Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей

Лидия Рожкова
Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей

Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей

пыт работы с детьми с диагнозом ОНР показывает, что дети, которые поступают в детский сад интеллектуально здоровы. Но они нередко отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, слабости и двигательной расторможенности. Нарушение общей и мелкой моторики вызывает у детей утомление в игре. Движение используется как мощный фактор профилактики, лечения и преодоления речевых нарушений у детей. Движения ребёнка и восприятие им различных ощущений являются средством познания окружающего мира.

С физиологической точки зрения речь является моторным процессом, состоящим из тонких произвольных движений. Если посмотреть на кору головного мозга, то видно, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, её частью.

Передняя центральная извилина мозга- это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение. Величина проекции кисти руки, близость моторной зоны и речевых зон навели учёных на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Естественно, что такой факт мы используем в работе с детьми с диагнозом ОНР, где имеется задержка моторной речи ребёнка.

Исходя из вышесказанного, я сформулировала следующие задачи:

а) улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности;

б) подавить патологические двигательные реакции ребёнка;

в) улучшить мелкую моторику;

г) улучшить общую двигательную активность ребёнка;

д) содействовать нормализации речевой функции.

Выполнение этих задач я строю в игровой форме. Игры включаю в знания осторожно, чтобы не наступило переутомление.

Для развития общих движений рук, ног, туловища проводила безречевые дидактические игры из кубиков:

Цель задания: научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.

1.«Дорожка» - выкладывание плашмя, в ряд несколько кирпичиков.

«Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков и т. д.

2.«Звонок» - нажатие на кнопку звонка пальчиком.

3. а) выкладывание контурных рисунков и узоров с помощью счётных палочек, тесьмы;

б) нанизывание бусинок на гибкую проволоку;

в) наматывание нитки на клубок;

г) работа с карандашом: рисунок по трафарету, рисунки по точкам, обводка, штриховка, занимательные задания с карандашом по незаконченным рисункам (дорисуй, найди букву, закончи рисунок);

4. Работа с деревянными игрушками:

а) собрать пирамидку из пяти колец;

б) собрать 4-5 кубиков в один большой;

в) собрать матрёшку из 4-5.

5. упражнения для работы указательного и среднего пальцев;

а) легко нажимать тремя пальцами на грушу пульвелизатора, направляя полученную струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу;

б) плавно вращать карандаш между большим и указательным пальцами;

в) между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки;

г) подобрать пробки к соответствующим бутылочкам и закрутить их;

д) уметь завести маленький волчок;

е) упражнения с прыгающими игрушками.

Большое значение имеют для развития моторики упражнения по формированию навыков самообслуживания:

Нужно:

а) научить детей застёгивать пуговицы на одежде, пристёгивать детали

«мышка», «машина», «цветы» - использовать разные материалы.

б) используя ленты, научить завязывать и развязывать бант, узел.

в) задание по шнуровке, продеванию ниток, в отверстия, вышивание.

г) шитьё на ручной машинке.

Результаты работы с детьми были видны уже через три месяца, после проведения повторного обследования детей с нарушением моторики.

В результате, обобщив опыт работы по развитию мелкой моторики, можно с уверенностью сказать, что её развитие является важным средством развития речевой функции у детей с диагнозом ОНР.

Публикации по теме:

Открытки-сердечки для любимой мамочкиОткрытки-сердечки для любимой мамочки Дорогие коллеги! С праздником весны, любви и цветов. Пусть в этот день весенними лучами Вам улыбнуться люди и цветы. И пусть всегда идут.

Игра для развития мелкой моторики у детей.Игра для развития мелкой моторики у детей. Мы знаем, что умение работать руками – мелкая моторика пальцев рук, напрямую влияет на успехи ребенка. Развивая мелкую моторику, мы заставляем.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Транспорт
  • Экология
Автор публикации:
Мелкая моторика как средство развития речевой функции у детей
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 18:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...