Лучший педагог года

Материалы из опыта работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников»

Виктория Кудаева
Материалы из опыта работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников»

Пояснительная записка

Предлагаемая система работы по развитию изобразительной деятельности младших дошкольников в виде календарно-тематического планирования и конспектов совместной изобразительной деятельности педагога и детей составлены в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. [1]

Публикация «Материалы из опыта работы „Развитие изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Данные материалы из опыта работы адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений. И направлены на формирование у детей навыков изобразительной деятельности, совершенствование наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса, развитие сенсорных способностей.

Целью опыта работы является развитие изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов нетрадиционных изобразительных техник.

Актуальность опыта и его значение для совершенствования образовательного процесса в учреждении. Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. И перед педагогами дошкольных учреждений на сегодняшний день стоит одна из главных задач – приобщение детей к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества на самых первых ступенях дошкольного детства.

Наиболее эффективным средством для формирования творческой активности, мышления и воображения детей является дополнение традиционных техник, которые используются в организованной образовательной изобразительной деятельности – нетрадиционными. [8]

Анализируя результаты педагогических наблюдений по формированию овладения изобразительными средствами младших дошкольников, определились в необходимости использования в работе творческого экспериментирования с изобразительными материалами, а также знакомства и освоения некоторых элементов нетрадиционных изобразительных техник.

Теоретическая база. При работе опирались на уже существующие разработки Комаровой Т. С. [5], Лыковой А. И. [7], Давыдовой Г. Н. [2], Никитиной А. В. [8] по изобразительной деятельности. Данные пособия созданы на основе многолетнего опыта работы авторов, в которых предложено планирование образовательной деятельности с элементами нетрадиционных техник с учётом возрастных особенностей.

Инновационная составляющая опыта работы заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития младших дошкольников посредством:

- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов изобразительной деятельности;

- взаимосвязи организованно - образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Предполагаемые результаты. В настоящее время младшие дошкольники нашей группы с неподдельным интересом и восторгом работают в нетрадиционных техниках, что позволило нам предположить следующие результаты:

Наличие у детей знаний о нетрадиционных способах изобразительной деятельности;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение младших дошкольников самостоятельно применять нетрадиционные техники изобразительной деятельности;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях.

Творческую работу с детьми строили на следующих принципах, которые направлены на личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику:

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память.

- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

- Принцип доступности материала.

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

- Принцип систематичности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

Все материалы актуального опыта работы могут быть реализованы творческими педагогами дошкольных образовательных учреждений в совместной изобразительной деятельности с детьми.

Материалы работы

Вашему вниманию предлагаются конспекты совместной изобразительной деятельности, составленные с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. В совместной с педагогом деятельности решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться со сверстниками.

Рисование пальчиками и ладошками

Это способ примакивания пальцев руки и всей ладошки к поверхности листа бумаги разными способами для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства, бархатистость, яркость красочного слоя. [8]

Конспект совместной деятельности «Ветка рябины»

Программное содержание. Формировать навыки пальчикового рисования; расширять представления детей об окружающем мире, продолжать знакомить с внешним видом рябины; воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Наблюдение за рябиной во время прогулок.

Материал: гуашь, кисти, влажные салфетки.

Ход деятельности:

1. Организационная часть.

Педагог: Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелётные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно ещё увидеть яркие краски.

Педагог читает стихотворение А. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает ветку рябины. Отмечает, что на ветке есть листья и гроздья рябиновых ягод. Что рябиновые гроздья не только красивы, но и полезны. Зимой ими лакомятся птицы. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они делают себе украшения: бусы и браслеты.

Педагог предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми рисунками с ее изображением.

2. Практическая часть.

Воспитатель: Мы попробуем напечатать ягодки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примкнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.

Дети упражняются в приеме примакивания на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.

Далее дети с помощью педагога выстраивают композицию на листе, первоначально кистью нарисовав веточки, а приемом примакивания изображая ягоды.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.

Физкультминутка

«Рябина»

На тропинке – тень, солнечная сетка. (Поднять руки вверх, покачать ими влево –вправо)

Через тын, через плетень свесилась ветка. (Наклониться вниз, руки – к носкам ног)

Прибегу, (Лёгкий бег)

Прискачу, (Прыжки на месте с ноги на ногу)

На носках привстану, (Привстать на носках)

Ветку за косы схвачу, (Хватательные движения руками)

ягоды достану. (Поочерёдно)

У плетня посижу и на шелковинку (Присесть, руки – на колени)

Осторожно нанижу ягоду-рябинку. (Имитация движения- нанизывая ягод)

Бусы горькие надень, веточка, ветка! (Встать, «надеть» бусы на шею)

На тропинке – тень, солнечная сетка. (Хлопки в ладоши)

Е. Благинина

3. Итог деятельности.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Как только подсохнут наши рисунки, мы их поместим на выставку.

Рисование методом тычка

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку, опустить его в краску и ритмично нанести отпечатки на лист бумаги. [8]

Конспект совместной деятельности «Пушистая мимоза»

Программное содержание. Познакомить детей с техникой рисования тычком; формировать чувство композиции; расширять представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом мимозы, её цветущих веток; воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением мимозы.

Материал: гуашь, кисти, ватные палочки, влажные салфетки.

Ход деятельности:

1. Организационная часть.

Педагог: Сколько удивительного и интересного можно наблюдать весной, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна: на веточках деревьев и кустарников набухают почки, потом появляются нежные зелёные листочки, а затем душистые цветы. Вот с одним из таких весенних чудес я вас хочу познакомить – это мимоза.

Расцвела уже мимоза,

Мы кому букет подарим?

От души кого поздравим?

Ну конечно нашу маму!

Милую, хорошую, добрую,

пригожую!

Педагог: Ребята, давайте для наших мам нарисуем букет пушистой мимозы.

2. Практическая часть.

- Гуашью зелёного цвета при помощи кисти рисуем на листе веточку мимозы и листья;

- Ватную палочку окунуть в жёлтую гуашь и методом тычка вдоль веточки изобразить пушистые цветочки мимозы.

Если ребёнок затрудняется кистью нарисовать веточку и листья, педагог немного помогает ему.

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают

Головой качают.

3. Итог деятельности.

Педагог: Молодцы, ребята! У вас получились красивые пушистые букеты, которые могут стать весенним подарком для ваших близких и украсить нашу группу. Нарисованные веточки мимозы будут радовать нас в течение долгого времени.

Пластилинография

Плстилинография – это создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. [2]

Конспект совместной деятельности «Созрели яблочки в саду»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и формировать умения передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева; закреплять умения отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать и расплющивать маленькие шарики движениями пальцев; развивать образное восприятие.

Предварительная работа. Чтение рассказа В. Сутеева «Яблоко», рассматривание иллюстраций с изображением фруктовых деревьев.

Материал: плотный картон с силуэтом дерева, пластилин красного или желтого цвета, яблоки для рассматривания и угощения детей, салфетка для рук.

Ход деятельности:

1. Организационная часть

Педагог. Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава; листья окрасились в яркие цвета: желтый, красный, оранжевый; покраснели ягоды на рябине; в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название фрукта, про который я вам загадаю загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Дети. Яблоко.

Педагог. Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).

Росла, росла яблонька,

Подросла.

Цвела, цвела яблонька,

Отцвела.

Отряхнула яблонька

Свой наряд —

И поспели яблочки для ребят.

Н. Забила

Педагог. Большой урожай на яблоньке, тяжело веточкам держать столько плодов. Мы сейчас все вместе отправимся в сад и поможем яблоньке освободиться от яблок.

Физкультминутка

«Вот так яблоко»

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно.

Я иду, и ты идешь – раз, два, три. Ходьба на месте.

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

Мы идем и поем— раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

Педагог. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, как же нам его сохранить? Вы знаете, что можно приготовить из яблок?

Дети. Сварить компот.

Педагог. Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.

Яблоки румяные, в них медовый сок!

Испечет нам мама яблочный пирог.

Вкусный и душистый выйдет пирожок,

С золотистой коркой – съешь его, дружок!

Педагог. Чтобы отблагодарить маму за вкусные пирожки, мы сделаем для нее открытку с изображением яблоньки. Деревце у нас с вами есть, не хватает лишь спелых яблок.

2. Практическая часть

Педагог вместе с детьми рассматривает яблоко, выясняют, какой формы, какого цвета бывают плоды (яблоки круглые, похожи на шарики, могут быть разного цвета: красного, желтого, зеленого, но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера — большие и маленькие).

Этапы выполнения работы:

1. Отщипнуть небольшой кусочек пластилина нужного цвета и скатать шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиком прямо на дощечке круговым движением.

2. Шарик-яблочко положить на крону дерева в любое место и слегка прижать к основе — сплющить.

3. Выполнить подобную операцию несколько раз (на яблоньке созрело очень много яблок). Заполнить яблоками все пространство кроны, положить несколько под яблонькой — плоды упали.

3. Заключительная часть

По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.

Педагог. Ах, как много красивых яблочек созрело у вас на деревьях! Получился большой плодовый сад!

Объёмная аппликация

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений активно используют в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, которые расширяют возможности ребенка, развивают чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Конспект совместной деятельности «Овечка»

Программное содержание. Познакомить с нетрадиционной техникой объёмной аппликации из салфеток; развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук; знакомить детей с приемом аппликации – выклеивание силуэта овечки шариками скомканных кусочков белой салфетки для придания эффекта пушистой, мягкой шубы.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением овечек.

Материал: вырезанные силуэты овечек из картона, белые салфетки, клейстер, салфетки для рук.

Ход деятельности:

1. Организационная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а какой праздник в году самый волшебный?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Правильно! И у каждого года есть свой символ! Символ текущего года – Лошадь! А вот символ следующего года зашифрован в загадке. Отгадайте ее!

Круглый год — зимой и летом

В шубы дамочки одеты,

Шерсть закручена в колечки.

Кто в каракуле? (Овечки)

Воспитатель: Правильно! Символ наступающего года «Овечка». И сегодня мы с вами будем делать новогодние сувениры в виде маленьких овечек! Шубку овцы мы будем делать из скомканных кусочков белой салфетки. Именно эта фактура и позволит создать настоящее овечье руно, хоть белое, хоть золотое. Итак, начнем.

2. Практическая часть

- Из кусочков салфетки скручивают небольшие шарики;

- Осторожно макаются в клей, а потом переносят на контур овечки. Шубка овечки готова!

Воспитатель: А теперь, ребята, немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Овечки»

На лугу стоят овечки.

(Указательные пальцы приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать головой) .

Шерсть закручена в колечки.

(Поочередно соединять с большим пальчиком все остальные. Выполнять сразу двумя руками.)

А играет для овечек

На свирели человечек.

(Имитировать игру на дудочке).

4. Итог деятельности

Воспитатель: Ребята, у вас получились очень красивые овечки, в пушистых шубках. Теперь они будут украшать ваш дом и принесут вам удачу и много радости!

Библиографический список

1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., Мозаика – Синтез, 2014г.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2008

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста - М, Сфера, 2005.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2009 г.

6. Лыкова И. А. Каждый охотник желает знать. - М. ,Карапуз,2004.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз - Дидактика, 2007.

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы)Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы) «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества» «Рисунок.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности .

«Развитие ритмических способностей дошкольников». Из опыта работы«Развитие ритмических способностей дошкольников». Из опыта работы Я - музыкальный руководитель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «детский сад № 16» Левокумского муниципального.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Методическая разработка из опыта работы преподавателя детской школы искусств по изобразительной деятельности МБУ ДО «Детская школа искусств имени Александра Семёновича Розанова» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ.

Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности через проектную деятельность» Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности, через проектную деятельность» Искусство несет.

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Развитие творческих способностей дошкольников (из опыта работы) «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии.

Сообщение из опыта работы: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке». Сообщение из опыта работы: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке». Дети по природе своей – исследователи, с радостью.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы из опыта работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 5 августа 2017 в 10:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД