Папки-передвижки

Место игры в педагогическом процессе детского сада

наталья руколеева
Место игры в педагогическом процессе детского сада

Место игры в педагогическом процессе детского сада

Сущность игры как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

Классификация детских игр

Условия своевременного возникновения игровой деятельности

Сущность игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности.

Публикация «Место игры в педагогическом процессе детского сада» размещена в разделах

Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается.

Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании.

Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Сущность игры по Й. Хейзингу

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий

Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью

Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение

На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренние

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников

Функции игры

коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов, т. е. устанавливает эмоциональные контакты;

деятельностная - выявляющая взаимодействие людей

друг с другом и окружающим миром;

компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен

ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

воспитательная - организующая деятельность человека.

Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

педагогическая, дидактическая - развивающая умения

и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,

превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю-чение;

релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

психотехническая - перестраивающая психику игрока для

усвоения больших объемов информации;

развивающая - корректирующая проявления личности

в игровых моделях жизненных ситуаций.

Классификация игр

Игры можно классифицировать по внешним признакам:

содержанию,

форме,

месту проведения,

составу и количеству участников,

степени регулирования и управления,

наличию аксессуаров

1. Сюжетно-ролевая игра.

большинство из них знакомят детей с различными профессиями «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие.

2. Подвижные игры.

Такие игры особенно полезны на открытом воздухе. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них.

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.

4. Настольно-печатные игры.

Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры.

Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.

Условия своевременного возникновения игровой деятельности

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме.

Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта

Ознакомительная игра

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.

По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.

Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Отобразительная игра

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности

Сюжетно – отобразительная игра

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится.

Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры : она становится сюжетно - отобразительной.

Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Собственно-ролевая игра

На следующем этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Выводы

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Продолжение

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Тема: «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Составила: Воспитатель МБДОУ Пушкинского района детский сад №61 «Дружба».

«Место сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе для детей трех — четырех лет» Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Семинар для педагогов «Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Форма проведения:.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Слайд 1 «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Слайд 2 В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного.

Использование моделей и моделированной деятельности в педагогическом процессе Для успешной работы по моделированию необходима правильно подобранная развивающая среда. В группе необходимо иметь уголки живой и неживой.

Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период — игре. Марксистско.

Первое место в смотре летних участков детского сада!Первое место в смотре летних участков детского сада! Всем известно, что в летний оздоровительный период, детки очень часто и долго играют на свежем воздухе. И этим летом мы с коллегами решили.

Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского садаПрименение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского сада Для реализации здоровье сберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия: условия для укрепления.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Место игры в педагогическом процессе детского сада
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 14:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД