МААМ-картинки

Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон

Светлана Кондратова
Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон

«Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (слайд 1).

Начну словами выдающегося советского педагога

Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 2)

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Публикация «Материалы педагогических чтений имени К, А, Миксон» размещена в разделах

Дети начинают рисовать, еще не умея говорить. Малыш проводит свою первую линию, ему интересен сам процесс: от его действий на листе бумаги остаётся какой-то след. Это же чудо! (слайд 3)

Самое главное, чтобы этот интерес не угас. Становясь старше, у детей возникает страх перед чистым листом бумаги. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется: они не умеют, и у них ничего не получится. Как же преодолеть этот страх? Один из способов, открыть ребё нку маленький секрет: «Все люди, а тем более дети умеют рисовать, только некоторые об этом либо не знают, потому, что им никто не открыл этот секрет, либо забыли, потому, что они стали слишком взрослыми.

Почему то, о чём я сейчас говорю, так важно? (слайд 4)

По моему мнению, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность развивает - интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику; учит - думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Опыт работы с детьми показал, что во время занятий по изобразительной деятельности в работах детей недостаточно фантазии и творчества. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец!

Поэтому приоритетным направлением моей работы стала: (слайд 5) «Нетрадиционная техника рисования - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Данная тема представляет особую актуальность, так как: (слайд 6)

- развивает стремление к новому, более творческому отражению ощущений,

- формирует выражение собственных мнений;

- совершенствует всестороннее и гармоничное развитие детской индивидуальности,

- способствует развитию поистине творческой личности.

О нетрадиционных техниках рисования и системе построения занятий я узнала из методической литературы, что послужило материалом исследований по данной теме: (слайд 7)

1. М. Озеровой «О детском рисовании»

2. А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

3. И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,

4. Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

5. Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»

6. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»

(нетрадиционная техника, сценарии занятия, планирование).

С помощью данной литературы, я определила цель дальнейшей работы: (слайд 8)

- создать условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Для развития творчества и системы знаний поставила перед собой следующие задачи:

- познакомить с различными видами, способами, приёмами, техниками нетрадиционного рисования;

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

- воспитывать чувство прекрасного.

Уже в самом начале работы я с большим удовольствием отметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развиваются познавательные способности, самостоятельность. Ребята становятся раскованнее, непосредственнее, смелее, что позволяет им не бояться нарисовать что-то не так, могут ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества.

Уместно здесь будет вспомнить высказывание Василия Александровича Сухомлинского: (слайд 9)

«. процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Важным, на мой взгляд, является и то, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Нетрадиционные техники рисования дают возможность использовать необычные сочетания материалов и инструментов (слайды 10-11). Сколько

вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Для этого в группе, в центре изобразительной деятельности мной подобран необходимый материал : тычки с кончиками из ватно-марлевых и поролоновых шариков; палочки для процарапывания; трубочки от коктейля для выдувания; корковые пробки, пластмассовые крышки, различные трафареты, оттиски для печати; нити разной толщины; зубные щётки, расчёски, свечи. Перечислять можно много, самое главное то, что возможность выбора материалов и фантазия безгранична. Разнообразие и множество способов техник нетрадиционного рисования дают возможность детям быстро достичь желаемого результата.

Свою работу я начинала по принципу «от простого к сложному» :

-рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками (слайд 12);

-монотипия; по сырому листу; свеча+ акварель (слайд 13);

-тычок жесткой полусухой кистью; печать листьями (слайд14);

-обрывание бумаги; кляксография (слайд 15);

-цветной водой на снегу (слайд 16);

-рисование на ткани в технике «батик» (слайды 17-18);

-пластилинография (слайд 19);

-работа с коллегами в ДОУ (слайд 20).

Работая с детьми, обязательно сотрудничаю с их родителями (слайды 21-22). В процессе работы над темой по техникам нетрадиционного рисования провела:

- для родителей собрание: «Значение рисования в жизни ребёнка»;

- презентацию: «Занимательное рисование»;

- консультации: «Как научить ребёнка рисовать (игры с красками); «Памятка для родителей – не талантливых детей не бывает (советы родителям);

- круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»,

где на практике родители смогли познакомиться с видами и способами разных техник, а вместе со своими детьми нарисовать картины «Мой любимый герой сказки». Важными и безусловно приятными являются выставки детского рисунка, они очень радуют детей и родителей, ребята становятся успешнее.

Из всего сказанного следует, что в свободное время ребята смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, а с каким восторгом и желанием дети обсуждают свои работы, оформляют их в рамки, альбомы.

Благодаря таким способам рисования, дети не боятся: ошибиться, обретают уверенность, чувствуют себя маленьким художниками, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Любая деятельность должна быть результативной и направлена на дальнейшие перспективы (слайд 23) :

- продолжать работу по освоению новых техник нетрадиционного рисования;

- совершенствовать умение детей объединять в одном рисунке несколько видов техники нетрадиционного рисования;

- развивать интеллект, творческую активность, умение нестандартно мыслить в своих рисунках;

- воспитывать целеустремлённость, творческую самореализацию.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей (слайд 24).

Это лишь малая часть в нетрадиционной технике, которую я представила в своём докладе. Огромный выбор и сегодняшние возможности дают повод для дальнейшей работы и творчества вместе с детьми. Всё в наших руках, будем творить!

Благодарю за внимание! (слайд 25)

Прикреплённые файлы:

ped-chtenija_63194.pptx | 13942,91 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУМастер-класс для педагогов ДОУ Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему:«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности для изображения зимнего пейзажа.

Техника оригами в интеллектуальном и эстетическом развитии дошкольников. Слайд 1. Техника оригами в интеллектуальном эстетическом развитии дошкольников. Слайд 2-4. Мир детства – самый лучший мир, Здесь радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материалы педагогических чтений имени К. А. Миксон
Опубликовано: 27 марта 2015 в 07:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД