Лучший педагог года

Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»

Надежда Близнюк
Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»

О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит? Собирайте пазлы, шнуровки, пирамидки! Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?

Публикация «Консультация „Мелкая моторика и речь — есть ли связь?“» размещена в разделах

Откуда идея?

Исследование проводилось М. М. Кольцовой в Доме ребенка. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками. Буквально через три дня они начали говорить. Отсюда был сделан вывод о прямой связи между мелкой моторикой и речью.

Сторонники этой теории также вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!

Мелкая моторика и речь

При этом нет никаких серьезных исследований, подтверждающих эту прямую связь между развитием соседних областей головного мозга.

Удобная теория.

Несмотря на отсутствие исследований, теория стала очень популярной. Легко понять, почему. Что делать логопеду с безречевым малышом? Правильно, посадить его за стол — собирать пазлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т. д. Речь и мелкая моторикаПросто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.

На практике.

На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

Что же мы развиваем?

На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т. п.) или восприятия.

Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? Оказывается, не зря! Все дело в том — как…

Мелкая моторика и речь — восстанавливая связи

На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т. д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.

Чтобы был эффект…

Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.

Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Мелкая моторика и речь пальчиковый театрОсобенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть с кочки на кочку и т. д. Мелкая моторика и речь полоса препятствийИли пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Итак:

Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые.

Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.

Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.

И самое главное: развитие моторного планирования, развитие мелкой моторики даже при правильном подходе, описанном выше — это не панацея, а всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может рассматриваться в качестве основного или даже одного из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная, многокомпонентная работа (подчас даже нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.

Публикации по теме:

Книжка-малышка из фетра для развития мелкой моторикиКнижка-малышка из фетра для развития мелкой моторики Хочу поделиться своей новой книгой из фетра. Эта книжка малышка для развития мелкой моторики. Мелкая моторика — совокупность скоординированных.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать" "Источники способностей и дарований детей.

Консультация для родителей дошкольников «Мелкая моторика пальцев рук и развитие речи детей» Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.

Консультация для родителей «Мелкая моторика» Цель • познакомить с разнообразием подходов к развитию мелкой моторики • познакомить с пальчиковыми играми, а так же играми с бусами,.

Консультация для родителей. «Мелкая моторика и аппликация шерстяными нитями» (дети старшего дошкольного возраста) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «МЕЛКАЯ МОТОРИКА И АППЛИКАЦИЯ ШЕРСТЯНЫМИ НИТЯМИ». Подготовила руководитель.

Консультация для родителей Мелкая моторика и пластилинография. Для детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей. Мелкая моторика и пластилинография. Дети старшего дошкольного возраста. Подготовила: руководитель кружка.

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Консультация для родителей. Зачем нужно развивать мелкую моторку руки ребенка» Мелка моторика руки – это разнообразные движения пальчиками.

Мелкая моторика и ее значение в жизни ребенка Мелкая моторика и ее значение в жизни человека Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 00:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД