Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ по теме «Свойства воды»

МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок» мастер класс конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ по опорным схемам. Развивать умение сигнализировать (что хорошо и что плохо для кого и когда). Познакомить детей с методом ММЧ. Активизировать в речи синонимы: «чистый – грязный», аккуратный – неряшливый. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни. Закреплять умение выразительно читать потешку. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа : 1. Чтение К. И. Чуковский «Мойдодaр».

2. Игра «Покажем Мишутке цветы».

3. Наблюдение за рыбкой: сравнение живой и игрушечной рыбок.

4. Чтение сказки про мальчика, который говорил все наоборот.

5. Д/игра «Умоем куклу Катю».

6. Индивидуальная работа по закреплению культурно- гигиенических

навыков (с Женей П., с Антоном Р., с Вадимом Ч.) .

Материал: Тазик с водой (теплой и холодной, пластмассовые стаканчики (на каж-

дого ребенка). капельки воды (силуэты из голубой бумаги, схемы для

составления рассказа «как правильно мыть руку», детские полотенца,

кукла Замарашка, мыло, силуэты человечков (метод ММЧ, сахар, песок

силуэт Мойдодыра, молоко, ложки чайные, картинки-модели, кукла в

синем платье) .

Методические приемы: 1. Путешествие по группе «Где живет вода в нашей группе? »(с куклой в

синем платье)

2. Опыт с водой в групповой лаборатории (какая бывает вода).

3. Приход Замарашки знакомство с методом ММЧ.

4. Физкультминутка приход «Мойдодыра».

5. Индивидуальная работа (с ЛеройТ., с Климом Б., с Настей К.) – сос –

тавление рассказа по опорным карточкам «Как мы умываемся».

6. Пальчиковая гимнастика. Игра «Хорошо – плохо».

7. Сюрпризный момент.

Ход занятия.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Становитесь друг за другом: вы – вагончики, а я паровоз. Сколько у нас вагонов (много). Сколько паровозов? (Один). Едем путешествовать и искать, где живет вода в нашей группе. Найдем и приклеим голубую капельку

Загудел паровоз

И вагончики повез!

1-я остановка. «Уголок помощник воспитателя».

- Кто в группе поддерживает чистоту? (Раиса Григорьевна)

- Ей помогает сохранять чистоту вода.

2-я остановка «Умывальная комната»

- Дети, что вы делаете в умывальной комнате? (умываемся, причесываемся) .

- Правильно, здесь дети из грязнуль превращаются в чистюль (прикрепляем на дверь капельку)

3-я остановка «Подводное царство2.

- Как называется домик для рыбке? (Аквариум)

- Могут рыбки плавать без воды? (Нет, без воды огни погибнут) .

4-я остановка. «Уголок природы».

-Дети, о ком вы заботитесь в этом уголке? (О цветах, мы их поливаем) .

Педагог делает вывод: - Ни умыться, не напиться без воды

Листику не распушится без воды

И поэтому, всегда всем нужна вода!

(Дети подходят в групповую лабораторию, где будут знакомиться со свойствами воды). Перед детьми стоят стаканы. В одни стаканы налито молоко, в другие – вода. Педагог ставит в стакан маленькие ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каким нет? И почему? (в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком – нет)

- Какой мы можем сделать вывод, какая вода? (вода-прозрачная, а молоко-нет).

(Для второго опыта в стаканчики добавляют обычный песок и сахарный песок)

- Какой стала вода? (сладкой, вкусной)

(Для третьего опыта берем чистую воду) .

Педагог предлагает детям понюхать ее и сказать, чем она пахнет.

- Чем пахнет вода? (Она совсем не пахнет)

- Мы можем сделать вывод, что обычная вода не имеет запаха.

Раздается стук в дверь. В гости к детям пришла кукла Замарашка.

- Посмотрите и скажите, какие у нее ладошки? (черные, грязные) .

- Дети, Замарашка принесла на своих ладошках с улицы человечков пыли и земли. Вот мыло, оно поможет нам убрать всю грязь. В мыле тоже живут человечки. Пока они сухие они крепко держаться друг за друга.

- Максим, полей водичку на ладошки. А ты, Петя, возьми мыло и намыль их. (Дети выполняют задание) .

- Посмотрите, белые мыльные человечки обрадовались встрече с грязными земляными человечками. Они обнялись. Они теперь вместе, и все как будто серые.

- Настенька, смой водой ладошки Замарашке. Посмотрите, какой стала вода? (Серой, грязной) .

- В воде тоже живут человечки-капельки. Эти человечки касаются друг друга, но не держаться за руки. Руки у них на поясе. (Показ картинки модель воды)

- Какая стала наша кукла (Чистая, аккуратная) .

- А человечки мыла и воды побежали вместе гулять. С водичкой они убегут в трубу, оттуда в речку, а там нагулявшись, разойдутся: водные человечки останутся в реке, а пыльные и мыльные лягут отдыхать в земле, тесно прижавшись друг к другу.

(Стук в дверь. Приход Мойдодыра. Физкультминутка)

- Ручки мыли? -мыли, ушки мыли? -мыли, щечки мыли? -мыли, (Дети показывают движения)

- Молодцы! А теперь вы чистые, зайчики пушистые! Попрыгайте как зайчата.

(Педагог предлагает детям рассказать Мойдодыр, как нужно правильно мыть руки) .

Дети садятся перед мольбертом и выкладывают из картинок алгоритм Как нужно правильно мыть руки»: закатать рукава, открыть кран с водой, взять в руки мыло, намочить руки и намылить мылом, смыть мыло чистой водой, сделать «замочек», руки вытереть полотенцем досуха, застегнуть рукава.

Мойдодыр предлагает детям надуть большой мыльный пузырь». Пальчиковая гимнастика «Надуваем мыльный пузырь». (Пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение) .

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Шарик лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Педагог предлагает детям представить ситуацию: на Земле исчезла вода.

- Как нам жить? Пищу можно приготовить без воды? (Нет)

- Значит, будем есть все сырое, грязное? (Нельзя, живот заболит) .

- Как няня будет приводить в порядок нашу группу? (без воды появятся микром, мы можем заболеть) .

Пальчиковая гимнастика «Разные дожди».

- Дети, скажите, хорошо или плохо, когда идет дождь?

(Дождь- это хорошо когда ты дома, дождь-это плохо когда ты на улице, дождь-это хорошо, он поливает цветы летом, дождь-это плохо когда идет много дней) .

В Заключение, Мойдодыр просит детей отгадать загадку: «Гладкое, душистое, моет чисто? » (мыло) Он дарит детям мыло и просит их всегда быть бережливыми, плотно закрывать кран, чтобы Вода – волшебница не пропадала зря.

Последующая работа: Подвижная игра «Капельки и тучка», аппликация «Кораблик», рассматривать иллюстрации: превращения Волшебницы – Воды (дождь, снег, роса, лед, Д/игра «Посели животное» (познакомить детей с представителями водных животных.

Литература:

Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» (стр. 168-172) .

Программа Н. Рыжовой «Наш дом – природа» (стр. 27

Страунинг А. М. Росток (программа по ТРИЗ – РТВ, т. 1, стр. 103)

Волчкова В. Н. Развитие и воспитание младшего дошкольного возраста.

Страунинг А. М. «Чудеса в природе открываем сами», стр. 148-149.

Похожие записи:

Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебные свойства воды»
«Знакомство со свойствами соли и сахара». Занятие из цикла «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ?»


Версия для печати
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ по теме «Свойства воды»
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 21:05
+2
Вне конкурса
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов