Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»

маргарита кулачек
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»

МБДОУ «Октябрьский детский сад»

Цель: развивать интерес к изготовлению кукол - мартиничек и использованию их в детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, труд, познание, социализация, музыка.

Задачи:

1. Формировать представление детей о русских обрядовых куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле, к культуре своего народа

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и куклам.

4. Учить изготавливать куклу - мартиничку из ниток самостоятельно, развивать мелкую моторику рук

5. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Предварительная работа:

- Знакомство с русскими народными куклами «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка» и т. д.

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

- Беседы:«О куклах», «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла».

- Занятия по ручному труду

Изготовление кукол: «Пеленашка», «Столбушка»,

- Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Телешова «Крупеничка»

- Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад».

Форма организации образовательной деятельности - Творческая мастерская.

Форма организации детей – подгрупповая.

Оборудование: Сундучок с куклами, небольшая карусель для кукол, МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения, технологические карты способов выполнения мартиничек, клубки красных и белых ниток, ножницы, картон 10 X 5 cм.

Методы и приемы:

Наглядный, обследования, словесный (объяснения, указания, художественное слово, практический (самостоятельное выполнение, выбор материала, мотивационный, игровой.

Ход деятельности:

В группу заходит воспитатель в русском народном костюме с лотком на плече полным разных «товаров»: кукол, ленточек, сушек, бусс.

Воспитатель:

Солнце красное встаёт,

спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары:

продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани,

бусы, ленты… – разные товары.

Покупают люди сушки,

а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша!

До чего же хороша!

Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки непростые

– веселы и ярки, примите их в подарки!

Воспитатель раздает детям русские обрядовые куклы.

- Ну вот все товары продала, а теперь и отдохнуть можно, на карусели покататься. В старину люди очень любили на ярмарке кататься на карусели.

Вот и мои куклы тоже хотят на ней покататься. (Достает небольшую карусель)

Игра «Веселая карусель»

Но карусель заведется только в том случае, если каждая куколка попадет на свое место и вы вспомните её имя.

- Эта кукла образ замужней женщины- мамы.

Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. После же рождения ребёнка эта кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть. (Вепская кукла).

- Эта кукла была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.

У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток. (Десятиручка)

- Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали эту полезную куколку. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. (Кубышка-Травница)

- Эта кукла была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Эту куклу носили дети обходя дворы на рождество и поздравляя хозяев. (Кукла Коза)

- Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. (Крупеничка)

- Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. (Кукла колокольчик).

- Эта кукла является колыбельной куклой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

(Бессоница)

- Эти куколки делались в марте, ими «закликали» весну Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Их прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев для того чтобы ими играл ветер. (Мартинички)

- Молодцы, вы справились с заданием и наша карусель завелась, куколки с удовольствием покатались на карусели.

- Ребята, вам понравились эти куколки?

-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот изготавливать их своими руками мы можем научится.

И сегодня я научу вас изготавливать куклы – мартинички.

- Давайте вспомним когда их делали и для чего?

У многих народов издревле бытует добрый обычай – всенародно праздновать приход весны и дарить на счастье друг другу маленькие украшения - куколки.

- Из какого материала их делали?

Выполняются они из белой и красной пряжи.

- Что символизируют эти куколки?

Куколку из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка.

Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, для того чтобы задобрить ветер, чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

И говорили такие слова:

Ветер-ветерок

Прилети к нам.

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Сколько ниток разноцветных:

Красных – ярких,белых - светлых…

Мы из ниток этих разных

Кукол сделаем прекрасных!

Пригласим их всех на бал,

На веселый карнавал.

Все поют и пляшут дружно,

Ведь и куклам праздник нужен!

- Белую куколку – символ зимы, я подарю каждому из вас, а красные куколки – символ весны, вы сделаете сами.

Итак, для изготовления весеннего талисмана понадобится всего ничего: ножницы, красная пряжа, и картон на который мы будем наматывать пряжу.

1. Наматываем два моточка: один для туловища и один для ручек. Конечно, их можно наматывать по очереди. Для туловища по длинной стороне прямоугольника, для рук – по короткой.

2. Перевязываем моточки для туловища с одной стороны, а моточки для рук — с обеих сторон, и снимаем с картонки.

3. Моточки для туловища разрезаем с одной стороны, крепко перевязываем сверху.

Чуть ниже формируем шею. Нить берем длинную, поскольку потом ею же придется перевязывать и туловище.

4. Моточек, из которого получатся ручки куколки, крепко перевязываем с обоих концов. Можно оставить ручки кулачками, а мне больше нравится ручки-кисточки, поэтому потом я кулачки разрезаю и подстригаю.

5. Пучок ниток ниже шеи делим пополам, вкладываем туда ручки, и крепко перевязываем грудь и талию куклы. На груди и спине при этом обязательно формируется обережный крест. Можно перевязывать белую куклу красной нитью, а красную — белой.

Получается такая вот кисточка с ручками:

Остается только подровнять юбочку и ручки, и девушка-мартиничка готова.

6. С мужчинами всегда возни больше… Пряжу ниже пояса разделяем надвое и формируем ноги. Подстригаем кисточки на ручках и ножках, чтобы все было аккуратно.

7. Далее следует скрутить в жгут белую и красную пряжу и привязать ее к макушкам мартиничек. У меня нашлась готовая такая нить, и я скручивать специальный шнурок не стала.

Но прежде чем приступить к изготовлению мартиничек давайте отдохнем и поводим хоровод, как раньше водили хороводы добры молодцы и красны девицы. Хоровод «На горе- то калина»

Самостоятельная деятельность:

А сейчас проходите в нашу мастерскую и займите свои места,

Вспомним правила обращения с ножницами.

С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими, после работы ножницы убирают в подставки. Обрезки ниток убираем в корзинки для мусора.

А сейчас приступаем к изготовлению мартиничек.

Рефлексия

Вот мы и сделали своими руками мартинички, давайте повяжем их на веточку и попросим ветерок чтобы он быстрее прогнал зиму и принес весну.

Ветер-ветерок

Прилети к нам

Принеси нам

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Дети придумайте,как еще можно играть этими куколками?

А сейчас давайте споем весеннюю песенку.

Дети вместе с воспитателем поют песню «Весенняя шуточная».

Посмотрите ребята от теплого ветерка на нашей полянке вырос волшебный цветок. Давайте поможем ему распустится. Если сегодня вам в моей мастерской понравилось, и было интересно, то приклейте к его серединке красный лепесток, если вам сегодня со мной было скучно – синий, а если вы хотите научится делать других куколок – то приклейте к серединке желтый лепесток.

Большое спасибо за ваши умелые руки, мне было очень приятно с вами работать! А теперь нам пора возвращаться домой.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изготовлению кукол-мартиничек «В гостях у Марьи-искусницы»
Опубликовано: 27 августа 2013 в 15:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...