Материал для родителей по лексическим темам

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Материал для родителей по лексическим темам

Данный материал можно распечатать и вложить каждому ребёнку в дневник, а также добавить картинки по теме, поместить в уголок

для родителей

Тема «Овощи».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец,    морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет);

- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

• Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице.         (Морковь)

• Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

     К земле прирос крепко. Что это?                                            (Репка).

• Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»                                                  (Картошка)

• Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

     А рубашка зелена, вся на солнышке она.                                (Редис)

• Голова на ножке, в голове – горошки.                                    (Горох)

• Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

     Вкусный и сырой, кто же я такой?                                         (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

     Кто любит щи – меня ищи                                                      (Капуста)

• Сидит дед, в шубу одет,

     Кто его раздевает, тот слезы проливает.                                  (Лук)

Задание 4. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец-огурчик, помидор-помидорчик…

Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор-помидоры…

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

• Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я …. (свекла)

• Летом в огороде – свежие, зеленые, а зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас? …. (огурцы)

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору, по следующему плану:

Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форму, размер? Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая) – оранжевая, помидор (какой) –… Огурец (какой) – овальный, репка (какая)-…

Задание 9. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим,            резкие движения прямыми кистями вниз и вверх

Мы морковку трем,            пальцы сжаты в кулаки, движения

                                              к себе и от себя

Мы капусту солим,             движения пальцев как при посыпании

                                              соли из щепотки

Мы капусту жмем.               интенсивное сжимание пальцев обеих

                                              рук в кулаки

Задание 10. Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

Тема: «Фрукты».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Отгадать загадки.

Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь-сладко.                                                           (Яблоко)

На сучках висят шары, посинели от жары.                                 (Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша -, персик -, банан -… .

Задание 5. Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, лимон -, банан -, апельсин -….

Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородина – смородинка, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет? Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных  с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две): одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона … пять лимонов; одна слива, две сливы…пять слив.

Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши -…; варенье из груши - …; сок из апельсина -, варенье из апельсина - ….

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко – на яблоне, слива – на, груша – на ….

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.                                     (Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используя натуральные фрукты).

Использовано пособие 3. Е. Агранович

Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Публикации по теме:

Копилка. Анкеты для родителей в блогахКопилка. Анкеты для родителей в блогах Уважаемые члены клуба! источник картинки[cut=Читать далее. ] В связи с тем, что на сайте дублирование материала не желательно, в.

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материал для родителей по лексическим темам
Опубликовано: 5 сентября 2011 в 19:40
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...