Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Туйара Витальевна Мурунова
Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила Мурунова Туйара Витальевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №27 «Кораблик» г. Якутск.

Публикация «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой стороны слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи дошкольника. Чем лучше развит фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является основой для понимания смысла сказанного. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением, так как система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которой одна фонема противопоставлена другой. И при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или другого признака звук узнается неправильно, что приводит к не правильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, так как фонематический слух является врожденной способностью ребенка, а фонематическое восприятие без специального обучения не формируется.

Данные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, были предложены Р. И. Лалаевой, Л. Н. Ефименковой, Чевелевой Н. А, Фомичевой Н. Ф., Казанской В. Л. и др.

Речевой и наглядный материал для данных игр и упражнений подбирается с учетом речевого опыта и индивидуальных фонетико-фонематических особенностей, и возможностей каждого ребенка. Рекомендуются для подгрупповых и индивидуальных занятий.

Улиточка.

Цель: Узнать говорящего по голосу.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Шепот.

Цель: Развитие остроты слуха.

Описание игры:

Вариант 1. Играющие делятся на 2 группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («руки вверх, в стороны, кругом» и др., более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.

Найди картинку.

Цель: Развитие восприятия звукокомплексов.

Воспитатель раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных, насекомых (жук, пчела, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее дается задание определить животного по звукоподражанию показать картинку с его изображением. Игра может производиться в 2-х вариантах: с опорой на зрительное восприятие артикуляции и без опоры на зрительное восприятие (губы воспитателя закрываются).

Путаница.

Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.

Описание игры: Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

1. А) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко лаял у соседки.

Б) Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время громко лаял у соседки.

В) Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

воробей же в это время громко лаял у соседки.

2. А) Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик в это время мирно плавал в океане.

Б) Ялик ползал на диване,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

В) Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на диване,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

Выдели слово.

Цель: Выделение заданного звука из слова.

Описание: педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть и групповыми, и индивидуальными.

Подбери похожие слова.

Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.

Описание: воспитатель произносит слова близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Описание игры: воспитатель: я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-Э-Ы-Э.

«Разноцветные мячики». Красный – гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развития внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание игры:

Вариант 1: воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2: ребенок называет слово, начинающееся с гласного, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

«Звуковые цепочки». Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Описание игры: Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова- начальный звук следующего слова. Например, автобус- стул-лес- сок – карман.

«Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, М) и только с этой».

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Описание игры: воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч педагогу. ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука А. Пример: - Как тебя зовут? –Арина (Алеша). –А фамилия? – Антонова. – Куда ты ездил летом? – Астрахань. –Что там растет? – Арбузы. – Какие птицы там водятся? – Аисты. -Какие цветы там растут? - Астры…

«Назови первый звук в слове».

Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинается имена их соседей. Название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то. Что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадим).

«Назови последний звук в слове».

Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол. дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Узнай звук.

Цель: Узнавание заданного звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

Шутки-чистоговорки.

Ря-ря-ря-синие моря; рю – рю –рю – репу я варю; арь-арь-арь - новый букварь; ри-ри-ри - горят фонари; ре-ре-ре – санки на горе; орь-орь-орь - у Андрюши корь; ра-ра-ра – высокая гора; ро-ро-ро – новое перо; ру-ру-ру - коза грызет кору; ры-ры-ры – летят комары; ор-ор-ор - у Ромы топор и т. д.

Путаница.

Цель: развитие дифференциации слов, различающихся одним звуком.

Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим, подходящим по смыслу.

Два танкиста едут в банке

Деньги сохранились в танке.

Жаркий наступил пенек

Села Маша на денек.

У Тани голубые лапки

Когтистые у кошки тапки.

Заверну железный бинт

И куплю в аптеке бинт.

От конфет остались бантики

Завяжу на платье фантики.

Положу рядом с печкой колено

И помажу зеленкой полено.

Я посуду мою в койке

Вечером читаю в мойке.

Идут солдаты в прочных масках.

А все на карнавале в касках.

Попал в тарелку черный голос,

Но тут раздался громкий волос.

Съел я овощной халат,

А потом надел салат.

Найди лишнее.

Цель: развитие восприятия звучания слов.

Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то, которое отличается по звучанию.

Витя-Митя-Катя-Полина

Полина-Алина-Ада-Галина

Вика-Диана-Татьяна-Ульяна

Нина-Тина-Любовь-Дина

Таня-Оля-Ваня-Маня

Коля-Оля-Дина-Толя

Подбери картинку.

Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.

Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.

Майка-гайка-лайка

Вагон-лимон-батон

Каток-венок-моток

Сом-ком-дом

Отметка-пипетка-конфетка.

Желаю успехов!

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются.

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.

Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слухаИгры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха 1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. У детей с дизартрией артикуляторные.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Музыкально-дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности Пояснительная записка. Работая с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими общее недоразвитие речи, на музыкальных занятиях.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2017 в 14:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД