Лучший педагог года

Методическая разработка «Бодрящая гимнастика как совершенствование двигательной сферы ребенка»

Елена Гомзякова
Методическая разработка «Бодрящая гимнастика как совершенствование двигательной сферы ребенка»

Е. О. Гомзякова

ГБДОУ детский сад №46комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

В наше время становится актуальной задача модернизации российского образования - подготовка детей к решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни.

Потребность в движении - одна из важнейших для дошкольников. Ведь вся жизнь ребенка связана с выполнением каких-либо движений, требующих от него проявления двигательных способностей. Ведь в активном взаимодействии со сверстниками дети приобретают двигательный опыт. Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет формирование личности ребенка. Любая двигательная деятельность направлена не только на укрепление здоровья, развитие систем дыхания и мышечно-связочного аппарата, но и создает базу для успешного решения двигательных задач, возникающих в повседневной жизни. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг и, разумеется, интеллектуальное развитие становится интенсивнее. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И, напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности, нарушению обмена веществ в организме. Исследования показывают, что негибкий ребенок тратит большее количество энергии и поэтому у него утомление наступает быстрее. Такие дети имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус, а это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движений. В то же время форсированное развитие гибкости без укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать нарушение осанки и разболтанность в суставах. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха: она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и на этой основе достичь наилучших практических результатов. Доказано, что развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования физических качеств. Прыгает ли ребенок, лазает, танцует, гибкость облегчает его усилия и бережет мышцы от чрезмерного напряжения. Поэтому актуальным является подбор разнообразных методов и приемов, направленных на развитие гибкости старших дошкольников. По результатам исследований выявлено, что именно дошкольный возраст способствует успешному двигательному и творческому развитию детей и что музыкально - ритмическая деятельность более всего соответствует эмоционально - творческой природе восприятия дошкольников. А правильно организованная работа по физическому воспитанию удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует своевременному овладению ими двигательно-танцевальными навыками.

Публикация «Методическая разработка „Бодрящая гимнастика как совершенствование двигательной сферы ребенка“» размещена в разделах

В этой связи возросла потребность в инновационных педагогических технологиях, направленных на раскрытие и развитие творческо-двигательного потенциала дошкольников. В многообразии таких средств особое место, в силу своей доступности, занимает ритмическая гимнастика.

Известно, что именно дошкольный возраст способствует успешному физическому развитию детей. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать у дошкольников устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, мотивацию к здоровому образу жизни. Совершенствование двигательной сферы ребенка предполагает расширение запаса двигательных действий (Г. Н. Лезжова, 2009).

В многообразии средств физического воспитания дошкольников, особое место, в силу своей доступности, универсальности и эмоциональности занимает ритмическая гимнастика.

Основной прием обучения дошкольников – «зеркальный показ». При организации занятий с дошкольниками первый этап представляет «монолог педагога». В его основе – подражание детей образцу исполнения движений педагога в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» помогает дошкольникам освоить достаточно сложные двигательные упражнения. На таких групповых занятиях на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен и артистичен показ взрослого. Дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении. В процессе подражания у них легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. В процессе совместного исполнения важно дать дошкольникам возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. Конечно, у всех это происходит по – разному. Важно, чтобы педагог не фиксировал внимание детей на том, что у них не получается, и тогда постепенно сложные движения будут освоены.

Знакомые, простые упражнения выполняются, как правило, без предварительного разучивания. Поскольку это не главная задача, педагогу следует правильно и красиво показывать движения. Объяснения должны быть четкими, чтобы у детей создавались точные и правильные представления о них. Во время занятий ребенок должен усвоить движение в целом, и только после этого можно уточнять и оценивая качество выполнения. Если у детей возникнут сложности, тогда следует выключить музыку и более подробно остановиться на разучивании отдельного упражнения. Этот методический прием позволяет не только не перегружать, но и усилить воздействие упражнений на организм. Задача приобщения детей к совместному движению с педагогом является очень важной. В то же время это первое условие и первый результат начального этапа обучения. На втором этапе педагог время от времени прекращает показ и предлагает дошкольникам исполнить движение самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения.

После того, как дети запомнили порядок движений, можно переходить к самостоятельному выполнению комплекса. Можно перед группой поставить ребенка, который выполняет движения достаточно правильно, уверенно и красиво. Это позволяет дошкольникам проявлять инициативу, творчество и подталкивает остальных ребят к стремлению выполнять движения красиво, самостоятельно. Если дети все – таки забывают последовательность упражнений или они становятся несогласованными, преподаватель регулирует их выполнение словесными указаниями. Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, по - своему их комбинировать.

Далее мы подводим детей к развитию творческих способностей, раскрытию их собственной индивидуальности. Третий этап работы - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развития способности к самовыражению. К каждому этапу надо переходить последовательно и одновременно.

По ходу выполнения комплекса ритмической гимнастики вместо подсчета в такт музыки рекомендуется подсказывать основные действия. О смене действий педагог должен сообщить заранее. Сделать это можно в паузах между упражнениями и в конце выполнения предыдущего движения. Частота смены комплексов во многом зависит от интереса занимающихся. Средняя продолжительность – 2 – 3 месяца. Бывает, достаточно заменить или усложнить несколько упражнений и занятие вновь становится интересным.

При компоновке комплексов ритмической гимнастики целесообразно часто менять исходные положения. Для тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем необходимо предусмотреть наличие пика нагрузки за счет прыжковых и беговых упражнений на месте. При этом следует учесть, что бег и прыжки на месте вызывают значительно большую реакцию организма, чем те же упражнения в движении. Дошкольники, в силу объективных причин, не могут выполнять все предложенные им упражнения. Они утомляются от физической нагрузки, но работоспособность у них восстанавливается значительно быстро. В связи с этим хорошо компоновать упражнения, при которых физическая нагрузка чередуется с частыми кратковременными перерывами, расслаблением мышц. Частота сердечных сокращений во время выполнения прыжков может увеличиваться на 90 – 100%, что считается нормой. По мнению многих специалистов, физически перегрузить ребенка, как правило, почти невозможно. У старших дошкольников ярко выражен процесс саморегуляции при выполнении физических упражнений, и если ребенок устал, то он откажется выполнять упражнения или переключится на другой вид деятельности. Известно, что при занятиях ритмической гимнастикой дошкольники не должны много стоять, т. к. детская стопа не приспособлена к длительным статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям. Использование специально подобранных упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, способствует разгрузке стоп. Основные упражнения, направленные на укрепление мышц живота и спины, выполняются из положения лежа. Исходное положение лежа на животе рекомендуется для проведения упражнений, укрепляющих мышцы спины. Положительный эффект упражнений лежа – выпрямление позвоночника, симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что в значительной степени усиливает эффективность от применяемых упражнений. Положение лежа на спине наиболее оптимально при выполнении упражнений, направленных на укрепление мышц живота. Площадь опоры в таком положении больше и не затрачивается лишняя энергия на сохранение равновесия. Это позволяет работать мышцам брюшного пресса почти изолированно. Кроме того в положении лежа на спине позвоночник разгружается от собственной тяжести и создается ощущение правильной осанки.

Занимаясь с детьми ритмической гимнастикой, педагог должен четко осознать ради чего он это делает, какие качества он формирует, какие цели преследует. Как считал Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». Далеко не для всех такие занятия приносят радость и удовлетворение. Чаще наиболее способные в музыкальном и пластическом отношении дети занимаются с удовольствием, сами стремятся к достижению результата. Между тем, дошкольники, которые испытывают затруднения в исполнении движений под музыку, стараются уклониться от таких занятий, либо, с радостью начиная, очень быстро «остывают» и перестают заниматься. А именно таким детям, в первую очередь, необходимы занятия ритмикой. Задача педагога – показать каждому ребенку, что он может, что у него все получается и что движения под музыку приносят истинную радость самому себе.

Необходимо отметить, что заниматься ритмической гимнастикой могут все дети основной медицинской группы. Занятия проводятся в спортивном или в музыкальном залах, с хорошей вентиляцией и акустикой. Поскольку значительная часть упражнений проводится на полу. Для этого необходимо чистое ковровое покрытие или гимнастические коврики. Одежда должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений. Обувь лучше выбрать спортивную, легко гнущуюся.

Комплексы ритмической гимнастики могут быть включены в праздники и развлечения, как показательные выступления, а так же как одна из эффективных форм повышения двигательной активности.

Публикации по теме:

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у.

Бодрящая гимнастика в старшей группе Воспитатель: Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у гномиков. Гномы—это такие маленькие человечки, сказочные герои. Они могут жить повсюду.

Доклад на тему «Использование здоровье сберегающей технологи и бодрящая гимнастика с дошкольниками младшего возраста» .

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка сюжетного развлечения с элементами двигательной активности тема: «Олимпийский заяц» Цель: 1. Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи: 1. Расширить знания о зимних.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Использование здоровьесберегающей технологии «бодрящая гимнастика» в младшем дошкольном возрасте Сегодня я хочу вам презентацию на тему «Использование здоровье сберегающей технологии бодрящая гимнастика». Использование здоровьесберегающей.

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Бодрящая гимнастика как совершенствование двигательной сферы ребенка»
Опубликовано: 27 июля 2016 в 10:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД