«Играю, значит, говорю…» Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников

Елена Мелешкова
«Играю, значит, говорю…» Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников

Уважаемые коллеги! Думаю со мной согласятся многие, что при написании планов, составлении конспектов, в игровой деятельности с детьми, в ходе режимных моментов воспитателю приходится перелопачивать гору методичек и разной литературы. Это совсем не удобно, поэтому я для себя стараюсь создавать разные картотеки: пальчиковых игр, подвижных, дидактических и тд. Начиная заниматься речевым развитием детей, я подготовила картотеку пальчиковых игр и упражнений. Так как картотека у меня в формате WORD, а хочется показать что-то более красивое, пришлось заняться изготовлением моей первой презентации. Что получилось судить вам.

В процессе подготовки презентации созрела и консультация для воспитателей.

Консультация "Играю, значит говорю. "

Дар речи- уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи (языка) люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды и тд. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Детский сад- первое звено в системе образования и воспитания детей. Чтобы стать высокообразованным человеком, ребёнок должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.

Наблюдая за детьми, было отмечено, что с каждым годом увеличивается количество детей с теми или иными речевыми дефектами. Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти, внимания, мышления детей. Наблюдается отставание в формировании познавательной активности, которая складывается у детей под влиянием речевого развития.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, фонетическую и грамматическую правильность речи, её диалогическую и монологическую формы и тд. Однако у детей с нарушениями речи эти процессы замедляются.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - это сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одним из таких средств является использование пальчиковых игр и упражнений. Их можно разделить на:

1) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;

2) Специальные упражнения без речевого сопровождения,

объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой

моторики рук.

3) Игры с различными материалами и предметами:

раскладывание пуговиц, палочек, желудей и тд. ,

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,

застёгивание и расстёгивание пуговиц,

различные шнуровки, игры с мозаикой, конструкторами,

строительным и природным материалом и тд.

4) Изобразительную деятельность:

лепку из пластилина и глины,

раскрашивание картинок,

обведение контуров,

штриховку,

рисование карандашами и красками различными способами

(кистью, тампоном, пальцем, свечой и тд. ,

разнообразную работу ножницами,

поделки из природного материала и тд.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики, поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке, либо использовать в качестве разминок на занятиях.

У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. В связи с этим возникла необходимость сочетать пальчиковые игры и упражнения с игровым самомассажем: поглаживанием пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течении 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.

Как известно, массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи. Самомассаж является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого игровой самомассаж- важная составляющая сенсорного воспитания. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в любой обстановке способствуют развитию таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой сферы.

Пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж можно включать в режим дня. Например:

1. Утром.

Для создания положительного настроения применяются

упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!», и

самомассаж пальцев «Помоем руки».

2. Во время утренней гимнастики.

Упражнения «Мяч», «Замок», «Надуваем шарик».

3. На занятиях.

4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке».

5. На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами предлагаю

детям с помощью пальцев рук изобразить кошку, собаку, дерево, дом

и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать и в

конце прогулки.

6. В зачине подвижной игры или в ходе игры.

7. Вечером, перед уходом детей домой проводятся

индивидуальные занятия.

Одновременно, следует проводить работу с родителями. Ведь, как показывает практика, дети успешно овладевают речью тогда, когда обучение и воспитание проводится во взаимодействии детского сада и семьи. Пропаганда знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляется в беседах. Проводятся консультации на темы: «Правильно ли говорит ваш ребёнок, «Роль игры в речевом развитии детей», «Играем пальчиками - развиваем речь», «Речевая среда и дети», «Развитие мелкой моторики», и др.

Таким образом, у детей повышается интерес к занятиям по развитию речи, уровень развития мелкой моторики, происходят качественные изменения в речевом развитии.

А это мои ребятишки развивают свои пальчики.

«Играю, значит, говорю…» Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников

Фото и фоны для презентации взяты из интернета.

Прикреплённые файлы:

kartoteka-palchikovyh-igr-i-uprazhnenii_57266.pptx | 8221,27 Кб | Скачан: 154
 
Публикации по теме:

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Этикет
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Играю, значит, говорю…» Игровые способы воздействия на речевое развитие дошкольников
Опубликовано: 10 июля 2013 в 20:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...