МААМ-картинки

Работа психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста

Ледовская Нина
Работа психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста

Работа психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста (методические рекомендации)

Разработала : Ледовская Нина Викторовна

педагог – психолог МБДОУ № 5 «Теремок»

Публикация «Работа психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Методические рекомендации разработаны на основе опыта работы с целью организации работы психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста. В данной работе содержится информация о гиперактивности и о воспитании детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, представлены анкеты для родителей и педагогов для выявления гиперактивности, а также комплексы занятий, состоящие из игр и упражнений, направленных на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

Методические рекомендации адресованы психологам и педагогам системы дошкольного образования.

Содержание

1. Информационная часть

1.1 Гиперактивность

1.2 Как вести себя с гиперактивным ребенком

1.3 Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

2. Диагностическая часть

2.1 Анкета для родителей

2.2 Анкета выявления гиперактивности

3. Коррекционная работа

3.1 Игры и упражнения для индивидуальных занятий

3.2 Игры и упражнения для групповых занятий

3.3 Вывод

1.1 Гиперактивность

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью».

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности : дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры, в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Существует предположение, что гиперактивность – результат обостренной реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особенно чувствительных детей. Это может выражаться в неуправляемом поведении, вспышках гнева и торопливости. Они неусидчивы, неуступчивы, стремятся оказаться в центре внимания любой ценой.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Необходимо:

1. проанализировать причины гиперактивности ребенка;

2. постоянно менять виды энергии ребенка: физическую активность сменять умственными задачами, рисованием, просмотром и обсуждением мультфильма;

3. всегда говорить с гиперактивным ребенком спокойно, четко формулируя задачи и требования;

4. избегать игр с оружием, просмотра телепередач и фильмов со сценами жестокости и насилия.

Действия родителей могут быть такими:

1. тактично и спокойно напоминать ребенку о правилах поведения, выражая уверенность в том, что он сможет вести себя правильно;

2. если на детской площадке или в гостях поведение ребенка станет неуправляемым, – уединитесь с ним, успокойте, подержите на руках, умойте; в случае необходимости извинитесь и уведите малыша;

3. играйте в ролевые игры, предлагая ребенку роль благородного рыцаря, спасателя, доброго волшебника;

4. сочиняйте истории, где главным героем будет Ваш ребенок; «помещайте» его в разные ситуации и помогайте «выбираться» из них.

1.2 Как же вести себя с гиперактивным ребенком?

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир.

Гиперактивным детям, больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушить, но, если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения.

Возбудимому ребёнку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя ещё хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить момент, когда он начинает перевозбуждаться, но ещё не перевозбудился окончательно.

Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт, что-нибудь успокаивающее, расслабляющее. Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными – особенно.

Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-то, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.

Любите ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности.

1.3 Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка)

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т. к. эти виды спорта травматичны).

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

2. Диагностическая часть

Для получения наиболее достоверных данных опрашивать нужно несколько человек из окружения ребенка (например, родителей и воспитателя).

2.1 Анкета для родителей

Напротив каждого утверждения дайте ответ «Да» или «Нет»

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Мой ребенок

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится___

Спит намного меньше, чем другие дети___

Очень говорлив___

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то___

С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах)___

Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или наоборот, задав вопрос, не слушает ответа___

Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых___

Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)___

Часто не слышит, когда к нему обращаются___

Легко отвлекается, когда ему читают книгу___

Часто не доводит начатое дело (игру, задание) до конца___

Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение___

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

2.2 Анкета выявления гиперактивности

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Ф. И. ребенка___

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

3. Коррекционная работа

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

3. Игры для развития тактильного взаимодействия. Пальчиковые игры. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

4. Работу с пластилином, водой или песком.

Данные игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.

3.1 Игры и упражнения для индивидуальных занятий

Для развития произвольности:

1 «Да» и «нет» не говори»

2 «Летает – не летает»

3 «Съедобное – несъедобное»

4 «Запретное движение»

5 «Запретное слово» : ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;

6 «Раз-два-три – говори!»

7 «Море волнуется»

Игры и упражнения по песочной терапии

1 Упражнение «Здравствуй, песок!»,

Цель: снижение психофизического напряжения.

2 Упражнение «Песочный дождик»,

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

3 Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное,

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

4 Упражнение «Необыкновенные следы»,

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, самоконтроля.

Для развития внимания и памяти:

1 «Что исчезло?» : психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;

2 «Что изменилось?» : игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;

3 «Внимание – рисуй!» : психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см. : Никитин Б. Развивающие игры. – М., 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;

4 «Слушай хлопки» : психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист, три хлопка – прыгать (как лягушка);

5 «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;

6 «Запомни и повтори движения» : психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;

Работа за столом на листах : «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.

Для развития моторики и координации движений:

1 «Бирюльки» : на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

2 «Насос и мяч»

3 «Я кубик несу и не уроню»

4 «Клоуны»

5 «Хождение по линии» : ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны;

6 «Перекрестные хлопки» : психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;

7 «Робот» : психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;

Любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.

Для активизации подкорковых структур мозга:

А) дыхательные упражнения:

1 дыхание с задержкой на вдохе/выдохе – сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;

2 ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;

3 ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При выдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе – постепенно опускает вниз и свистит;

4 ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.

Б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

1 «Снеговик» : ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком – тело должно быть сильно напряженно, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он – лужица воды;

2 «Дерево» : ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево – ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево – ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;

3 «Пальчики» : в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;

4 «Лодочка» : ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

В) упражнения для развития самоконтроля и на пространственную ориентацию

1 ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т. п.

2 «Найди клад» : в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д.».

3.2 Игры и упражнения для групповых занятий

Для развития концентрации и устойчивости внимания можно использовать игры:

1 «Зеркало»

2 «Найди отличия»

3 «Кто больше соберет предметов»

С целью развития объёма внимания детей дошкольного возраста можно использовать следующие игры:

1 «Заметь всё»

2 «Ищи безостановочно»

С целью развития распределения внимания можно проводить игры:

1 «Каждой руке – свое дело»

2 «Сосчитай глазами»

Развитие навыка переключения внимания можно добиться с помощью игр:

1 Игра на развитие способности к переключению внимания

2 Игра «Да» и «Нет»

Игры, развивающие волевую регуляцию

1 «Говори по сигналу»

Цель: регуляция речи, выработка самоконтроля.

2 «Замри»

Цель: формирование элементов самоконтроля

3 «Царевна Несмеяна»

Цель: формирование элементов самоконтроля.

Коммуникативные игры

«Чужими глазами»

Цель: развитие сотрудничества между детьми, выработка терпения и внимания, развитие коммуникативных навыков.

Вывод: при выборе правильной коррекционной работы, комплексном подходе и регулярности проведения занятий (не реже 1 раза в неделю) можно добиться заметных положительных результатов. Таких как: сформированность умений ребенка управлять своим поведением, независимость от раздражающих внешних факторов, снижение двигательной активности, умение фиксировать внимание более длительное время, развитие волевой сферы ребенка.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа психолога с гиперактивными детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2024 в 13:42
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД