. Добыв огонь, женщины отправлялись к колодцам за «новой» водой, которая, по вере орловцев, приобретала в этот день целебные свойства.

На «новых» воде и огне хозяйки готовили двенадцать постных блюд, среди которых обязательными были блины, каша кутья и узвар из фруктов. Рождественский стол хоть и был постным, но при этом богатым. Не забывали в этот день о больных и нуждающихся. Беднякам раздавали деньги и угощения.

Прежде чем сесть за праздничный рождественский стол, орловцы освящали свои дома. Для отпугивания злых людей и нечистой силы супруги обходили дом с медом, чесноком, золой и хлебом. Свежим хлебом и кашей угощали и скот. И только после садились за стол. Отдельно ставились блюда для умерших родственников и прочих духов. Но в целом до наступления Рождества трапеза была весьма скромной. А вот на следующий день стол ломился от изобилия. Гостей угощали жареным поросенком, птицей, домашними колбасками, медовыми пряниками и т. д. Начинались святочные дни и колядки.

Рождественские колядки

Одним из самых ярких мероприятий были рождественские колядки и гадания. С утра молодежь Орловской губернии выходила на колядки. Порой перед соседями разыгрывались целые представления. В различных уездах колядовали по-разному. Например, в Дмитровском уезде жители «ломали Коляду». Парни и девушки стучались в двери со словами:

– Христос рождается.

– Что в печи жарится?

– Петух да курица.

– А почто они трудятся?

– На свои труды.

– Подавай их сюды.

В Кромском уезде молодежь просила угощения, приговаривая: «Коляда, Коляда! Пришла Коляда у Ивана двора. Дай вам, Боже, лошадь с жеребеночком, корову с теленочком, свинью с поросеночком».

В Севском уезде молодые люди «водили козу». Самый веселый парень «мехоноша» вел человека в вывернутой шерстью наружу шубе, изображающего козу. Другой палкой с крюком поколачивал присутствующих, чтобы те откупались дарами – «щедровками».

Вечером ряженая молодежь собиралась на гадания.

На кулачках поборемся

Не только гаданиями да колядками развлекались орловцы в старину на новогодние и рождественские праздники. Кулачные бои, травля собак и петухов, драки были распространены повсеместно. Как писал Николай Лесков: «А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Наугорской заставе: тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы больших медных гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках, отысповедовать не успеют, как уже преставился. А многие оставались, но чахли».

Кушать подано!

И вот в ночь с 31 декабря на 1 января наступал Васильев вечер. В этот день столы были настолько богатыми, что некоторые празднующие получали «катар желудка от гастрономических закусок с возлиянием». Обязательным блюдом новогоднего стола была свинина. Почти во всех крестьянских избах под Новый год, чтобы умилостивить мороз, варили овсяной кисель и говорили:

Мороз, Мороз,

Не бей наш овес!

Лен да конопли

Как хочешь колоти.

Первое январское утро начиналось с обряда «посевания». Орловцы брали с собой мешочки с зерном и щедро разбрасывали его по домам родных и друзей, желая счастья и процветания. Затем все отправлялись на ярмарки, где разыгрывались костюмированные и кукольные представления. Нередко перед глазами прохожих представали валяющиеся тут и там вдоволь наотдыхавшиеся и напившиеся. Как пишут очевидцы, «осязательные доказательства веселья: пьяные, раньше других наугощавшиеся досыта, а то и с избытком без стыда спали на тротуарах и дорогах».

На Новый год популярен был и обряд «Овсень», или «Таусень». Детвора с мешком ходила по дворам и пела:

Овсень! Овсень

Ходил по всем:

По стареньким,

по маленьким.

«Овсень» – мифологический персонаж древних славян. Его имя произошло от слова «юсинь» – первый месяц года, начало нового временного цикла.

Еще одной знаковой традицией орловцев был обычай ходить на берег реки кликать зиму:

Новый год приходи,

Старый год угони,

Себя покажи.

Виталия Плахова

Рецепт

Свинина с пшеничной кашей по-орловски

В Орловской губернии обязательным на новогоднем столе было блюдо из свинины. Готовили его следующим образом.

2 кг свинины порубить на порционные куски, слегка отбить, пожарить в большом количестве свиного жира на сильном огне. Сваренную до полуготовности кашу из пшеничной крупы поместить в один котел с жареной свининой, перемешать, посолить, добавить горсть клюквы или 3–4 моченых резаных яблока, покрыть все пятью листами капусты, закрыть плотно крышкой, поставить в разогретую духовку на малый огонь. Через 1,5 часа блюдо готово к столу.

* Так в то время в России назывался Новый год. Связано это с тем, что 1 января православная церковь чтит память святого Василия Кесарийского.

** В России переход на Григорианский календарь произошел в 1919 году. После 31 декабря 1918 года в нашей стране наступило 14 февраля – тогда был введен календарь нового стиля.

Публикации по теме:

Материал для бесед «Рождественские Святки. Обряд «Вождение козы»Материал для бесед «Рождественские Святки. Обряд «Вождение козы» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей старшего, подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Цель: приобщение.

Материал для беседы «Хлеб всему голова», часть втораяМатериал для беседы «Хлеб всему голова», часть вторая Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста для проведения бесед в летний период. Вторую часть беседы.

Материал для беседы и мастер-класс аппликации «Берёзовая роща» ко Дню берёзы на МAAMМатериал для беседы и мастер-класс аппликации «Берёзовая роща» ко Дню берёзы на МAAM Материал будет интересен учителям, воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В рубрике «Календарь.

Автор публикации:
Материал для беседы в ДОУ «Святки в Орловской губернии»
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 13:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД