Получи документы

Мероприятие на тему «Русская старина» (20 фото)

Ольга Сергеевна Соина
Мероприятие на тему «Русская старина»

конспект открытого занятия в группе №1

На тему : «Русская старина»

Воспитатель: Соина О. С.

Мероприятие на тему «Русская старина»

Цели:

1. воспитывать у детей чувство любви, гордость и уважение к Родине;

2. формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;

3. познакомить воспитанников с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

4. учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

Публикация «Мероприятие на тему „Русская старина“» размещена в разделах

5. способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей;

6. развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации русской избы, русских национальных костюмов;

2. предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства.

3. Имитация русской избы предметами народного творчества.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Ход занятия.

-Здравствуйте гости дорогие, пожалуйте к нам. Мы рады вам очень гостюшки. Вечерок веселее вместе коротать. Просим милости принять хлеб-соль (воспитатель подносит хлеб).

-Без соли, без хлеба- худая беседа!

У нас для каждого найдется местечко (гости рассаживаются).

-Как гости дорогие вы устроились? Всем удобно и слышно и видно? Погостите вы у нас дорогие гости- гостюшки, а мы вам гостюшки старину станем сказывать стародавнюю, стародавнюю, древнюю про страну прекрасную великую, про народ хлебосольный да радостный. Как вы думаете как же эта страна называется (Россия, Русь)

А как называют ее жителей? (россияне, русские)

- У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт. Где мы с вами живем? Как называется наш город? А еще есть большая Родина- страна, в которой находятся эти города и поселки. Как называется главный город страны? А сама страна, какое название носит?

-Послушайте, а о чём это стихотворение?

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!

Ты для новобрачного — свадебная скатерть,

Для младенца — колыбель, для юного — хмель,

Для скитальца — посох, пристань и постель.

Для пахаря — поле, для рыбаря — море,

Для друга — надежда, для недруга — горе,

Для кормщика — парус, для воина — меч,

Для книжника — книга, для пророка — речь,

Для молотобойца — молот и сила,

Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.

Для сердца сыновнего — негасимый свет.

Нет тебя прекрасней и желанней нет.

-О чём это стихотворение? (о Родине, о России, об отношении к свей стране)

-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому, мы, сегодня поговорим о русском народе.

-Скажите, вы хотели бы узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? Как они одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.

-Как вы думаете ребята, когда человек начал носить одежду эта одежда служила только для защиты от холода или жары?

-Постепенно одежда стала приобретать всё большое значение в жизни человека.

В прежние времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался, говорил, имел соответствующее выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Двигался неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Давайте мы изобразим такого человека?

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что беднее одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.

-Что означает это слово? (Дети рассматривают иллюстрации ткацкого станка, прялки)

- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. (

Рассматривание иллюстраций с костюмами).

-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в старину гордились и всячески их выделяли при помощи одежды.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава» и «Работать спустя рукава».

-Как вы понимаете эти поговорки?

-Зимой носили шубы. Кто был беднее, те шили шубы из меха козы (козьего, меха волка (волчьего, и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных людей шубы были из песца (песцовые, лисицы (лисьи, белки (беличьи, из меха куницы.

Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.

-В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые».

-На что похоже последнее слово? (перчатки)

-От какого слова произошло слово «рукавицы»? (от слова «рука»)

-Перстом раньше называли палец. Значит, слово «перчатки» - от слова «перст».

-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.

-Но самым главным украшением был кокошник. (Дети рассматривают головные уборы)

-Что-то люди делали сами, а что-то покупали на ярмарке. Ох, и весело было на ярмарке!

Любили русские люди и повеселиться, а какие красивые русские песни и танцы. Давайте дорогие мои и мы потанцуем. (Хоровод «Во поле березка стояла»)

-А еще проводили веселые состязания и игры (игра- «Шел я через мост»,игра «Собери грибочки»)

-После плясок да танцев спешили домой. Дом у наших предков разделялся на мужскую и женскую половину. Женская половина называлась «Бабий кут» здесь располагалась: печка, которая была самой главной вещью в доме. (В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи, можно было даже спать. Помните Емелю, сказочного героя, который спал на печи, кухонная утварь (дети рассматривают иллюстрации с печью, посудой, лавка с рукодельем, сундук и люлька с младенцем, детские игрушки (рассматривают куклу в люльке). А что хранилось в сундуке? Посмотрите, и у нас стоит сундук. Но сундук не простой он откроется только тогда, когда вы вспомните пословицы о труде («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»). Что это в сундуке? (Рассматриваем ложки)

-Ребята мы с вами видим маленький сундучок для посуды, но был еще и большой сундук для одежды. Бабий кут отделялся от остального дома занавеской и проходить чужим, особенно мужчинам в бабий кут считалось зазорным, неприличным.

Мужская же половина была заполнена лавками и шкафчиками с инструментом для починки инвентаря. В самой красивой комнате – горнице стоял длинный стол, накрытый скатертью, а вокруг него лавки. Здесь хозяева кушали и принимали гостей.

-А как вы думаете дети, чем освещали дома в старину (Лучиной, свечкой, масляной лампой)

А главным на столе считался самовар. Его называли батюшкой. А что пили из самовара ребята? (Чай)

-Верно, чай вприкуску с пряничком. Вот и наш самовар скоро поспеет, а мы пока вспомним, что вам больше всего запомнилось?

(косоворотка,сарафан,кокошник) А еще обьясните как вы понимаете: Очи (глаза, изба (дом, рушник (полотенце, лучина (лампочка, колыбелька, люлька (кроватка, кушак (пояс, чугунок (кастрюля).

-Ребятки, вы такие молодцы. Расскажу я вам деточки сейчас о том, как в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Наш Полкан попал в капкан

Под плетень, в тень

Топор в пень — дзень!

-Молодцы ребята. Вы любите веселиться. Вот и в старину люди любили веселиться сами и веселить других частушками. Наши мальчики и девочки тоже приготовили частушки. (Частушки)

-Вот и наш самовар поспел просим всех к столу чайку отведать.

САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

Фото «Русская старина»

Мероприятие на тему - фото
Фото №1 конспект открытого занятия в группе На тему Русская старина Воспитатель Соина О Фото №2 воспитывать у детей чувство любви гордость и уважение к Родине Фото №3 формировать интерес к русскому фольклору предметам декоративно прикладного искусства русской старины Фото №4 познакомить воспитанников с историей возникновения национального костюма с особенностями его внешнего вида Фото №5 учить детей сравнивать описывать делать выводы Публикация Мероприятие на тему Русская старина размещена в разделах Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД ноябрь Фото №6 способствовать развитию речи обогащению и активизации словаря детей Фото №7 развивать чувство ритма пластики выразительности движений и речи Фото №8 Материалы и оборудование Фото №9 Иллюстрации русской избы русских национальных костюмов Фото №10 предметы быта народного декоративно прикладного искусства Фото №11 Имитация русской избы предметами народного творчества Фото №12 Родной край сердцу рай Фото №13 Нет в мире краше Родины нашей Фото №14 Здравствуйте гости дорогие пожалуйте к нам Фото №15 Мы рады вам очень гостюшки Фото №16 Вечерок веселее вместе коротать Фото №17 Просим милости принять хлеб соль воспитатель подносит хлеб
Публикации по теме:

«Домовёнок Кузя»«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Экскурсия в библиотеку.Экскурсия в библиотеку. Мы с детьми посетили библиотеку. Работники библиотеки подготовили для ребят интересную беседу о покорителях космоса на тему : " Нас звезды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятие на тему «Русская старина»
Опубликовано: 31 октября 2012 в 22:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД