Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»

Инна Штепина
Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»

Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю

Задачи:

1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.

2. Рассказать о разных видах лесов.

3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.

4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.

5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.

6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.

7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.

8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Оборудование для игры «Познай лес»:

• Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)

• Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.

• Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.

Вид игры: игра на общественную тему.

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.

Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Вариант игры 1: «Зима – лето»

Цель:

умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.

Задачи:

1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.

2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.

3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.

Материалы:

карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.

Ход игры:

сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.

Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»

Цель:

развитие знаний о плодах деревьев.

Задачи:

1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.

2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.

3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.

Материалы:

карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.

Ход игры:

прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.

Вариант игры 3: «Природное лото»

Цель:

закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о деревьях.

2. Развить умение играть в команде.

Материалы:

карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.

Ход игры:

у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.

Вариант игры 4: «Собери дерево»

Цель:

Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).

Задачи:

1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.

2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.

3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.

4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.

Материалы:

карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.

Ход игры:

Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»

Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»

Цель:

закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.

Задачи:

1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.

Материалы:

«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.

Ход игры:

По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.

Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.

Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»
Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Проект «Люби и береги природу родного края» Слайд №1. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»
Опубликовано: 1 марта 2013 в 13:48
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...