Лучший педагог года

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»

Ирина Князева
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»

Управление народного образования администрации

городского округа города Бор Нижегородской области

Методическая разработка программы дополнительного образования по

патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Наш дом — Россия»

(Образовательная область «Социализация»)

Выполнила: воспитатель МДОУ

детский сад №4 «Полянка»

Князева Ирина Валерьевна

Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию „Наш дом — Россия“» размещена в разделах

Городской округ город Бор

2 014 г

Слайд № 3

«Патриотизм — это твоё и моё, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и в повседневной жизни,

способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь».

Б. Шергин.

Слайд №4

Актуальность

1. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся

общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропогандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

2. Дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. На территориии нашего муниципального объединения действует программа «Патриотическое и духовное воспитание в городском округе город Бор», основной целью которой является развитие и совершенствование системы патриотического и духовно — нравственного воспитания в городском округе город

Бор. Главное место в реализации программы отведено образованию вообще и дошкольному в частности.

Презентуемая программа «Наш дом — Россия» рассчитана на два года: это старшая и подготовительная группа.

Слайд №5

Мониторинг на начало учебного года

На начальном этапе реализации работы мной было проведено исследование, позволяющее сделать вывод об уровне воспитания патриотизма у дошкольников.

Мониторинг проводился по следующим критериям:

Старшая группа (5 -6 лет) :

Свой домашний адрес, название города, страны;

иметь представление о символике города, страны;

знать название близлежащих улиц;

иметь представления о жизни и быте русского народа; народных промыслах; народном фольклёре;

узнавать на фотографиях достопримечательности города;

знать историю своей семьи, её исторические корни, традиции;

Подготовительнаягруппа (6 — 7 лет) :

краткие сведения об истории родного города, страны;

знать и различать символику города Бор, Нижнего Новгорода, Москвы; страны;

названия близлежайших улиц, социальные объкты, достопримечательности города;

иметь элементарные представления о жизни, быте русского народа;

знать историю русского костюма;

знать и использовать в речи русский фольклёр; различать изделия народных промыслов;

знать историю своей семьи, её корни, традиции;

Задания оценивались:

3 балла — высокий уровень;

2 балла — средний уровень;

1 балл — низкий уровень;

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что воспитание патриотческих чувств у детей старшего возраста составил 1,5 балла — это 50% (низкий уровень, а в подготовительной группе — 1,7 балла — это 66,6% (ближе к среднему уровню).

Слайд №6

ЦЕЛЬ

Поэтому была поставлена цель и определены задачи дальнейшей работы.

Цель: воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего отечества.

Слайд №7

Задачи:

продолжать развивать чувство привязанности к своей семье, дому, городу, Родине;

развивать интерес к русским традициям и промыслам;

формировать представление о России, как о родной стране, о Москве — как о столице России;

воспитывать гражданско — патриотические чувства через изучение государственной символики России;

воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.

Слайд №8, 9

Программно — методическое обеспечение

Программно — методическое обеспечение по теме представляет собой комплекс основных и дополнительных программ, а также методических разработок таких авторов как :

О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

М. Б. Зацепина «Дни воинской славы»

Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6 -7 лет»

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» и др.

Слайд №10

Интеграция областей

Изучение программно — методического обеспечения позволило сделать вывод об интеграции темы с другими образовательными областями, это ОО:

познание

коммуникация

социализация

художественное творчество

музыка

Слайд №11

Педагогические принципы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

историзма

доступности

личностно — ориентированного подхода

непрерывности

наглядности

последовательности

занимательности

Слайд № 12

Основные разделы и задачи

* Путешествие в историю: вызвать интерес к жизни наших земляков; дать представление как начиналось наше Русское государство; поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.

* Вижу чудное раздолье: Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах; разширять представления о богатстве русской земли, родного края; воспитывать чувство гордости за красоту природы родного края.

* Быт и традиции: Продолжать знакомить с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Объяснить роль вышивки. Дать понятие оберега. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать понятие о христианских праздниках: Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Вербная и др.

* Этих дней не смолкнет слава: Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Знакомить с защитниками Отечества всех времён. Объяснить назначение герба и флага России, Символики родного города.

* Моя семья: Мир ребёнка начинается с его семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляя его сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

* Руки не для скуки: Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представления о кукле — самоделке. Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах.

Перспективно — тематический план представлен в программе.

Слайд № 13

Формы работы

Выбраны основные формы работы для реализации задач:

кружковая работа

через формы совместной и самостоятельной деятельности

взаимодействие с объектами социума

взаимодействие с семьями воспитаников

Слайд №14, 15

Предметно — развивающая среда

Для реализации работы была создана предметно — развивающая среда.

Её пополение велось через создание патриотического уголка, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; альбомы, посвященные защитникам Отечества; альбомы, посвящённые истории нашей страны — это «Ремёсла Древней Руси», «Как наши предки шили одежду» и многое другое. В детском саду есть «русская изба», где собраны старинные предметы быта: мебель, посуда и т.  д. Уголок художественного творчества пополнился дидактическими играми, альбомами на тему «Народные промыслы».

В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультуций, папок — передвижек.

Слайд №16, 17

Реализация работы

Особое внимание в своей презентации хочется уделить вопросу взаимодействия с социумом:

С Борским краеведческим музеем: экскурсии по отделам «Природа Борского района», «Древность села Бор» и т.  д. ;

Посещение зала «Боевой славы»;

Экскурсиям;

Встречам с почётными гражданами города;

А также работе с родителями:

Ознакомление детей с семейными реликвиями;

Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка;

Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музей;

Выставка плакатов — проектов: «Каким бы я хотел видеть свой город», «Земля — планета, на которой мы живём»;

Совместно с родителями проводились «Вечера интересных встреч», посвящённые Великой Отечественной Войне, на которые приглашались ветераны; праздники и развлечения «День матери», «День защитников Отечества», «Широкая Масленица» и т. д. (план работы с родителями приложен в программе);

Слайд № 18

Ожидаемый результат

1)-Наличие у детей знаний об истории своей страны, её природных богатствах, социально – экономической значимости;

2)-Возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклёра (пословиц, поговорок, потешек, закличек);

3)-Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России, привлечение семьи к нраственно – патриотческому воспитанию детей.

Слайд №19

Итоговый мониторинг (ст. гр.)

Так как программа расчитана на два года, в конце каждого учебного года проводились итоговые мониторинги.

На конец учебного года (первый год реализации программы, старшая группа) был сделан повторный мониторинг по тем же критериям, что и в начале года.

Согласно итогам мониторинга была выявлена положительная динамика, позволяющая судить о повышении уровня патриотических чувств у детей.

(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,5 балла -50%, то на конец года он составил 2, 4 балла — 83%).

Слайд №20

Итоговый мониторинг

Мониторинг на конец года в подготовительной группе (второй год реализации программы) тоже показал положительную динамику.

(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,9 балла — 66,6%, то на конец года он составил 2,7 балла — 90%).

Таким образом, предложенная выше система работы помогает воспитывать патриотов своей Родины, начиная

с дошкольного возраста. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Слайд №21

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

nash-dom-rosija_tkh82.pptx | 4552,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы-методическая разработка «Удивительные места нашей планеты. Арктика» Пояснительная записка Рабочая программа разработана для детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Фрагмент рабочей программы воспитателя доо методическая разработка Тема: «Весёлые старты» Пояснительная записка В группе 24 ребенка: 16 мальчиков, 8 девочек. У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются.

Кружковая работа по элементам детского фитодизайна на основе авторской дополнительной образовательной программы «Вдохновение» Тема: «Осенние украшения» Цель: познакомить дошкольников с осенним фитодизайном. Учить создавать элементы фитодизайна для украшения комнаты.

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Развитие техники на раннем этапе обучения» «Музыка есть звуковой процесс; именно как процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени. Отсюда простое логическое.

Методическая разработка по организации дополнительной совместной деятельности с дошкольниками Система дополнительной образовательной деятельности «Пластилиновые чудеса» Воспитатель: Юрченко Елена Васильевна I. Пояснительная записка.

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей от 4 до 7 лет «Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В. А. Сухомлинский «Любовь к родному краю,.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?» Пояснительная записка В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является.

Методическая разработка проекта по экологическому воспитанию на тему «Вода» Цель проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы. Задачи проекта: Сформировать у детей знания.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по лесу со Старичком Лесовичком» Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествуем по лесу вместе со Старичком-лесовичком!» Воспитатель:.

Методическая разработка рабочей программы вокального кружка «До-ми-соль ка» Пояснительная записка Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 21:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД