Папки-передвижки

Методическая разработка «Быть гибким — здорово!»

Елена Гомзякова
Методическая разработка «Быть гибким — здорово!»

Несмотря на пристальное внимание к вопросам подрастающего поколения, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены охраны здоровья детей и подростков, снизилась в три раза. По распространенности хронических заболеваний у детей старшего дошкольного возраста первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, коксования и т. д.). В этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей и развитие физических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость); формируется интерес к движениям. Специалисты выделяют старший дошкольный возраст, как наиболее нестабильный период в физическом воспитании. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен и состоит из хрящевой ткани. Поэтому могут возникнуть нарушения осанки, которые приведут к искривлению позвоночника. О правильном распределении нагрузки на позвоночник писали многие ученые: П. Ф. Лесгафт, В. В. Белинович, Э. Я. Степанникова. Воспитание психофизических качеств, важнейшим из которых является гибкость, необходимое условие полноценного физического развития,а развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушения осанки- главные условия для воспитания здорового ребенка и развития детского организма. В то же время анализ многочисленных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса развития в дошкольных учреждениях.

Публикация «Методическая разработка „Быть гибким — здорово!“» размещена в разделах

Вся жизнь ребенка связана с выполнением каких-либо движений, требующих проявления двигательных способностей. Любая двигательная деятельность направлена не только на укрепление здоровья, развития систем дыхания и мышечно- связочного аппарата, но и создает базу для успешного решения двигательных задач и творческих способностей. А недостаток движений (гиподинамия) вызывает серьезные нарушения и изменения в центральной нервной и эндокринной системах (Е. Н. Вавилова, 2007). Ведь организм детей интенсивно развивается в дошкольном возрасте: укрепляется опорно-двигательный аппарат, хрящевая ткань постепенно заменяется костной, возрастает сила мышц. Хотя мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. У дошкольников мышцы богаче водой, чем у взрослых, и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте надо развивать все группы мышц, а в первую очередь-крупные мышцы групп. Причем мышцы –сгибатели развиты лучше, чем разгибатели. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. Поэтому дошкольники часто опускают голову и сутулятся. Особое внимание следует уделять равномерному развитию мышц и связок, окружающих позвоночник. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость (С. О. Филиппова, 2008). Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Необходимо регулировать и контролировать физическую нагрузку. Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитие скелета, задерживается рост костей, а умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулирует рост костей, способствует их укреплению,а физиологические изгибы позвоночника формируются до шести лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен и состоит, в основном, из хрящевой ткани. Поэтому могут возникать нарушения осанки, которые приведут к искривлению позвоночного столба. У детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник и требуется большое напряжение мышц для его удержания. А форсированное развитие гибкости без укрепления мышечно- связочного аппарата у дошкольников, может вызвать нарушение осанки и разболтанность в суставах. В то же время дети, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус, а это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движений (Е. В. Ольхова, 2009). Из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению. Большую роль играет опорно-двигательный аппарат, ведь позвоночник выполняет четыре функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную. Прежде всего позвоночник принимает на себя вес многих частей тела и передает его на опору. Элементами, выполняющими опорную функцию, являются тела позвонков. Как необходимое условие, при котором система отдельных позвонков соединяется в прочную опору, выступает напряжение мышц. У детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночный столб и требуется большее напряжение мышц для его удержания.

Серьезно и с пользой работать над гибкостью может только ребенок со здоровой спиной и нормальной осанкой. В различных исследованиях сказано, что гибкость необходима при выполнении трудовой деятельности. Движения детей с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчают двигательную деятельность и экономят энергетические ресурсы. Исследования подтверждают положительное воздействие физических упражнений на укрепление различных мышечных групп и позвоночный столб. Поэтому актуальным является подбор разнообразных методов и приемов, направленных на развитие гибкости старших дошкольников (О. Н. Моргунова, 2007)

Исходя из этого, в своей работе с дошкольниками я определила цель –укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие гибкости старших дошкольников для совершенствования двигательных возможностях и оздоровления всего организма.

Исходя из цели, задачами работы стали:

• Определение понятия «гибкость» (подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата)

• Изучение факторов, влияющих на развитие опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета (морфофункциональные особенности работающих мышц)

• Ознакомление с возрастными особенностями развития гибкости и двигательных возможностей)

• Формирование умения использовать статические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности

• Развитие творческих способностей

Работа по укреплению опорно – двигательного аппарата и различных групп мышц включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа. На первом этапе решаются следующие задачи: отбор статических упражнений; определение их места в рамках организованной двигательной деятельности детей; выявление интереса к выполнению статических упражнений. Статические упражнения составляют основу многих систем, направленных на совершенствование физических возможностей человека. Статические упражнения являются основным средством развития гибкости. Исследованияпоказали специфическое воздействие этих упражнений на развитие гибкости. При выполнении статических упражнений (неподвижное сохранение определенной позы тела) происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц. Исследования подтверждают положительное воздействие упражнений на укрепление различных мышечных групп и позвоночный столб. Статические упражнения целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, которые представляют собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с различным мышечным напряжением, разной амплитудой, в разном темпе. Общеразвивающие упражнения проводятся после непродолжительной подготовительной части, что положительно влияет на гибкость, т. к. по мнению Н. Г. Озолина, растяжимость разогретых мышц значительно выше. Правильный подбор упражнений и их рациональное сочетание определяет эффективность занятия. При отборе статических упражнении основной упор делается на положение физиологов о деятельности двигательного анализатора и свойствах связочно- мышечного аппарата. Основные упражнения, направленные на укрепление мышц живота и спины, выполняются из положения лежа. Положительный эффект упражнений лежа – выпрямление позвоночника, симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что очень усиливает эффективность от применяемых упражнений. Кроме того в положении лежа на спине позвоночник разгружается от собственной тяжести и создается ощущение правильной осанки (М. В. Кузьменко, 2009). В целях создания положительного эмоционального состояния, заинтересованности в выполнении движений проводятся беседы.

На втором этапе решаются задачи обучения старших дошкольников статическим упражнениям, подведения детей к их использованию в самостоятельной двигательной деятельности. Работа строится на основании методики осознанного формирования двигательных навыков у детей шести-семи лет. Обучение статическим упражнениям осуществляется поэтапно и включает начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование навыка. Статические упражнения разучиваются на физкультурном занятии и чередуются с динамическими. Динамическая гибкость проявляется в движениях. А это способствует более длительной работоспособности. Наибольшего эффекта можно добиться, если ребенок будет иметь возможность самостоятельно моделировать упражнение. Таким образом, на этом этапе у детей складывается и уточняется идеомоторный образ, который еще не является достаточно прочным и устойчивым.

На третьем этапе необходимо закреплять и совершенствовать навыки выполнения статических упражнений, подведение дошкольников к решению проблемных ситуаций, творческому использованию статических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности для поддержания достигнутого уровня. Для этого последовательно и постепенно усложнялись задания. Можно предложить детям придумать варианты упражнений. Дозированная нагрузка в статических упражнениях позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. На этом этапе закрепления и совершенствования навыка, упражнения включаются в подвижные игры, используются игровой и соревновательный методы. Комплексы специальных упражнений составляются по анатомическому принципу: для мышц верхнего плечевого пояса; для мышц туловища; для мышц ног и брюшного пресса. Главное, что выполнение статических упражнений, связанное с преодолением мышечного напряжения, должно быть осознанным, только тогда движения будут приносить радость и удовлетворение. Для успешного выполнения двигательных задач важна сознательная деятельность детей, их готовность к выполнению нагрузки. Именно такую возможность и дает мне использование музыкального материала. Ребенок принимает образ, диктуемый музыкой, проникается им. Это позволяет сделать движение, приносящим детям радость и удовлетворение.

Старший дошкольный возраст – период, когда закладывается фундамент здоровья, осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма. А правильно организованная работа по физическому воспитанию удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует своевременному овладению ими двигательными навыками.

Список литературы:

1. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. – М. : Изд – во Скрипторий 2003, 2007. – 160 с. 2. Теория и методика физической культуры дошкольников Учеб. пособие /Под редакцией С. О. Филипповой, Г. Н. Пономаренко. – СП., «ДЕТСТВО ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. – 656 с. 3. Ольхова Е. В. Особенности воспитания гибкости у старших дошкольников // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №2. – с. 4 – 8. 4. Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж, 2007. 174 с. 5. Кузьменко М. В. Образно – игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №2. – с. 30 – 43.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Быть здоровым — это здорово!» Под бодрую музыку дети заходят в зал. Становятся около зрительных ориентиров «таблеток» Появляется «Микроб» (напускает шариков белых – «микробиков»).

Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям)Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) воспитатель Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область.

Методическая разработка тематического дня «Хорошо здоровым быть» Методическая разработка тематического дня: «Хорошо здоровым быть!» Цель: формирование у детей представления о здоровом образе жизни, вызывать.

Конспект игры «Быть здоровым — здорово!» Волшебное (Удивительное) Здоровье! Быть здоровым - здорово! Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Здоровый образ жизни»,.

Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок это здорово» Тема: «Здоровый ребенок это здорово». Тип проекта: познавательно-игровой; информационно - исследовательский Участники проекта: дети младшей-средней.

Методическая разработка темы на сентябрь I-я неделя: «Учиться в школе — Здорово!» подготовительная группа Методическая разработка темы на сентябрь «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП» подготовительная группа Тема I недели: «Учиться в школе – ЗДОРОВО!» Целевой.

Проект «Здорово быть здоровым» в старшей группе Утверждаю Заведующий МДОУ №9 Лужнева М. А Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 города.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Быть здоровым-здорово!» Задачи: • Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. • Увеличение силовой выносливости мышц живота, рук, ног, длинных мышц спины.

Здоровым быть здорово! Здоровым быть здорово! Что же такое здоровый образ жизни? Кто из нас здоров? У кого не болит голова и не скачет давление? О здоровье говорят,.

«Здоровым быть здорово» — речевые игры по словообразованию 1. «Покажи у себя и назови у малыша». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Рука – ручка палец –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Быть гибким — здорово!»
Опубликовано: 25 июля 2016 в 12:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД