Лучший педагог года

Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице (2 фото)

Елена Неминущая
Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице

«Организация проектной деятельности в целях формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения»

Информация об опыте.

Поселок Майский Белгородской области расположен в 12 км на юго-запад от Белгорода по левую и правую стороны международной магистрали Москва-Симферополь и является важной административной единицей Белгородского района и области. Рост темпов строительства жилья и численности населения (с 8748 человек в 2010 году до 9 829 человек – в 2012 году) естественным образом увеличивает интенсивность транспортного потока, что усложняет ситуацию на дорогах и создает опасность для пешеходов.

Публикация «Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице» размещена в разделах

Педагоги МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» хорошо понимают возросшую ответственность за сохранение жизни каждого ребенка на улице и прилагают усилия для того, чтобы дети уходили в школу с осознанными знаниями правил дорожного движения и умели применять их на практике.

В целях изучения знаний и представлений детей о правилах дорожного движения и поведения на улице были разработаны задания (беседы, игры, проблемные, игровые и наглядные ситуации) в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «Детство», которые позволяли вывить уровень освоения детьми образовательной области «Безопасность».

В результате мониторинга, проведенного в сентябре 2009года, высокий уровень продемонстрировали 6% детей старшего6-7 лет; средний уровень - 76%; низкий уровень - 18%. Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость активизации работы по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

Актуальность опыта заключается в формировании начальной социально-личностной компетентности старшего дошкольника как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с общением, взаимодействием с социумом, умением соблюдать правила дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы в масштабах государства и позицией родителей, многие из которых не уделяют должного внимания формированию у детей дошкольного возраста осознанного знания правил дорожного движения и умения применять их на практике, а зачастую просто не знают, как это сделать.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения на основе совместной проектной деятельности взрослых и детей.

Диапазон опыта представлен дидактической системой, включающей в себя: комплексно-тематическое планирование педагогической деятельности; диагностические материалы, направленные на выявление уровня сформированности у детей представлений о ПДД и основ безопасности жизнедеятельности на улице; систему совместных мероприятий с родителями на основе активных форм взаимодействия и сотрудничества.

Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:

1) социально-личностная компетентность;

2) проектная деятельность.

Автор программы «Детство» А. Г. Гогоберидзе, характеризует социально-личностную компетентность как готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми в совокупности развивающихся представлений о себе, окружающем мире и способах поведения и взаимодействия с социумом.

Использование инновационных педагогических технологий, в первую очередь практико-ориентированных, таких как проектная деятельность - открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Проектная деятельность – это комплекс взаимосвязанных действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным практическим результатом.

Новизна опыта заключается в создании системы применения проектного метода для формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения на основе активного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.

Проектная деятельность отвечает принципам развивающего образования и повышает его качество, так как:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

- способствует интеграции образовательных областей, интеграции видов детской деятельности и деятельности специалистов дошкольного учреждения с родителями;

- предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель опыта – формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и в общественных местах на основе знакомства с ПДД.

Задачи:

- знакомить с правилами дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать представления об опасных для человека ситуациях на улице и в общественных местах и способах поведения в них;

- развивать способность к осознанному восприятию окружающей обстановки, умение предвидеть возможную опасность;

- активизировать коммуникативные навыки и способы взаимодействия с окружающей действительностью;

- воспитывать культуру общения и нормы поведения детей в обществе;

- повышать уровень педагогической и профессиональной компетентности

взрослых; в вопросах ознакомления дошкольников с ПДД;

- усилить взаимодействие с родителями и включать их в образовательный процесс;

- активизировать работу по обобщению и распространению актуального педагогического опыта по данной проблеме;

- укрепить взаимодействие с ГИБДД по данной проблеме.

Основные направления реализации опыта :

1. Создание соответствующей развивающей среды в МДОУ.

2. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам формирование основ безопасного поведения детей на улице.

4. Совместная работа МДОУ с социально-культурными учреждениями и ГИБДД.

Реализация опыта основано на включении проектной деятельности в комплексно-тематическое планирование воспитателей, начиная со II младшей группы.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем и среднем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности на основе игровых (практических) ситуаций практических опытов.

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то в работе с детьми 3-4 лет (II младшая группа, используются игровые проекты, например «Едем на машине», «Поможем Колобку» и т. д.

В средней группе к данным видам проектов добавляются исследовательские проекты: «Дорожные знаки нам помогают», «Перекресток».

В старших возрастных группах значимыми становятся информационно-практико-ориентированные проекты : «Внимание, дети!» «Безопасный маршрут из дома в детский сад (школу)», «Безопасность на улице – забота каждого»

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с детьми и родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта педагогических мероприятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для совместной продуктивной деятельности детей и родителей.

Проект

«Перекресток» (средняя группа)

Вид проекта: познавательно-игровой.

Срок реализации: 2 недели

Цель проекта: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице в разнообразных игровых ситуациях.

Задачи проекта:

-Знакомить родителей с формами, методами и приемами формирования основ безопасного поведения детей 4-5 лет на улице.

- Закреплять умение различать дорожные знаки.

- Развивать стремление действовать по правилам, проявлять игровое сотрудничество.

- Воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

I этап – предварительная работа:

- Рассматривание картин, иллюстраций, дорожных знаков.

- Целевая прогулка к перекрестку с привлечением родителей.

- Беседы, рассказы, обсуждение с детьми воспитателей и родителей.

- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группе.

- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.

- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.

II этап – практическая деятельность

- Разработка плана игры с детьми и родителями.

- Изготовление атрибутов для игры.

- Оборудование игровой зоны.

III этап – заключительный

Проведение досуговой ситуационно-ролевой развлекательной игры

«Перекресток» с участием детей и родителей.

Ход игры:

I. Вводная часть.

1. Беседа, закрепление понятия «перекресток», значение дорожных знаков, сигналов светофора.

2. Сюрпризный момент – приход Незнайки

II. Основная часть.

1. Разыгрывание игровой проблемной ситуации «Перекресток».

2. Д/ игра с родителями «Расскажи Незнайке о дорожном знаке».

3. Д/ игра с детьми «Красный, желтый, зеленый», «Цветные

автомобили».

III. Итог. Рефлексия – беседа с Незнайкой.

Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице

Проект

«Безопасность на улице – забота каждого»

(старшая, подготовительная группа)

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок проведения: 1 месяц

Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

- объединить усилия семейного и общественного воспитания в целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма;

-формировать представления детей об основных источниках безопасности на улице;

- закреплять правила дорожного движения, учить детей применять их на практике;

- повышать компетентность родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения детей на улице.

I этап – предварительная работа:

- Целевые прогулки к перекрестку с привлечением родителей.

- Обзорные экскурсии детей по поселку с привлечением родителей.

- Беседы, обсуждения, рассказы из опыта с детьми воспитателей и родителей.

- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группах.

- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.

- Просмотр видеофильма «Безопасность на улицах и дорогах» детьми совместно с родителями.

- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности у детей 6 лет.

II этап – практическая деятельность

- Разработка сценария конкурса родителями, детьми и педагогами.

- Изготовление атрибутов: дорожных знаков, атрибутов для семейной эстафеты «По улицам поселка», дидактической игры «Собери дорожный знак».

- Приглашение сотрудника ОГИБДД Белгородского РОВД.

III этап – заключительный Конечный результат проекта:

- Проведение семейного конкурса «Безопасность на улице.

Фото №1 Организация проектной деятельности в целях формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения Информация об опыте
Публикации по теме:

Выступление агитбригады по пропаганде ПДД Видео Агитбригада по правилам дорожного движения в подготовительной логопедической группе. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице
Опубликовано: 20 мая 2013 в 18:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД