МААМ-картинки

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Марина Ларюкова
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми.

Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребё нок должен:

Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» размещена в разделах

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- интересоваться причинно-следственными связями;

-пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- наблюдать, экспериментировать.

Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребёнку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве :

- средства повышения профессиональной компетентности воспитателей;

- оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

На сегодняшний день существует два определения проекта :

проект как нормативная модель некоторой системы;

проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.

В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов :

Типы проектов в ДОУ

(по Л. В. Киселёвой)

№ Тип проекта Содержание Возраста детей

1

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст

2

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы

3

Иноформационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

Продолжительность проектов в ДОУ

№ Вид проекта Продолжительность

1 Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц

2 Проект средней продолжительности 2 - 4 месяца

3 Долгосрочный проект Учебный год

Педагоги нашего ДОУ уже на протяжении нескольких лет применяет метод проектов как инновационную технологию в работе с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному развитию, нравственно-патриотическому, физическому развитию и др.

Положительные моменты технологии метода проектов :

• увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;

• максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;

социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Педагогами ДОУ разработаны следующие проекты :

- проекты для детей раннего возраста: «Детский сад: адаптация без слёз», «Петушок – золотой гребешок», «Моя любимая игрушка-Неваляшка» и др. ;

- проекты по играм : спортивным и музыкальным: «Летние олимпийские игры», «Музыканты», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Музыкальные игры» и др. ;

- проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей: «Защитники Отечества», «День Победы»;

- проекты по опытно-экспериментальной деятельности: «Воздух-невидимка», «Твёрдый-мыгкий», «Эта удивительная соль!», «Играя, познаём (игры с песком, водой)» и др. ;

- проекты по познавательному развитию: «Наш организм: лёгкие», «Тайна моего имени», «Знаки и символы», «Мой организм: зрение», «Осторожно, огонь!» и др. ;

- по экологическому воспитанию: «Пчёлы», «Защитники природы», «Муравьи», «Деревья», «Грибы» и др.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.

Технология метода проектов делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:

1. Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

2. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. :Айрис-пресс, 2008.- 208 с.

2. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М. : Эгвест, 2004.-120 с.

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Мастер-класс «Метод проектов» Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя»Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя» МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ Детский дошкольный возраст –это тот возраст, когда у детей вопрос «почему» возникает очень часто.

Педагогический совет «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада» Педагогический совет Тема: «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада Цель: совершенствовать освоение технологии проектной.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Статья на тему: «Как метод проектов помогает расти и развиваться?» Как метод проектов помогает расти и развиваться? Метод проектов – одна из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 01:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД