Дидактическое пособие «Сенсорный домик»

Гульдар Шайгарданова
Дидактическое пособие «Сенсорный домик»

Дидактическое пособие "Сенсорный домик"

Дидактическое пособие «Сенсорный домик»

Автор: Шайгарданова Г. Р., воспитатель МАДОУ "Сказка" г. Лабытнанги

Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек связан с окружающей средой своими органами чувств. Именно благодаря сенсорному взаимодействию человека с окружающей средой его интеллект растет, совершенствуется и развивается.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптации в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным. Разработанное мною дидактическое пособие «Сенсорный домик» позволяет соединить в комплексе дидактические игры направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук. и здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика).

Пособие предназначено:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

• создания положительного эмоционального фона, повышения

работоспособности ребенка;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,памяти);

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной

деятельности дошкольников.

Задачи, которые ставлю перед собой при использовании данного пособия:

• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;

• учить выполнять дыхательную гимнастику;

• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

• развивать тонкие движения пальцев рук;

• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;

• развивать у детей коммуникативные способности;

• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет,величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);

• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Дидактические принципы использования пособия:

• доступность;

• безопасность;

• креативность.

Для изготовления пособия потребуется: Пособие изготовлено из клетки для птиц. Внутрь него положить массажные шарики разного цвета, мячик для пинг-понга, на верхнюю плоскость повесить фигурки животных. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки, прищепки, колокольчики, магнитики, шнурочки, бусы. коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные ленточки, колокольчики разного размера и разного звучания, бусы, крупные пуговицы, кусочки тканей, горох, фасоль, гладкая и шершавая бумага, перышки, магниты, массажные кольца, массажные шарики, бигуди, пробки от пластиковых бутылок, трубочки для коктейля, щетки зубные, карандаши, фигурки деревянные с отверстиями для шнуровки, шарики воздушные.

Рекомендации по использованию пособия

Используя данный материал, рекомендую:

• Первые игры должны быть легкими для восприятия.

• На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.

• Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

• Обучение должно проходить в игровой форме.

• Дидактическое пособие «Сенсорный домик» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются.

• Игры, упражнения могут проводится индивидуально, так и с подгруппой от 2 до 6 человек. Дидактического материала достаточно он может меняться в зависимости от задач и для разнообразия. Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет

При использовании данного дидактического пособия применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

Массаж, самомассаж – упражнения на повышение уровня активации, развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Пальчиковая гимнастика - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, развивает речевое дыхание.

Упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук - данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, развивают тактильную чувствительность.

Сенсорное воспитание одно из важных составляющих повышении качества дошкольного образования. Данное пособие способствует развитию сенсомоторных качеств у воспитанников и развивает мелкую моторику рук. По результатам мониторинга муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги» оценки развития мелкой моторики рук воспитанников средних старших группах показал недостаточное развитие этого показателя. На сегодняшний день это проблема для города остается важной и актуально.

Данная методическая разработка была представлена в мае 2012 года на методическом объединение воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города по теме «Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ» и представлен мастер-класс по использованию данного дидактического пособия.

По дидактическому пособию разработана презентация, которая включает описание игр, упражнений, которые применяются при использовании этого пособия.

Это пособие было представлено на конкурсе исследовательских проектов педагогов образовательных учреждений Ямало-Ненецого автономного округа в 2012 году и заняло 20-е место среди 135 участников в номинации "Социальные науки".

Некоторые варианты дидактических игр, заданий, упражнений

«Массаж»

Задачи: развивать мелкую ручную моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев круговыми и прямыми движениями.

Для массажа ладоней предложите детям массажные шарики, зубные щеточки, карандаши, приговаривая:

Девочки и мальчики,

разминаем пальчики.

Шарики (щеточки, карандаши) возьмём

И ладошки разомнем.

«Лесенка»

Задачи: развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение.

Дети нанизывают скрепки друг на друга, образуя лесенку, говоря при этом:

Смастерим мы лесенку,

Лесенку - чудесенку.

И на ней достанем мы

И до звезд и до луны.

«Мамины бусы»

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Можно выбирать бусины одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.

Дети на шнурок нанизывают бусы со словами:

К маме Маша приходила,

Маму в бусы нарядила.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

«Помощники»

Задачи: развивать тонкие движения пальцев рук, память, внимание, речь, закреплять знание цветов спектра.

Натягиваем шнурок горизонтально. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку на веревку. Можно выбирать прищепки одного цвета, прищеплять в определенном порядке, чередуя цвета.

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

«Найди пару»

Задачи: учить дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, слуховое восприятие, внимание, воображение, речь, память.

Коробочки из-под киндер-сюрприза заполнены: горохом, фасолью, гайкам, скрепками и т. п. Они звучат по-разному. Можно предложить детям погреметь коробочками по очереди и найти пару по звучанию.

«Косички у сестрички»

Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок плетет из шнурков косичку, завязывает бантики со словами: Я своей сестричке

Заплету косички,

Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

«Оркестр»

Задачи: развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь, память.

Коробочки из-под киндер-сюрприза заполнены: горохом, фасолью и т. п. Они звучат по-разному. Можно предложить детям погреметь коробочками одновременно - организовать оркестр, сопровождая его словами:

На пенечки зайки встали,

В барабаны заиграли.

Бум- бум,

та - ра - ра

Веселится детвора.

«Весы»

Задачи: развивать навыки классификации, внимание.

На стенке клетки висят коробочки от киндер-сюрприза. Одна пустая, другие наполнены гайками, фасолью и т. п.

Ребенку предлагается определить, где самая легкая, а где самая тяжелая гири.

Раз, два, три, четыре –

На весы поставим гири.

Взвесим вафли, шоколад,

мармелад и виноград.

Если использовать игры последовательно и в системе, переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные особенности ребенка, можно обучить ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях.

Дидактические игры позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.

Публикации по теме:

«Волшебные крышки»«Волшебные крышки» Несколько лет я работала в первой младшей группе. У детей 2-3 лет слабо развито сенсорное восприятие, мелкая моторика пальцев рук. Поэтому.

Авторская дидактическая игра «Волшебный сад»Авторская дидактическая игра «Волшебный сад» Авторское дидактическое пособие "Волшебный сад" Цель: Обогащать сенсорный опыт; совершенствовать координацию движений рук, зрительную.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Сенсорный домик»
Опубликовано: 2 января 2014 в 14:06
+51
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...