Получи документы

Метод наглядного моделирования

Тамара Горбунова
Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования.

[1] Представляем вам идею использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

[2] Для успешного последующего обучения в школе у ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Публикация «Метод наглядного моделирования» размещена в разделах

[3] Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

[4] В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

[5] В связи с ознакомлением детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.

[6] Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

[7] “Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

[8] Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

[9] Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки.

На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов : подбор заместителей по определенному признаку.

Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактические игры: “Какая это игрушка?”, "На что похожа", "Цепочка слов", "Что это может быть?” а также следующие сказки: “Три медведя”, “Репка”, “Теремок”.

[10] Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование (сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку). Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

[11] Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к сказке "Заюшкина избушка" нужны следующие круги: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).

В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования : двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку).

[12] Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок", тогда заместителями будут полоски разного размера. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться черным кругом, а Снегурочка – белым).

Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки.

Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

[13] Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представлять абстрактные понятия, помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Кроме пересказа метод наглядного моделирования можно использовать при составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа – описания пейзажной картины, сравнительном описании предметов, творческом рассказе.

[14] Рекомендую вам широко использовать прием моделирования в работе с детьми, и вы быстро почувствуете положительные результаты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Стихотворение «Наглядное моделирование» Выступление на педсовете на тему "Метод наглядного моделирования в работе с дошкольниками" Что же делать? Как же быть? У всех один вопрос.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 21:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД