Папки-передвижки

Фонопедические упражнения как способ организация певческого аппарата

Бержакова Виктория Александровна
Фонопедические упражнения как способ организация певческого аппарата

Методическая разработка

«Фонопедические упражнения как способ организация певческого аппарата»

«Разум ребенка – это настоящая волшебная палочка»

Хосе Ортега-и-Гасет

Организация певческого аппарата с помощью фонопедических упражнений. В нашем случае занятия вокалом не является самоцелью, а служит элементом комплексного певческого развития. Что и говорить, пение самый технологически сложный вид искусства. Ведь инструмент находится внутри человека, он живой, капризный, зависимый от физического, эмоционального состояния. Его нужно вырастить, настроить, воспитать.

Публикация «Фонопедические упражнения как способ организация певческого аппарата» размещена в разделах

К развитию вокальных навыков следует подходить дифференцированно, учитывая возраст детей, умение сосредоточенно работать. Важно ставить задачи, которые окажутся по силам детям. Для того, чтобы голос становился управляемым, послушным, в практике всегда использовались упражнения, т. е. тот учебный материал, который воспитывает нужные вокально-технические навыки, помогает сосредоточить внимание ребёнка на основных моментах формирования звука.

«Нет смысла обучать детей чему бы то ни было, что не пригодится во взрослой жизни», – говорит В. В. Емельянов. Зачастую при пении дети неровно дышат, они словно захлебываются дыханием, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное ключичное дыхание отражается и на звуке, и на здоровье ребенка. Для них характерно слаборазвитый артикуляционный аппарат, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение звуков.

Чтобы активизировать певческий аппарат (губы, язык, зубы, челюсть, нёбо, почувствовать естественную свободу, снять зажатость, я использую артикуляционные упражнения.

Попробуем активизировать губы:

-пошлепать губами, собрать их в трубочку;

-поднять верхнюю губу, показывая верхние зубы (зайчик);

-оттопырить нижнюю губу, показав нижние зубы (обиделись);

-произнести активно слоги с согласными «п», «б».

Чтобы активизировать язык:

-произнести слоги с согласными «т», «д», «р» в любой последовательности, в темпе и ритме (для активизации кончика языка);

-круговые движения языком в одну сторону, а затем в другую (чистим зубы);

-проколоть зыком щеки (правую, левую, верхнюю губу, нижнюю губу;

-шинкуем язык, начиная с кончика;

-жуем язык боковыми зубами.

Учимся открывать рот:

-подвигаем нижней челюстью (влево, вправо);

-нижние зубы выдвигаем вперед и круговым движением опускаем нижнюю челюсть вниз – это упражнение необходимо делать по нескольку раз, до легкой усталости;

-постучать зубами, как будто ощущаем легкий озноб. При этом наблюдаем в зеркало, чтобы лоб, брови, глаза были спокойны, без выражения страдания на лице;

-выразительно читаем перед зеркалом различные тексты, стихи, наблюдая за артикуляцией и дикцией.

Помогут организации дикции и артикуляционного аппарата упражнения с разными сочетаниями согласных:

ПТКА-А-А (О, У, Э, Ы)

БДГА-А-А (О, У, Э, Ы)

КПТА-А-А (О, У, Э, Ы)

ТПКА-А-А (О, У, Э, Ы)

ГБДА-А-А (О, У, Э, Ы)

Согласные, как и гласные должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи. Надо ясно представлять какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произнесения тех или иных согласных.

Большая помощь в работе над дикцией и артикуляцией – скороговорки:

- проговариваем в разном темпе, постепенно ускоряя;

- проговариваем с различными интонациями;

- протягиваем любой гласный звук, помогая движением руки;

- произносим скороговорки без голоса (шепотом, активно взрывая гласные и согласные;

- произносим скороговорки с голосом, проследить за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов.

- пропеваем сороговорки.

Постоянно включаю в работу «Дыхательные упражнения» А. Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Перекаты», «Шаги» и другие. Кроме лечебных свойств, от этих упражнений облегчается дыхание, в теле появляется легкость, ощущается прилив сил, появляется жизненный тонус и работоспособность, заметно улучшается настроение.

Работу над дыханием начинаю с самого простого – это выдувание воздуха как при дутье на горячую жидкость или свисте с вытянутыми губами. При этом движении автоматически возникает весь комплекс ощущений, именуемый «опорой» или «поддержкой». При этом никаких сознательных и целенаправленных действий никакими мышцами живота или груди не производится. Ребенок просто дует и все, то есть выполняет высокоавтоматизированное действие. Если же к этому выдуванию прибавить одновременную фонацию, то получится вроде «у» с продуванием. При этом отчетливо ощущается повышение давления в трахее и вибрационное ощущение в ней же. Очень хорошо действует и прием имитации звука «р» - вибрации губ, как дети имитируют шум автомобиля. Этот прием поддерживает высокий тонус дыхательной активности, помогает ярко ощутить головные вибрационные ощущения.

Воображаемое задувание свечей на праздничном тортике – это хороший пример представления о певческом дыхании. Обратить внимание у ребенка на задержку дыхания – это перестройка от вдоха на выдох. Настроиться, расслабиться, губы активны, но не зажаты, слегка раздвинулись ноздри. Лицо спокойно, естественно, гармонично (всегда напоминаю об этом при пении детям.) Большой помощник здесь может быть зеркало. Очень важно сохранить эту природную координацию стольких мелких процессов.

Бывает все – таки, что дети не могут ощутить дыхательные мышцы. Прошу руки положить на косые мышцы живота (под нижние ребра) и сделать толчкообразные движения диафрагмы и живота на согласном «г». В этом упражнении, как и в любом другом, можно выявить комплекс выработки и других навыков. Предлагаю разные ритмы: четвертные (марш, восьмые (полечка, триоли (вальс).

Заметила, что детям больше нравятся триоли. Они назвали это упражнение «Паровозик». На одном дыхании можно проговаривать три, четыре, пять и более триолей. Выдохнуть оставшийся воздух, подождать пока захочется вдохнуть и можно продолжать работу. Это упражнение дает почувствовать не только нижнюю опору, но и верхнюю.

Упражнение «Пылесос» - это хороший массаж для связок. Раскачиваемся на двух нотах, изображая звук пылесоса, «у» с продуванием. Ровно, медленно звук спадает и поднимается. Держать поток воздуха, как будто вместо него льется вода ровным и непрерывным потоком. Экономно расходуем дыхание и стараемся сохранить состояние вдоха.

Предложенные упражнения для укрепления навыков дыхательных движений следует выполнять регулярно, особенно в начальном этапе работы. Необходимо добиваться активного, целенаправленного, собранного дыхания в упругий «пучок», «кулак». Для ощущения высокой позиции, прошу детей положить указательные пальчики под ухо. Открыть рот- пальчики сразу должны провалиться в ямку под ухо. Оставаясь в этом положении, нужно «послушать» ощущение естественной свободы рта, нижней челюсти, языка, горла, слегка поднять крылья носа и постараться «посмотреть» внутренним взором все органы. После этого сомкнуть губы, но не плотно и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном звуке, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и переносице. Если нет ощущения щекотания, значит поджато горло. Направить звучание к верхним зубам (сравнить с гудком парохода, завода). Или понюхать аромат цветка, воображение поможет ощутить то место, куда проникает аромат, надо запомнить, повторить много раз.

Это и есть легкий вокальный зевок, певческий купол, высокая певческая позиция. Такое ощущение должно быть одновременно с дыханием перед началом пения, помня о свободе нижней челюсти, крыльях носа, горле и ощущения естественной свободы. Зеваем закрытым ртом-верхняя челюсть поднимается, а глотка опускается. Необходимо почувствовать ощущение комфорта. Запомнить это состояние и попробовать мягко и певуче спеть первые ступени гаммы До мажор: до, ре, ми, ми, ми, ре, до. Должно быть ощущение щекотания в области лба и легкое щекотание в области губ. Это значит, что сделано верно и звук резонирует в тех пустотах, которые есть в голове. Эти упражнения проделывать в разных вариациях, в пределах квинты, сексты. До тех пор, пока не будет уверенности, что звук приятен и максимально удобен. Не меняя позиции, доходим до верхней ноты закрытым ртом, а потом размыкаем зубы и идем вниз. Получившийся наверху звук похож на «ми». Важно, чтобы «ми» ощущалось как при закрытом звуке. Главное, сохранить ту же высокую позицию, чтобы резонатор был заполнен звуком. Можно продолжать работу вверх, вниз по полутонам в пределах квинты, сексты. Во время зевка можно проследить за движением кадыка, мягко нащупав его пальчиками. Кадык опустится вниз. Нужно научиться сохранять это состояние во время пения.

Эти упражнения помогут найти ощущение легкого зевка, обращая внимание на твердое небо, верхний свод, широкое, свободно опущенное горло. Если все это удалось, берем дыхание, атаковывая в высокую позицию, и, в результате, возникает красивый, естественный звук. Взаимосвязь регистров всегда была большой проблемой вокальной педагогики и, прежде всего, проблемой было устранение регистрового порога, сглаживания «швов» между регистрами. Приступая к работе с переходными нотами, возьмем квинту в удобной тональности (ля – ми, ре, до, си, ля) к ноте «ми» сделаем глиссандо, чтобы почувствовать переходную ноту. Если ее не оказалось на этом участке диапазона, нужно подняться вверх по полутонам. Поем на легато и сохраняем высокую позицию. Во время глиссандо нужно чувствовать максимальную свободу и удобство. Малейший зажим испортит результат. Очень важно чувствовать опору. Нижняя нота должна быть насыщена, красива, устойчива и тогда верхняя в головном регистре получится также хорошо. Во время глиссандо не менять позицию, иначе верхняя нота прозвучит плоско. На переходной ноте не боятся «петуха». Когда его поймаешь, будет легче с ним справиться. Учащийся осознал правильную позицию, почувствовал себя комфортно, можно расширить упражнение до октавы. Поём пока учащиеся чувствуют себя комфортно на самой верхней ноте. Как только почувствует дискомфорт, сразу вернуться туда, где удобно, чтобы закрепить положительный результат и правильные ощущения.

Можно включать в распевку септаккорды, чередуя гласные. От фа второй октавы у женщин (детей) поётся только нейтральная гласная. Её можно охарактеризовать как нечто среднее между «а», «у», «ы». При этом звуке растяжение глоточной части приближается к форме «у», рот открыт на «а», а язык находиться в положении «ы». Задание выглядит, конечно, сложным и парадоксальным, но эти два элемента: открытие рта на «а» и положение звука на «ы», контролируется визуально и абсолютно выполнимо. Далее меру найдет саморегуляция.

Не забывать после большой нагрузки успокоиться. Можно физкультминуткой. Ниже привожу комплекс оздоровительных артикуляционных упражнений.

Задачи:

– готовить к правильному произнесению фонем;

– активизировать артикуляционный аппарат;

– тренировать фонационный выдох;

-- способствовать снятию замкнутости, стеснительности, эмоционального дискомфорта.

– развивать динамическое чувство.

(все звуки выходят при помощи дыхания, не на связках)

1. Сначала согреваем связки - Упр. «Согреемся» (звук «хо»- дуем на руки, как бы согревая их)

2. Упр. «Кошечка» (с элементами самомассажа)- тёплыми руками гладим шею, проводим рукой от уха к груди (правая рука- от левого уха, левая рука- от правого уха влево-вниз)

3. Упр. «Самовар»- пыхтим и двигаем руками, согнутыми в локтях звук «п»(без призвука «ф»)

4. Упр. «Лопаем шарики» -пальцем лопаем шарик- звук «т» (без «ц»)

5. Упр. «Расталкиваем толпу локтями» - звук «к»(без «Х», активные движения руками в стороны (в плоскости)

6. Упр. «Ругаемся» - грозим пальцем – звук «ц» и «ч»(тихо)

7. Упр. «Я- самый лучший, талантливый, умный»- выталкиваем звук «я» диафрагмой, с соответствующей эмоциональной окраской.

8. Упр. «Снежки»- прорабатываем гласные звуки, выталкивая воздух диафрагмой («выплёвываем»)- 6 раз – лепим снежок с подбивкой пятками, шаг назад- вдох, замах и «бросаем» звук далеко («О», «У», «А» и т. д.)

Заключение.

Анализируя свой многолетний опыт с детьми, можно сделать вывод, что основной путь вокального воспитания заключается в создании для ребенка условий, при которых процесс формирования пения шёл естественно и последовательно, усложняя дидактический материал. Я в своей работе попыталась поделиться некоторыми приемами и упражнениями, которые способствуют организации певческого аппарата. Уверенна, что их правильное выполнение обеспечивает более органичное включение всех звеньев певческого аппарата. Ценность такого метода не вызывает сомнения, а наоборот помогает найти крупицы истины и тот короткий путь организации мышечной координации. Убедилась в хороших результатах своих учеников на протяжении многих лет.

Публикации по теме:

Детское эксперементирование как способ позновательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Дидактические игры, как способ закрепления математических представлений Цель: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи: Образовательные: Учить.

Фонопедические упражнения на отработку слогов «Жа-жу-же-жи»  (презентация) В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне.

Лепка как способ развития мелко моторики На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр,.

Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности Метод проекта - одна из оптимальных технологий, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Возник в 20-е годы.

Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Сказка как способ общения с детьми» В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия – это направление практической.

Упражнения по подготовке речевого аппарата для правильного произношения конкретных звуков Младший дошкольный возраст Игра «Слушаем слова» Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Договоритесь с ребёнком,.

Взаимодействие воспитателя и родителей, как способ повышения качества работыВзаимодействие воспитателя и родителей, как способ повышения качества работы Ни для кого не секрет, насколько важно сотрудничество воспитателя и родителей для наилучшего результата в работе с детьми. Часто возвращаясь.

Экспериментирование как способ интеллектуального развития Влияние окружающего мира на ребёнка огромно. Нередко, когда иду на работу в детский сад, наблюдаю следующую картину: мамы вместе со своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонопедические упражнения как способ организация певческого аппарата
Опубликовано: 15 января 2018 в 03:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД