Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице

Елена Неминущая
Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице

«Организация проектной деятельности в целях формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения»

Информация об опыте.

Поселок Майский Белгородской области расположен в 12 км на юго-запад от Белгорода по левую и правую стороны международной магистрали Москва-Симферополь и является важной административной единицей Белгородского района и области. Рост темпов строительства жилья и численности населения (с 8748 человек в 2010 году до 9 829 человек – в 2012 году) естественным образом увеличивает интенсивность транспортного потока, что усложняет ситуацию на дорогах и создает опасность для пешеходов.

Педагоги МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» хорошо понимают возросшую ответственность за сохранение жизни каждого ребенка на улице и прилагают усилия для того, чтобы дети уходили в школу с осознанными знаниями правил дорожного движения и умели применять их на практике.

В целях изучения знаний и представлений детей о правилах дорожного движения и поведения на улице были разработаны задания (беседы, игры, проблемные, игровые и наглядные ситуации) в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «Детство», которые позволяли вывить уровень освоения детьми образовательной области «Безопасность».

В результате мониторинга, проведенного в сентябре 2009года, высокий уровень продемонстрировали 6% детей старшего6-7 лет; средний уровень - 76%; низкий уровень - 18%. Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость активизации работы по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

Актуальность опыта заключается в формировании начальной социально-личностной компетентности старшего дошкольника как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с общением, взаимодействием с социумом, умением соблюдать правила дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы в масштабах государства и позицией родителей, многие из которых не уделяют должного внимания формированию у детей дошкольного возраста осознанного знания правил дорожного движения и умения применять их на практике, а зачастую просто не знают, как это сделать.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения на основе совместной проектной деятельности взрослых и детей.

Диапазон опыта представлен дидактической системой, включающей в себя: комплексно-тематическое планирование педагогической деятельности; диагностические материалы, направленные на выявление уровня сформированности у детей представлений о ПДД и основ безопасности жизнедеятельности на улице; систему совместных мероприятий с родителями на основе активных форм взаимодействия и сотрудничества.

Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:

1) социально-личностная компетентность;

2) проектная деятельность.

Автор программы «Детство» А. Г. Гогоберидзе, характеризует социально-личностную компетентность как готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми в совокупности развивающихся представлений о себе, окружающем мире и способах поведения и взаимодействия с социумом.

Использование инновационных педагогических технологий, в первую очередь практико-ориентированных, таких как проектная деятельность - открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Проектная деятельность – это комплекс взаимосвязанных действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным практическим результатом.

Новизна опыта заключается в создании системы применения проектного метода для формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения на основе активного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.

Проектная деятельность отвечает принципам развивающего образования и повышает его качество, так как:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

- способствует интеграции образовательных областей, интеграции видов детской деятельности и деятельности специалистов дошкольного учреждения с родителями;

- предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель опыта – формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и в общественных местах на основе знакомства с ПДД.

Задачи:

- знакомить с правилами дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать представления об опасных для человека ситуациях на улице и в общественных местах и способах поведения в них;

- развивать способность к осознанному восприятию окружающей обстановки, умение предвидеть возможную опасность;

- активизировать коммуникативные навыки и способы взаимодействия с окружающей действительностью;

- воспитывать культуру общения и нормы поведения детей в обществе;

- повышать уровень педагогической и профессиональной компетентности

взрослых; в вопросах ознакомления дошкольников с ПДД;

- усилить взаимодействие с родителями и включать их в образовательный процесс;

- активизировать работу по обобщению и распространению актуального педагогического опыта по данной проблеме;

- укрепить взаимодействие с ГИБДД по данной проблеме.

Основные направления реализации опыта:

1. Создание соответствующей развивающей среды в МДОУ.

2. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам формирование основ безопасного поведения детей на улице.

4. Совместная работа МДОУ с социально-культурными учреждениями и ГИБДД.

Реализация опыта основано на включении проектной деятельности в комплексно-тематическое планирование воспитателей, начиная со II младшей группы.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем и среднем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности на основе игровых (практических) ситуаций практических опытов.

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то в работе с детьми 3-4 лет (II младшая группа, используются игровые проекты, например «Едем на машине», «Поможем Колобку» и т. д.

В средней группе к данным видам проектов добавляются исследовательские проекты: «Дорожные знаки нам помогают», «Перекресток».

В старших возрастных группах значимыми становятся информационно-практико-ориентированные проекты: «Внимание, дети!» «Безопасный маршрут из дома в детский сад (школу)», «Безопасность на улице – забота каждого»

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с детьми и родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта педагогических мероприятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для совместной продуктивной деятельности детей и родителей.

Проект

«Перекресток» (средняя группа)

Вид проекта: познавательно-игровой.

Срок реализации: 2 недели

Цель проекта: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице в разнообразных игровых ситуациях.

Задачи проекта:

-Знакомить родителей с формами, методами и приемами формирования основ безопасного поведения детей 4-5 лет на улице.

- Закреплять умение различать дорожные знаки.

- Развивать стремление действовать по правилам, проявлять игровое сотрудничество.

- Воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

I этап – предварительная работа:

- Рассматривание картин, иллюстраций, дорожных знаков.

- Целевая прогулка к перекрестку с привлечением родителей.

- Беседы, рассказы, обсуждение с детьми воспитателей и родителей.

- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группе.

- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.

- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.

II этап – практическая деятельность

- Разработка плана игры с детьми и родителями.

- Изготовление атрибутов для игры.

- Оборудование игровой зоны.

III этап – заключительный

Проведение досуговой ситуационно-ролевой развлекательной игры

«Перекресток» с участием детей и родителей.

Ход игры:

I. Вводная часть.

1. Беседа, закрепление понятия «перекресток», значение дорожных знаков, сигналов светофора.

2. Сюрпризный момент – приход Незнайки

II. Основная часть.

1. Разыгрывание игровой проблемной ситуации «Перекресток».

2. Д/ игра с родителями «Расскажи Незнайке о дорожном знаке».

3. Д/ игра с детьми «Красный, желтый, зеленый», «Цветные

автомобили».

III. Итог. Рефлексия – беседа с Незнайкой.

Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице

Проект

«Безопасность на улице – забота каждого»

(старшая, подготовительная группа)

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок проведения: 1 месяц

Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

- объединить усилия семейного и общественного воспитания в целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма;

-формировать представления детей об основных источниках безопасности на улице;

- закреплять правила дорожного движения, учить детей применять их на практике;

- повышать компетентность родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения детей на улице.

I этап – предварительная работа:

- Целевые прогулки к перекрестку с привлечением родителей.

- Обзорные экскурсии детей по поселку с привлечением родителей.

- Беседы, обсуждения, рассказы из опыта с детьми воспитателей и родителей.

- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группах.

- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.

- Просмотр видеофильма «Безопасность на улицах и дорогах» детьми совместно с родителями.

- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности у детей 6 лет.

II этап – практическая деятельность

- Разработка сценария конкурса родителями, детьми и педагогами.

- Изготовление атрибутов: дорожных знаков, атрибутов для семейной эстафеты «По улицам поселка», дидактической игры «Собери дорожный знак».

- Приглашение сотрудника ОГИБДД Белгородского РОВД.

III этап – заключительный Конечный результат проекта:

- Проведение семейного конкурса «Безопасность на улице.

Публикации по теме:

Выступление агитбригады по пропаганде ПДД Агитбригада по правилам дорожного движения в подготовительной логопедической группе. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице
Опубликовано: 20 мая 2013 в 18:19
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...