Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов доп. образования по теме: «Музыкальное движение»

Елена Зуброва
Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов доп. образования по теме: «Музыкальное движение»

Методическая разработка

для начинающих музыкальных руководителей

и педагогов дополнительного образования

по теме:

«Музыкальное движение»

Составила музыкальный руководитель

ГДОУ детский сад № 142

Зуброва Елена Константиновна

СПб, 10 декабря 2008 год

I. Краткая историческая справка.

«В начале был ритм…»

Ганс-фон Бюлов.

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель.

Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте.

Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.

В отличие от обычной гимнастики, подчиненной только метру, в ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки. С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль уроков ритмики. Они развивали у студентов внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива. Занятия ритмикой положительно влияли также на общий тонус учащихся, снижая утомляемость.

Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910 году он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерау (под Дрезденом, а в 1915 году – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Америке, Японии.

В России ритмическая гимнастика поначалу была воспринята энтузиастически. Активным пропагандистом новой системы в России стал князь С. М. Волконский. Считая, что система

Э. Жак-Далькроза должна занять центральное место в воспитании, Волконский в начале 1910-х годов открывает курсы ритмической гимнастики в Петербурге. Вслед за Петербургом курсы ритмической гимнастики открылись в Москве, Саратове, Риге, Киеве.

Ритмическая гимнастика преподавалась в самых разных учебных заведениях – балетной школе Преображенской-Москалевой и Женском медицинском институте, на Высших Бестужевских курсах и актерских курсах С. Ф. Халютиной, в музыкальных школах, в частных домах и т. п. – причем занятия вели выпускники института в Хеллерау, получившие авторскую методику «из первых рук».

Первая мировая война на время приостановила внедрение новой системы в России.

Как ни парадоксально, возрождение популярности ритмической гимнастики в России приходится на первые послереволюционные годы. В 1919 г. был открыт Институт ритма в Москве, которым руководила Н. Г. Александрова, и, чуть позже, Школа ритма в Петрограде, возглавляемая Н. Г. Романовой.

В начале 20-х годов психологическая лаборатория при петроградском институте, работавшая в тесном контакте с В. М. Бехтеревым, дала положительное заключение о воздействии ритмической гимнастики на психологию и физиологию человека.

Ритмикой стали заниматься актеры театров Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, оперной студии К. С. Станиславского, художники ВХУТЕМАСа. Преподавание велось в более чем семидесяти педагогических учреждениях – детских садах, школах, средних и высших музыкальных, балетных и театральных учебных заведениях.

Институты ритма просуществовали в Росси недолго: уже в 1920 году московский институт был реорганизован в ритмическое отделение Института сценических искусств, а в 1930годуг. и эта структура была ликвидирована. Петроградский институт был также закрыт. Возможность получить профессиональное образование педагога-ритмиста в Росси исчезла.

В театральных училищах предмет «Ритмика» был заменен «Сценическим движением». Как самостоятельная дисциплина ритмика осталась лишь в музыкальных образовательных заведениях и в лечебных учреждениях.

В 60 – 70-е годы активно разрабатывались положения терапевтической ритмики (для людей, страдающих нервными расстройствами, речевыми дефектами, особенно логопедическое направление. Курс «Терапевтическая ритмика» существовал в Педагогическом институте имени Ленина (кафедра дефектологии).

С уходом мастера и его учеников ритмика приобретает иное содержание, форму и методы работы. Ритмисты, по-своему преломляя принципы учения Э. Жак-Далькроза, создают собственные методики. Но зерно его открытия сохраняет свою несомненную ценность и по сей день.

II. Значение ритмики.

Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит. Итак, нет ничего проще, чем поставить систему ритмического воспитания с головы на ноги.

Привлекли внимание к шагам сразу появилась основа ритмического воспитания – «чувство временной упорядоченности». Нашли единицы измерения, а дальше просто: осваиваем различное количество действий по отношению к долям времени.

Благодаря занятиям ритмикой ребенок учится правильно и красиво двигаться, развивается его музыкальные способности, происходит приобщение к миру музыки. Наряду с этим, ребенок получает комплекс навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности (развитие ловкости рук, быстроты реакции, остроты внимания, общей подвижности и т. д.)

Таким образом, занятия ритмикой способствуют достижению духовного и физического совершенства человека.

Эстетическое воспитание, существенную часть которого составляет музыка, – это фундамент формирования позитивных личностных качеств человека. А старинная инженерная поговорка – «экономить можно на всем, кроме фундамента» – дает нам основания серьезно задуматься о нашей ответственности за подрастающее поколение.

III. Структура урока.

Урок ритмики (или занятие) должен состоять из четырех частей. В зависимости от возраста учащегося, продолжительность занятия колеблется от 20 минут до 45 минут в начальной школе.

Первая часть (5 – 10 минут). Упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений. Творческие задания на решение задач пространственного ориентирования, упражнения для рук.

Вторая часть (10 – 15 минут). Комплекс ритмической гимнастики с предметами и без.

Третья часть (10 минут). Музыкальные этюды, музыкально – ритмические игры, направленные на развитие творческих способностей (с использованием музыкальных игрушек и музыкальных инструментов).

Четвертая часть (10 – 15 минут). Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах). Манера общения в танце должна отвечать стилю и характеру музыкального произведения

IV. Полезные советы.

(для начинающих музыкальных руководителей

и педагогов доп. образования)

«Ты лучше всего учишься тому, чему тебе

Больше всего нужно научиться самому»

Ричард Бах

1. Прежде чем включать то или иное движение в танцевальную композицию, его необходимо отработать в предварительных образных упражнениях.

2. Систематически включать в регламент занятия подготовительные упражнения без музыки, которые:

* Учат детей принимать правильные исходные положения;

* Способствуют осознанию работы двигательного аппарата;

* Укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

Воспитывают навыки построения и перестроения детского коллектива;

3. Следует помнить, что одни движения составляют основу для других, подготавливая к их быстрому освоению. Так пружинки подготавливают двигательный аппарат к пружинящему шагу. Пружинящий шаг, затем шаг и бег с высоким подъемом ног – путь к правильному выполнению поскоков и др.

4. Перед разучиванием какого – либо упражнения полезно формулирование музыкальной и двигательной задачи. (Музыкальная задача: воспринимать характер музыки, музыкальную форму. Двигательная задача: совершенствовать качество выполнения поскоков, бокового галопа).

5. Во всех случаях, показывая, руководитель должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение.

6. Уделять серьезное внимание разделу: «Метроритм», т. к. он отражает специфику предмета.

7. Весьма существенно научиться удерживать найденный темп. (Так, с прекращением звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе).

8. Предлагать также упражнения на переход из одного темпа в другой. (Переход может быть внезапным и постепенным).

9. Учить детей реагировать на усиление (ослабление) звучания музыки изменением амплитуды движения.

10. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег, поскоки, боковой галоп, предлагая музыкальные фрагменты в разных музыкальных размерах – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

11. По аналогии с пением, начинать движение нужно, как-бы «со вздоха». (Например, прослушав вступление, встать на полупальцы).

12. Любое упражнение, а особенно танцевальная композиция, должны иметь завершенность. (Умение поставить «точку»).

13. Уделять пристальное внимание музыкально-двигательным упражнениям для рук, включающим повороты головы, потягивания шеи, дающим возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

14. Осваивать опыт ведущих педагогов-ритмистов. (семинары, курсы, открытые занятия и т. д.)

Литература:

1. А. Луговская «Ритмические упражнения, игры и пляски», Москва, «Советский композитор», 1991г.

2. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике», Москва, «Музыка», 1995 г.

3. Стефанида Руднева, Эмма Фиш «Музыкальное движение», Издательский центр «Гуманитарная академия», Санкт-Петербург, 2000 г. Под редакцией В. Т. Царьковой.

4. Т. Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста». В двух частях, Москва, Владос, 2001г.

5. Нина Бергер «Сначала ритм» (Учебно – методическое пособие) Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2006 г.

6. Э. Жак-Далькроз «Ритм» Классика-XXI, Москва, 2008 г.

Публикации по теме:

Приложение к консультации для музыкальных руководителей Предлагаю вашему вниманию приложение в виде презентации для консультации музыкальных руководителей. Эти материалы были подготовлены для.

Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка»Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Цель проекта: 1. организация развивающей.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов доп. образования по теме: «Музыкальное движение»
Опубликовано: 26 июня 2013 в 09:46
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...