Метод проекта в развитии речи дошкольников с ОНР

Елена Люфт
Метод проекта в развитии речи дошкольников с ОНР

Метод проекта в развитии речи

дошкольников с ОНР.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в оречевлении всего учебно-воспитательного процесса во время пребывания детей в условиях детского сада. Исходя из этого, коррекционная деятельность воспитателя предполагает не только работу в специально организованной деятельности детей (занятие, а так же во вторую половину дня и во всех режимных моментах, таких как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, игры, экскурсии, праздники и развлечения, совместная деятельность детей и взрослого.

Творческий подход в этом направлении, в качестве использования художественного слова в режимных моментах, обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и творческих способностей каждого ребенка.

Мои наблюдения за жизнью детей в условиях детского сада помогли выявить проблему: из времени пребывания ребенка в детском саду выпадают моменты, используемые как средство речевого, социально- коммуникативного развития. Так родился проект «Роль художественного слова в мире детства», цель которого в процессе творческого подхода к режимным моментам во время пребывания в детском саду развивать у детей:

- речевые навыки;

-социально-коммуникативные навыки;

- мелкую моторику.

Мною определены задачи, которые позволяют эффективно реализовать поставленную цель.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать звуковую культуру и лексико-грамматический строй речи с использованием художественного слова во всех режимных моментах пребывания ребенка в детском саду;

2. Разработать «Полезные советы» для родителей воспитанников по использованию художественного слова в общении с детьми в домашних условиях.

3. Оформить иллюстративно- поэтический букварь для закрепления речевых навыков, мыслительных процессов и двигательной активности ребенка.

Я выделила следующие особенности проекта:

по составу участников: детско-взрослый;

по типу: познавательно - развивающий;

по срокам реализации: долгосрочный.

Участниками предложенного проекта являются дети, воспитатели, учитель - логопед, педагог- психолог, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно такой подход к выбору участников проекта дает возможность соблюдать единый речевой режим, что является важным условием речевого развития.

Реализация проекта рассчитана на три этапа, которые определяются таким образом:

Подготовительный этап

• Подбор и разучивание художественного слова.

• Формирование предпосылок к поисковой деятельности детей.

Развитие интеллектуальной инициативы и творческой фантазии.

• Определение конечного продукта.

• Введение в режимные моменты игровых ситуаций на основе художественного слова.

• Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.

Итог: оформление в игровой комнате зоны по использованию художественного слова с предметными и сюжетными картинками по разным режимным моментам.

Основной этап

• Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и детей по заучиванию и использованию художественного слова в разных режимных моментах.

• Индивидуальная и подгрупповая работа с использованием проблемных ситуаций, стимулирующих детей к самостоятельной поисковой деятельности.

• Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.

Итог: организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Один день из жизни детского сада» с использованием художественного слова в режимных моментах.

Заключительный этап

• Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей для определения уровня и качества знаний, ситуативного мышления и поведения, социальную активность и личностное развитие каждого ребенка.

• Организация досуговой деятельности в рамках проекта.

• Подготовка и проведение презентации проекта.

Итог: концерт-ревю с участием детей, педагогов и родителей по теме проекта.

В проекте определены предполагаемые результаты eгo реализации, которые при сравнении с фактическими, помогут выявить качество реализации, возникшие проблемы, а следовательно, наметить пути их решения.

Предполагаемые результаты:

• повышение качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду;

• появление у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;

• активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

В проекте я определила и вид конечного продукта, что поможет представить наглядный материал методической и дидактической направленности, а именно:

1. Иллюстративно-поэтический букварь по всем режимным моментам.

2. Фото-коллаж «Я и мои друзья».

3. Видео-зарисовки «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь!».

При реализации проекта важна обратная связь со всеми взрослыми, которая может быть получена путем анкетирования, устных и письменных отзывов педагогов и родителей.

Качественная реализация проекта возможна при следующих обязательных условиях:

1. составление плана реализации проекта;

2. обязательная подборка художественного слова, связанного по содержанию и смыслу с режимными моментами пребывания ребенка в детском саду,

3. составление плана по использованию художественного слова;

4. определение возможных рисков реализации данного проекта;

5. подборка методов и приемов для осуществления обратной связи.

При разработке и реализации данного проекта я использовала следующую литературу:

«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001г.

«Азбука физминуток для дошкольников». В. И. Ковалько, Москва, 2006г.

«Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет. Игровые технологии». Е. А. Алябьева, Творческий Центр «Сфера», Москва, 2006г.

«Воспитываем, обучаем, развиваем, дошкольников в игре». В. А. Деркунская, Москва, «Педагогическое общество России», 2005г.

«Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ» Г. Н. Сергиенко, Воронеж, 2006г.

Автор публикации:
Метод проекта в развитии речи дошкольников с ОНР
Опубликовано: 11 марта 2014 в 18:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития...
Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ( от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и...
Первый раз в детский сад
Вот и подросли наши "курносики", на замену им пришли другие малыши, такие же смешные и забавные. Сейчас у них проходит период адаптации. На этой неделе...
Фотоотчет о проведении Недели безопасности в детском саду
Уважаемые коллеги! Все мы с вами хотим, что бы наши дети, воспитанники выросли здоровым, чтобы они никогда не попадали бы в опасные ситуации дома, на улице,...
Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья» по...
Пример организации и проведения игровой ситуации в домашних усло виях ( Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья» по...
Оформление групп, помещений и участка детского сада к учебному году. Ремонтные работы...
Все знают, как в нашей работе нужна, да просто необходима чистота и уют, ведь это залог здоровья воспитанников! Поэтому, коллектив нашего детского сада с...