Получи документы

Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Марина Токарева
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Методическая разработка

Тема: «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Выполнила: воспитатель Токарева М. В.

2021-2022 год

Актуальность

Публикация «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Дети имеют возможность собирать, а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам, классифицировать и дополнять постоянно свои коллекции.

Коллекционирование, как вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей, позволяет расширять границы познания, становления первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.

В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру, расширяются границы познания, становление первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

В своей работе педагог должен создать увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь дает понятие коллекционированию, как «систематизированному собиранию однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В соответствии с основными требованиями ФГОС особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей, а также в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей, их способность к принятию и реализации собственных решений.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования :

- легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.

- плангонология – собирание разных кукол.

- филолидия – собирание упаковок.

- филателия – собирание почтовых марок.

- бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.

- нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования :

- книжки

- открытки

- магнитики с картинками

- листья и цветочки для гербария

- модельки машин и др.

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Коллекция - это универсальное средство, которое может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:

Познавательная – развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых) и их оформление; изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты и другие)

Коммуникативная – тематические беседы, публичная презентация, творческая сочинительная деятельность.

Игровая – игры – викторины; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

Трудовая – при оформлении коллекции и размещение объектов; ручной труд.

Чтение – художественной литературы по теме коллекций.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в образовательный процесс технологию коллекционирования, реализовывать на практике интересные формы работы с детьми и родителями воспитанников. Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

- изучить опыт, представленный в методической литературе и опыт коллег по внедрению «коллекционирования» в образовательный процесс ДОУ;

-разработать перспективный индивидуальный план работы по самообразованию, а также с детьми и родителями воспитанников;

- создать в группе условия для развития познавательной активности детей, пополнить РППС группы разными видами коллекций;

- формировать умение у детей наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

- формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

- способствовать проявлению избирательных интересов;

- развивать познавательный интерес и потребности, любознательность, расширять кругозор воспитанников;

- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

- формировать бережное отношение к хранению коллекций;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Планируемый результат работы над темой самообразования:

- создание уголка коллекционирования,

готовность педагога к осуществлению внедрения технологии коллекционирования в образовательный процесс;

индивидуальный подход к каждому ребенку;

привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями:

Организация вовлечения детей и родителей в образовательную работу по коллекционированию строится в три этапа:

1этап-подготовительный

На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему. Для родителей проводятся консультации, анкетирование. Мотивируем родителей на создание семейной коллекции. Детям читаем художественно-познавательную литературу, проводим индивидуальные беседы по интересам.

2 этап – основной:

На этом этапе происходит побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования. Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми. Осуществляется работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

На этом этапе организовываются выставки коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

План деятельности воспитателя по теме самообразования

на учебный год

Месяц Формы работы, мероприятия: Методическая

работа

с детьми с педагогами с родителями

Сентябрь Беседа «Что такое коллекционирование» Анкета для воспитателей

«Что я знаю о технологии «Коллекционирование».

Анкетирование для родителей «Увлекается ли ваш ребенок коллекционированием» Изучение литературы по данной теме

Октябрь Сюжетно ролевая игра «Ищем клад» Консультация на тему: «Может ли

коллекционирование увлечь

дошкольников» Подбор необходимого оборудования, материалов. Пополнение РППС группы для развития познавательной активности воспитанников группы

Ноябрь Дидактическая игра «Рассуждалки»

(Какую первую

Коллекцию можно совместно организовать в

группе)

Решение

проблемной

ситуации «Какие экспонаты войдут в нашу коллекцию Консультация на тему «Использование метода коллекционирования в развитии креативности дошкольников» Консультация «Коллекционирование – это увлекательно» Пополнение РППС группы для развития познавательной активности

воспитанников

группы

Декабрь Рассматривание

фотографий

«Способы хранения

и оформления

коллекции» Консультация «Метод осмысленного коллекционирования» Индивидуальные

беседы Пополнение РППС группы для развития познавательной активности

воспитанников

группы

Январь Беседа «Как

раньше

поздравляли с

праздником» Анкетирование «Какая коллекция может увлечь

дошкольников» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Февраль Игровой прием «Нам не хватает экспоната - что

делать». Привлечь родителей к оформлению

коллекции монет Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Март Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана одежда»

Чтение произведения Н. Носова «Заплатка» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Апрель Беседа с детьми «Фантики это не только красивая обертка!» Привлечь родителей к оформлению коллекции фантиков Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Май Беседа

рассуждение с

детьми на тему:

«Какие следующие коллекции вы бы хотели собирать в группе» Выставка индивидуальных (семейных) и коллективных (групповых)

коллекций детей. Приглашение на выставку коллекций Отчёт по теме

самообразования на итоговом педсовете

Планирование на

следующий год.

Список используемой литературы :

1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г.

2. Прохорова Л. Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

3. Прохорова С. Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.

4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

5. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007. С. 132–138.

6. Рыжова Н. Как стать коллекционером // журнал «Игра и дети» №4, 2004.

7. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // журнал «Мама и малыш», № 10, 2006 г.

8. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. №10, 2015 г.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 10:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД