Лучший педагог года

Конспект НОД с элементами экспериментирования «В мире звуков»

Наталья Тарасенко
Конспект НОД с элементами экспериментирования «В мире звуков»

НОД «В мире звуков»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.

Образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Задачи:

Обучающие:

Развитие познавательного мотива

Развивающие:

-сенсорное развитие;

-развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „В мире звуков“» размещена в разделах

- познакомить детей с литературой познавательного характера.

Воспитательные:

Формирование доброжелательных отношений между детьми.

Материал: макет устройства человеческого слухового аппарата, эксперимент №1 : лист целлофана, резинка, пластмассовая миска, кастрюля, деревянная ложка, крупнозернистая соль; эксперимент №2 : палка, шесть шариков для пинг- понга, шесть кусочков шпагата, длиной 50 см. каждый, два стула, скотч; эксперимент №3 : механические ручные часы, стол; для изготовления детского телефона: две коробочки, прочная нитка, спички.

Подготовительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций детских энциклопедий, познавательной литературы, экспериментирование по темам : «Почему дрожжи заставляют тесто подниматься», «Можно ли видеть на ощупь», «Как запахи попадают в нос» и т. д.

Методика проведения:

Мотивация: «Воспитатель начинает беседу с вопросов: «Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сегодня оправиться в интересное путешествие? Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же - это ухо. Сейчас мы отправимся в путешествие в один из органов человека – ухо. Узнаем, из чего состоит ухо, как оно работает. И что такое звук? Итак, мы отправляемся и вот мы уже совсем близко приближаемся к органу чувств человека – уху». В группу вносится макет уха. Воспитатель: Доходящий до нас звук попадает в ушную раковину (показывает на макете). В конце слухового прохода находится барабанная перепонка, которая при попадании звука начинает вибрировать. Вибрация передается на слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Они передают вибрацию жидкости находящейся в улитке. А в улитке звук превращается в нервные импульсы, и поступают в мозг для опознания. Дети и воспитатель рассматривают макет органа слуха. Как устроено ухо вы уже поняли, а что такое звук и откуда он берется? На этот вопрос мы с вами сможем ответить, если проведем некоторые исследования, как настоящие ученые. Дети и воспитатели одевают фартуки, как естествоиспытатели. Воспитатель: В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они нам помогают понять все, что происходит вокруг нас. Когда мы не видим источник звука, расшифровать его происхождение помогает мозг. Звуки производятся вибрирующими предметами. Ребята, положите руки на горло, скажите любое слово, и вы почувствуете, как вибрируют ваши голосовые связки. Итак, первый эксперимент : «Звук можно увидеть»

Эксперимент №1 :1. Накрываем миску куском целлофана и закрепляем резинкой (как барабан)2. Насыпаем соль на натянутый целлофан. Поднесите к миске кастрюлю (они должны не соприкасаться) и несколько раз ударим по кастрюле деревянной ложкой.

Результат: Крупицы соли начнут подпрыгивать.

Это потому, что удары по кастрюле производят колебания, которые соответственно заставляют колебаться воздух, появляются звуковые волны. Эти волны ударяются в миску, она начинает колебаться и заставляет подпрыгивать соль. Физкультурная минутка: Воспитатель: А теперь мы попытаемся ответить и понять, что такое воздух и как колебания (звуки) в нем двигаются. Что такое воздух? У меня в руке мешок с разноцветными шарами. Если мешок пошевелить все шары будут в нем менять свое положение. Окружающий нас воздух состоит из молекул, они похожи на вот такие разноцветные шары, только очень маленькие. И такими шарами (молекулами) наполнена наша комната.

Эксперимент №2 : «Как увидеть колебания»1. Положи палку на спинки стульев. 2. Скотчем прилепи каждый шарик к шпагату, а другой конец шпагата прикрепи к палке. Шарики должны быть строго на одной высоте и касаться друг друга. 3. Отведи крайний шарик подальше в сторону и отпусти его так, чтобы он попал в соседний шарик.

Результат: Все шарики придут в движение; последний шарик в ряду отскочит от других.

Это потому, что первый шарик передает движение второму, второй - третьему и т. д. Точно также молекулы воздуха, передают звуковые колебания.

Воспитатель: Но звуки передаются не только по воздуху, но и через твердые тела и воду.

Эксперимент №3 : «Чудеса с часами»1. Поднеси ручные часы к уху и послушай, как они тикают. Постепенно удаляем часы от уха, пока не перестанем слышать их ход. Замеряем это расстояние. 2. Положи часы на стол и на расстоянии, которое замерил ранее, прислони ухо к столу.

Результат: Мы отчетливо услышим тиканье часов.

Это потому, что твердые тела передают звук лучше, чем воздух.

И в заключение нашего занятия мы с вами сделаем телефон своими руками, по которому можно будет общаться. Нам потребуется две небольшие пустые коробочки. Проделайте в их дне маленькое отверстие, которое вставьте леску. К концу «провода» привяжите кусочек спички. Провод можно делать 7-10 метров. Провод не должен касаться никаких предметов. Как же работает этот телефон? Донышко коробочки от звука дрожит и заставляет дрожать провод, который передает вибрацию второй коробочке.

Дети и воспитатель изготавливают телефоны.

Литература:

1. «Большая книга экспериментов» ЗАО «РОСМЭН», 2006год

2. «Научные ответы на детские «Почему» Н. М. Зубкова, Творческий центр «Сфера», Санкт- Петербург, 2011

3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа, «Мозаика - Синтез», Москва 2012год

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Копилка здоровья»Дидактическая игра «Копилка здоровья» Игра составлена и изготовлена группой педагогов МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма" Авторы: Жилина Татьяна Геннадьевна, старший воспитатель.

Копилка идей «Календарь Победы»Копилка идей «Календарь Победы» Как быстротечно время. Вот только был - январь, и мы своим дружным коллективом начали разработку проекта к семидесятилетию победы: «Чтобы.

Копилка музыкально — дидактических игр Уважаемые коллеги! Представляю вам свою копилку музыкально - дидактических игр. Дидактическая игра «Дорожка для голоса» Цель: Развитие звуковысотного.

Копилка стихов воспитателя Копилка стихов воспитателя «Золотоё зёрнышко» Светит ярко солнышко поспевает зёрнышко, А зерно ведь не простое, в колосках всё золотое.

Мастер-класс «Копилка-свинья»Мастер-класс «Копилка-свинья» Вот таких замечательных поросят мы с детьми изготовили в подарок нашим мамочкам. Для изготовления копилки нам понадобилось: вазелин или.

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ Игра "Волшебные картинки" Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми.

Методическая статья «Взаимодействие воспитателя и семьи» Концепция модернизации российского образования в настоящий период подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В законе.

Моя педагогическая копилкаМоя педагогическая копилка Чтобы необходимый материал для планирования. подготовки и проведения игровой деятельности, занятий и режимных моментов был всегда под рукой,.

НОД «Копилка ценностей» Тема: «Копилка ценностей» (совместно с родителями) Задачи: 1. Обобщать представления детей о коллекционировании; Продолжать развивать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования «В мире звуков»
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 15:02
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД