Папки-передвижки

Материалы к семинару «Как сделать труд привлекательным для ребенка»

Юлия Колесник
Материалы к семинару «Как сделать труд привлекательным для ребенка»

Как сделать труд привлекательным для ребенка.

Современное видение проблемы

Разные точки зрения по поводу одной и той же проблемы — явление естественное для гуманитарных наук, в число которых входит и педагогика. Современная педагогика — это десятки направлений, течений, авторских школ, претендующих на самостоятельность. Кроме педагогики, проблемы воспитания исследуют психологи, физиологи, социологи, этнографы, демографы, историки, политологи и т. д. Однако проблемы воспитания они изучают и формулируют только с присущей им — и только им — точки зрения. Отсюда пересмотр и уточнение, а порой и ревизия содержания и формулировок многих педагогических понятий, разумеется порождающих разночтение, тенденции введения новых понятий, терминов, взамен исторически сложившихся, теоретически обоснованных. Пример такого «обновления» — предложение Б. Петровского: «деловое воспитание» взамен «трудового воспитания». Ошибочно думать, что различные трактовки педагогических понятий — плод научных изысканий, не имеющих прямого выхода на практику. Педагогический процесс строится в зависимости от того, как объясняется то или иное педагогическое явление, категория (трудовое воспитание, нравственное воспитание и др.).

Публикация «Материалы к семинару „Как сделать труд привлекательным для ребенка“» размещена в разделах

Однако вернемся к нашей теме. Подход для психологов, увы, не новый: трудовое воспитание дошкольника — его нет и не может быть, поскольку труд предполагает «производство товаров и услуг». Известно, труд как глобальная категория человеческого бытия, экономики характе-ризуется значительным числом признаков. Для зарубежных ученых-экономистов, к определению которых апеллирует уважаемый В. Петровский, важны приведенные выше характеристики труда. Педагогика же обращается к тем признакам, которые отражают сущность труда как такового и опора на которые позволяет строить педагогический процесс. Педагоги определяют труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для своих потребностей. Такова основа отечественной теории трудового воспитания, изложенная в научных трудах, монографиях, в педагогических энциклопедиях и словарях. Да, в некоторых из них проскальзывает для прежних лет словосочетание «коммунистический труд». Согласимся: были в нашей истории времена, когда слово «коммунистический» использовалось неоправданно часто и не к месту. В этом «грешна» и педагогика. Но подчеркнем, что имели в виду авторы под словом «коммунистический» — только стремление к идеальному.

Понятие «трудовое воспитание» — одно из значимых для педагогики — имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животнопо-добных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить их к будущей самостоятельной деятельности. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся, характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Следовательно, первоначально воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей — общественно полезным. Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. В развитых странах дети как создатели материальных ценностей «вытеснялись» из непосредственного участия. Но тем не менее их трудовое воспитание неизменно оставалось важной составной частью воспитательного процесса. Это особенно отчетливо прослеживается в народной педагогике. Обратимся к русской. Ее основная цель — подготовить ребенка к мирской, повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия — добросовестный труд с малых лет. Об этом — многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении — «Без труда нет добра». Отметим: «добро» в народном понимании — это не столько созданные трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится еще один аспект — содействие развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека. Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.

В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, дифференцировать действия в связи с особенностями используемых предметов, материалов, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.). Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) — результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

Как показывает опыт, методика трудового воспитания, при всей ее разработанности и представленности в литературе, оказывается, на практике еще не освоена. Нет, воспитатели умеют организовать труд, объяснить задание (чаще — «выдать» инструкцию, проконтролировать его выполнение. Но пропадает самое главное, о чем говорит В. Петровский: сотворчество, содействие взрослого и ребенка. Результат? Нет того общения, которое эмоционально поддерживает ребенка, побуждает к усилиям и т. д. Следовательно, методика трудового воспитания требует иных акцентов.

Пока ребенок мал, взрослые действуют совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. Если в полтора-два года, привлекая ребенка к уборке игрушек, основную работу выполняет мама, поясняющая смысл и последовательность своих действий, то со временем (в два с половиной — три года) он уже сам расставляет машинки, усаживает плюшевого мишку в кресло, радуясь одобрению мамы. По мере овладения теми или иными действиями подрастающий человечек ищет новые способы решения трудовой задачи — он превращается в субъекта собственной деятельности (М. В. Крулехт). Но и на этом этапе ему необходимы внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации. Как мы об этом забываем!

Задача взрослого — соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справится с заданием, например, покормить ребенка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос.

Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. А с точки зрения воспитания? Неэкономичный, недальновидный, поскольку рождает в поведении ребенка инфантилизм, синдром беспомощности. Бесконечные опасения взрослых, их излишняя осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времени приводят к тому, что ребенок, активный, самостоятельный («Я сам!», но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!», становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса», своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности ребенка первый элемент подлинной самостоятельности — потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом (помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Можно ли научить ребенка чему-либо, если ему неинтересно, если он не хочет? Конечно, нельзя! Психологи часто напоминают нам об этом. Но почему-то к области трудовой деятельности это поистине аксиоматическое положение не относят и считают: воспитание трудолюбия у дошкольников — задача преждевременная. Однако вспомним работы Я. Неверович, исследования Г. Годиной, Д: интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждают семья, дошкольное учреждение. Как велика потребность в такого рода деятельности в детях — общеизвестно. Важно, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками совместного труда, когда их усилия поддерживают взрослые. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы (см. исследования Д. О. Дзинтере, Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе полностью исключаются. Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Чтобы привить ребенку желание трудиться, немаловажное значение имеет содержание труда. В детских садах, особенно городских, оно, к сожалению, отличается однообразием, надуманностью. А сколько таких «обедневших заданий» придумывают воспитатели, только чтобы занять их. Вот и складывается ситуация — дети становятся ленивыми, «ничего не хотят делать». А ведь ни одна проблема педагогики не изучена так разносторонне, не «прописана» так в методическом плане, как трудовое воспитание. Новой литературы о трудовом воспитании мало, а проблема эта всегда актуальна. Изменились социально-экономические условия. Следовательно, теория трудового воспитания нуждается в дополнении, обновлении, может быть, и переосмыслении некоторых положений, наполнении их новым значением. Однако бережное отношение к тому, что создано педагогами прошлых времен, мы должны сохранить, чтобы не пришлось начинать все сначала.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы к семинару «Как сделать труд привлекательным для ребенка»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 13:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД