Мероприятие на тему «Русская старина»

Ольга Сергеевна Соина
Мероприятие на тему «Русская старина»

конспект открытого занятия в группе №1

На тему: «Русская старина»

Воспитатель: Соина О. С.

Мероприятие на тему «Русская старина»

Цели:

1. воспитывать у детей чувство любви, гордость и уважение к Родине;

2. формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;

3. познакомить воспитанников с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

4. учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

5. способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей;

6. развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации русской избы, русских национальных костюмов;

2. предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства.

3. Имитация русской избы предметами народного творчества.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Ход занятия.

-Здравствуйте гости дорогие, пожалуйте к нам. Мы рады вам очень гостюшки. Вечерок веселее вместе коротать. Просим милости принять хлеб-соль (воспитатель подносит хлеб).

-Без соли, без хлеба- худая беседа!

У нас для каждого найдется местечко (гости рассаживаются).

-Как гости дорогие вы устроились? Всем удобно и слышно и видно? Погостите вы у нас дорогие гости- гостюшки, а мы вам гостюшки старину станем сказывать стародавнюю, стародавнюю, древнюю про страну прекрасную великую, про народ хлебосольный да радостный. Как вы думаете как же эта страна называется (Россия, Русь)

А как называют ее жителей? (россияне, русские)

- У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт. Где мы с вами живем? Как называется наш город? А еще есть большая Родина- страна, в которой находятся эти города и поселки. Как называется главный город страны? А сама страна, какое название носит?

-Послушайте, а о чём это стихотворение?

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!

Ты для новобрачного — свадебная скатерть,

Для младенца — колыбель, для юного — хмель,

Для скитальца — посох, пристань и постель.

Для пахаря — поле, для рыбаря — море,

Для друга — надежда, для недруга — горе,

Для кормщика — парус, для воина — меч,

Для книжника — книга, для пророка — речь,

Для молотобойца — молот и сила,

Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.

Для сердца сыновнего — негасимый свет.

Нет тебя прекрасней и желанней нет.

-О чём это стихотворение? (о Родине, о России, об отношении к свей стране)

-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому, мы, сегодня поговорим о русском народе.

-Скажите, вы хотели бы узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? Как они одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.

-Как вы думаете ребята, когда человек начал носить одежду эта одежда служила только для защиты от холода или жары?

-Постепенно одежда стала приобретать всё большое значение в жизни человека.

В прежние времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался, говорил, имел соответствующее выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Двигался неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Давайте мы изобразим такого человека?

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что беднее одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.

-Что означает это слово? (Дети рассматривают иллюстрации ткацкого станка, прялки)

- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. (

Рассматривание иллюстраций с костюмами).

-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в старину гордились и всячески их выделяли при помощи одежды.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава» и «Работать спустя рукава».

-Как вы понимаете эти поговорки?

-Зимой носили шубы. Кто был беднее, те шили шубы из меха козы (козьего, меха волка (волчьего, и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных людей шубы были из песца (песцовые, лисицы (лисьи, белки (беличьи, из меха куницы.

Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.

-В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые».

-На что похоже последнее слово? (перчатки)

-От какого слова произошло слово «рукавицы»? (от слова «рука»)

-Перстом раньше называли палец. Значит, слово «перчатки» - от слова «перст».

-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.

-Но самым главным украшением был кокошник. (Дети рассматривают головные уборы)

-Что-то люди делали сами, а что-то покупали на ярмарке. Ох, и весело было на ярмарке!

Любили русские люди и повеселиться, а какие красивые русские песни и танцы. Давайте дорогие мои и мы потанцуем. (Хоровод «Во поле березка стояла»)

-А еще проводили веселые состязания и игры (игра- «Шел я через мост»,игра «Собери грибочки»)

-После плясок да танцев спешили домой. Дом у наших предков разделялся на мужскую и женскую половину. Женская половина называлась «Бабий кут» здесь располагалась: печка, которая была самой главной вещью в доме. (В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи, можно было даже спать. Помните Емелю, сказочного героя, который спал на печи, кухонная утварь (дети рассматривают иллюстрации с печью, посудой, лавка с рукодельем, сундук и люлька с младенцем, детские игрушки (рассматривают куклу в люльке). А что хранилось в сундуке? Посмотрите, и у нас стоит сундук. Но сундук не простой он откроется только тогда, когда вы вспомните пословицы о труде («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»). Что это в сундуке? (Рассматриваем ложки)

-Ребята мы с вами видим маленький сундучок для посуды, но был еще и большой сундук для одежды. Бабий кут отделялся от остального дома занавеской и проходить чужим, особенно мужчинам в бабий кут считалось зазорным, неприличным.

Мужская же половина была заполнена лавками и шкафчиками с инструментом для починки инвентаря. В самой красивой комнате – горнице стоял длинный стол, накрытый скатертью, а вокруг него лавки. Здесь хозяева кушали и принимали гостей.

-А как вы думаете дети, чем освещали дома в старину (Лучиной, свечкой, масляной лампой)

А главным на столе считался самовар. Его называли батюшкой. А что пили из самовара ребята? (Чай)

-Верно, чай вприкуску с пряничком. Вот и наш самовар скоро поспеет, а мы пока вспомним, что вам больше всего запомнилось?

(косоворотка,сарафан,кокошник)А еще обьясните как вы понимаете: Очи (глаза, изба (дом, рушник (полотенце, лучина (лампочка, колыбелька, люлька (кроватка, кушак (пояс, чугунок (кастрюля).

-Ребятки, вы такие молодцы. Расскажу я вам деточки сейчас о том, как в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Наш Полкан попал в капкан

Под плетень, в тень

Топор в пень — дзень!

-Молодцы ребята. Вы любите веселиться. Вот и в старину люди любили веселиться сами и веселить других частушками. Наши мальчики и девочки тоже приготовили частушки. (Частушки)

-Вот и наш самовар поспел просим всех к столу чайку отведать.

САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

Публикации по теме:

«Домовёнок Кузя»«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Экскурсия в библиотеку.Экскурсия в библиотеку. Мы с детьми посетили библиотеку. Работники библиотеки подготовили для ребят интересную беседу о покорителях космоса на тему : " Нас звезды.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Мероприятие на тему «Русская старина»
Опубликовано: 31 октября 2012 в 22:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...