Лучший педагог года

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыт работы)

Екатерина Смирнова
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыт работы)

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыт работы)

Меня зовут Смирнова Екатерина Викторовна, я воспитатель первой квалификационной категории. Работаю В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №36» на протяжении 3 лет. Мой педагогический стаж 10лет.

Мое педагогическое кредо «Ладони ребенка в руки возьмем и сердце свое ему распахнем» Почему именно его я взяла за основу всей своей работы? Потому что я считаю, что детей надо любить всем сердцем, жить с ними, чувствовать и переживать вместе сними, быть им другом, помощником и добрым учителем.

Публикация «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыт работы)» размещена в разделах

Тема моего опыта : «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Основное направление моей работы - речевое развитие. Занимаюсь им на протяжении трех лет.

Актуальность

Проблема речевого развития дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различным речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое развитие, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения,без коммуникативной деятельности. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольнииков.

Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Цель

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных и развивающих технологий.

Направления работы

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогическим сообществом

Взаимодействие с детьми

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Для формирования и активизации связной речи детей, наряду с традиционными методами и приемами, мною используются нетрадиционные технологии.

Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Удетей дошкольного возраста речевое дыханиеи четкость речи часто нарушаются. Дыханиестановится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания. А для произнесения целого ряда звуков, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. Поэтому я уделяю большое внимание дыхательной гимнастики. Мы пользуемся различными пособиями, как приобретенными, так и сделанными своими руками. Так же пособия носят и сезонный характер. Зимой мы сдуваем снежинку, осенью листочек, летом у нас «летает» бабочка. Очень любят дети играть в футбол, забивая ватный шарик в ворота.

Пальчиковая гимнастика. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Развитие мелкой моторики является непосредственным фактором речевого развития. Существует много эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использовала в своей работе. Хочется остановиться на нестандартной технологии – на использовании камешек Марблс. Я собрала целую коллекцию камешек Марблс и коллекцию заданий.

Цель использования камушков МАРБЛС : Развитие мелкой моторики по средствам нетрадиционной техники. Камешки— интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой : играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Так же дети очень любят играть в свободной деятельности, но под контролем взрослого.

Второй этап работы с камешками посвящен развитию связной речи, так как наряду с такимикамешкамииспользуются фигурки, отображающие реальныеизображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние)листики на дерево»,«Осенью в саду созревают яблоки»,«На дубе выросли желуди»,«Подводное царство»и т. д.

Пользуемся камешками при изучении лексических тем. Закрепляем знания по изученной теме, выполняя задание «Заполни картинку».

Так же с помощью камней учимся составлять предложения, выкладывая ими количество слов в предложении.

Игры с камнями многообразны, интересны и увлекательны.

В Федеральном государственномобразовательном стандарте дошкольного образованиявыделена как основнаяобразовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детскойдеятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенкастановитсяодной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Поэтому я постаралась создать современную развивающуюречевую среды в условиях старшей группы сиспользованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей достичь максимальных результатов при подготовкедетей к школе. Мною был создан «островок речи» и «островок грамоты». Что дает возможность детям в самостоятельной деятельности закреплять полученные на занятиях знания.

Квест-игра. Переход современной системыдошкольногообразования на работу по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту обусловил появление новыхпедагогических технологий. Одной из такихтехнологий,особенно полюбившейся и моим детям и мне, являетсяквест-игра. она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Эта форма работы открывает неограниченные возможности, как в закреплении пройденного материала, так и в поиске ответов на какие- то впервые возникшие проблемные ситуации. Коллективно решая задания посредством мозгового штурма дети сами получают информацию. В то время, как воспитатель является только проводником и партнёром. Что позволяет детям почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе, самостоятельнее и в тоже время прочувствовать рядом «плечо товарища».Квест-игра позволяет решать задачи любой образовательной области и, как правило, создаёт дополнительные возможности для интеграции. Мы очень часто пользуемся квест-игрой для речевого развития дошкольников.

Взаимодействие с родителями

Важная роль в моей работе отводится взаимодействию с родителями. Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которыевзаимосвязаны с собой. Задачадетского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. Привзаимодействииработы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованностиродителейв воспитании своих детей.

Цель педагога – сделатьродителейучастниками полноценного воспитательного процесса. И я считаю, что с этой целью я справляюсь достаточно хорошо. Родители активно участвуют в жизни группы и детского сада. Без их работ не обходится не одна городская выставка, работы наших детей активно участвуют в городских, областных и во всероссийских конкурсах. Так же родители вместе с детьми участвуют в праздниках, организуют мастерклассы, очень часто выступают перед ребятами, рассказывая о своей профессии.

Взаимодействие с педагогическим сообществом

В своей работе я с удовольствием делюсь своим опытом с коллегами, поэтому я очень часто провожу открытые занятия по речевому развитию. Стараюсь придумывать очень интересные сюжеты для выполнения поставленных задач. И сейчас работаю над интересным направленим построения занятия – квест игрой.

Я являюсь постоянным участником различных конкурсов, конференций, семинаров как городских, так и региональных. Я делюсь своим опытом не только с педагогами нашего детского сада, но так же и с коллегами нашего города. Участие в таких мероприятиях повышает мою самооценку и дает мне хороший толчок к новым открытиям и инновациям.

Перспективы развития :

разнообразить техники речевого развития детей;

показать способы сочетания техник между собой, учитывая возможности детей ;

принимать участие в различных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях;

запланировать серию тематических семинаров – практикумов с целью пополнения знаний родителей и педагогов по речевому развитию детей с использованием нетрадиционного материала;

продолжать углубленное изучение методической литературы и интернет источников по теме речевого развития детей.

Результаты профессиональной педагогической деятельности

Положительная динамики развития речи дошкольников

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

Внедрение новых форм работы с детьми по речевому развитию в педагогическом сообществе

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста (из опыт работы)
Опубликовано: 11 января 2020 в 11:55
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД