Папки-передвижки

Методическая разработка «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся»

Елена Комарова
Методическая разработка «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Приокского района «Созвездие»

Методическая разработка

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся

(методические рекомендации в помощь руководителям

вокально-хоровых коллективов)

[/i]

Автор:

Комарова Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород

2017

Публикация «Методическая разработка „Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся“» размещена в разделах

В настоящее время большое значение придаётся занятиям художественно-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокально-хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.

Но остаются вопросы: как сделать занятие по музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке, руководителю, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему? Зачастую эстетические вкусы детей складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит руководителей. Любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то менять.

1. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании

Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музыке, комплексное воздействие на психику, моторику и физиологию учащихся. Дети должны знать, что занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Руководители вокально-хоровых коллективов в своей деятельности должны уделять серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование его личности.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно выделить следующие технологические модели:

- диалоговое взаимодействие преподавателя и учащегося;

- учебно-игровую деятельность;

- проблемно-поисковые методы;

- арттерапию.

С повышением воспитательной функции занятий во внешкольном учебном заведении возникает потребность введения в практику работы педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к воспитаннику, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей.

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством.

Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям:

- реализации личностно ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;

- отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музыкальной культуры и традиций крымского региона, включению такой важной составляющей, как фольклор;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами.

2. Педагогическая технология воспитания певческой культуры

В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Воспитание должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.

Путь ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои определенные стадии.

1. первоначальный этап - это знакомство ребёнка с миром искусства и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности;

2. ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в окружающем его мире песни;

3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса.

Характеристика процесса обучения вокальному искусству

Цель обучения вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к вокальному искусству у учащихся посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему;

развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств, сценической культуры;

воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;

3. интерес окружающих к замыслам учащегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности;

4. уважение результатов работы юного исполнителя.

Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме.

Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Задачи индивидуального и коллективного певческого развития учащихся решаются в реализации следующей работы:

- практической и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты);

- развития пластики, чувства ритма и координации движений;

- репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром;

- участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях.

В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих формированию вокальных навыков учащихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции.

Имея в виду, что дети младшего возраста любят играть, следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество. В процессе вокальной работы дети учатся различать музыкальные оттенки, лады, у них развивается чувство тяготения к тонике, они создают свои варианты мелодий, исполняют их выразительно, используя различные техники пения: legato, staccato, non legato.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут исполнять охотно и выразительно, ибо без эмоционального компонента невозможно развить музыкальные способности детей. В ходе творческих заданий дети учатся петь выразительно, передавая характер и настроение песни.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые уроки, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах центра, мероприятиях города и республики.

Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков

Начальным этапом вокальной работы на занятиях является распевание, которое способствует выработке певческих навыков. На распевание отводится 20 - 30 минут в начале занятия, причём, лучше петь стоя. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается специально подобранной системой упражнений, благодаря которой достигается ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазона. Можно использовать комплексы упражнений, разработанные С. Риггсом, В. Емельяновым.

Распевание имеет две функции:

- разогревание и настройка к работе голосового аппарата юных певцов;

-привитие вокально-технических умений и навыков (певческое дыхание, звукообразование, унисон, дикция, артикуляция, многоголосие, создание музыкального образа, достижение качественного и красивого вокального звучания в исполняемых произведениях.

Воздействие танцевального искусства на пение детей

Танцевальное искусство для вокалистов – это пластика, искусство танца в руках, жестах. Жесты, пластика рук выступают в роли средства, создающего пение “языком” движений.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети в итоге передавали собственными движениями руки своё певческое состояние. Главное, - выражение художественного образа звука в пластике, движениях рук; поиск детьми среди жестов (угловатых, монументальных, жестких, насмешливых, предложенных педагогом, таких, которые наиболее полно помогают воссоздать необходимый певческий звук.

Необходимо добиваться, чтобы дети жестами и пением могли передать собственное эмоциональное состояние.

Совершенствование вокального творчества с помощью пластики, жеста, красок и способствует осознанию учащимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Художественно-синкретический метод помогает ребёнку выразить свою духовность, благодаря окружению и проникновению в процесс пения выразительных средств других видов искусства, которые опосредованно влияют на вокальную культуру детей, раскрывая целостность, неделимость искусства.

Предложенные педагогические технологии ориентируют руководителя на развитие в ходе вокальной работы творческого потенциала учащихся, их умения выразить собственные чувства и мысли в звучании голоса, на понимание смысла своей деятельности.

Литература:

1. Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб. : Лань, 2008. – 120 с.

2. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] методическое пособие / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2007. – 368 с.

4. Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К. : Радянська школа, 1998 г.

5. Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для музыкальных училищ / П. В. Халабузарь. - М. : Музыка, 1990. – 173 с.

Публикации по теме:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ Инновационные образовательные технологии в ДОУ Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных.

Инновационные оздоровительные технологии Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в.

Инновационные технологии в ДОУИнновационные технологии в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» муниципального образования городской округ Ялта Республики.

Инновационные технологии в логопедической практике Инновационные технологии в логопедической практике Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует.

Методическая разработка «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста» «Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце, Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.

Методическая разработка классного часа для учащихся начальной школы «Здоровый образ жизни» Методическая разработка классного часа «Здоровый образ жизни» Цель: прививать навыки здорового образа жизни. Задачи урока: Познавательные:.

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Методическая разработка «Проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик» .

Методическая разработка урока мужества для учащихся 7 или 8 классов «Не дать погаснуть живому огню!» Пояснительная записка. Урок мужества «Не дать погаснуть живому огню» представлен в номинации: «Методические разработки». Данный урок можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся»
Опубликовано: 9 января 2018 в 14:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД