Метод наглядного моделирования

Тамара Горбунова
Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования.

[1] Представляем вам идею использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

[2] Для успешного последующего обучения в школе у ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

[3] Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

[4] В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

[5] В связи с ознакомлением детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.

[6] Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

[7] “Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

[8] Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

[9] Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки.

На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов: подбор заместителей по определенному признаку.

Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактические игры: “Какая это игрушка?”, "На что похожа", "Цепочка слов", "Что это может быть?” а также следующие сказки: “Три медведя”, “Репка”, “Теремок”.

[10] Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование (сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку). Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

[11] Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к сказке "Заюшкина избушка" нужны следующие круги: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).

В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку).

[12] Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок", тогда заместителями будут полоски разного размера. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться черным кругом, а Снегурочка – белым).

Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки.

Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

[13] Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представлять абстрактные понятия, помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Кроме пересказа метод наглядного моделирования можно использовать при составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа – описания пейзажной картины, сравнительном описании предметов, творческом рассказе.

[14] Рекомендую вам широко использовать прием моделирования в работе с детьми, и вы быстро почувствуете положительные результаты.

Прикреплённые файлы:

modelirovanie-8-grupa_4lvmf.ppt | 13777,5 Кб | Скачан: 191
 
Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Стихотворение «Наглядное моделирование» Выступление на педсовете на тему "Метод наглядного моделирования в работе с дошкольниками" Что же делать? Как же быть? У всех один вопрос.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 21:02
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...