Получи документы

Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения

Ольга Ошанина
Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения

Актуальность интерактивных игр :

- помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают свою целостность с окружающими);

- вселить в детей надежду (надежда - такая установка, которая помогает пережить тяжелое обстоятельство. Когда все в порядке, надежда не нужна, но именно она дает взрослым и детям внутреннюю силу, целеустремленность);

- показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения);

Публикация «Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения» размещена в разделах

- учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; научить жить в реальном мире);

- принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения);

- учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей, различных по национальности и по культуре);

- помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования. Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели);

- развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение);

- помочь справляться детям со своими страхами и стрессом (предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать);

- показать, что можно жить без насилия (т. е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме);

- достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревнования);

- достичь внутренней гармонии и уравновешенности

- развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое иногда позволить себе просто смеяться и «почудить», показать детям, что жизнь вполне сносна);

- развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях).

Игровая терапия строится на том естественном способе познания себя и других, который есть у детей. Посредством игровой терапии дети учатся выражать свои чувства, изменять поведение, искать решения проблем, и овладевают множеством способов позитивного взаимодействия с другими людьми.

Когда у детей обнаруживается нарушение в эмоциональной сфере или недостаток социальных навыков, терапевты посредством игры могут помочь детям научиться более адаптивному поведению. Отношения взаимной симпатии, которые возникают между терапевтом и ребенком во время игрового занятия, являются условием приобретения опыта, необходимого для позитивных изменений. Игровая терапия в некоторых случаях используется и для познавательного развития детей, хотя в данном случае ее корректнее относить к развивающему обучению и коррекции в игровой форме, чем к психотерапии.

Несмотря на то, что все могут получить пользу от игровой терапии, она в большей степени подходит детям от 3 до 12 лет.

Игровые техники также используются при работе с подростками и взрослыми. А в последние годы игротерапевтическое вмешательство также стало применяться в работе с детьми младенческого и раннего возраста.

Игровая терапия реализуется в качестве основного метода в центрах медико-социально-психологической помощи, детских садах и школах, психологических и развивающих центрах, больницах. Игровая терапия может использоваться как ведущий или сопутствующий метод психологической работы при различных психологических состояниях и расстройствах. Например, агрессия, депрессия, возрастные кризисы, расстройства поведения.

Интерактивные спектакли-игры помогают детям приобрести новые навыки общения и в связи с этим уверенность в своих способностях.

Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т. д., вокал, хореографию и др. ; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень механизации сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.).

В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления.

Как правило, клиенты социальных учреждений, а именно дети попавшие в трудную жизненную ситуацию, отличаются от домашних детей агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать реабилитационную воспитательскую работу с привлечением театральных средств.

Занятия в театральной студии способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Театрализация воспитательского реабилитационного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия впоследствии переходят в процесс рождения спектакля.

Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры, спектакли).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно проявлять свою личность.

Педагог, ведущий спектакль – это «актер», ведь он сам становится участником пьесы, беря на себя по необходимости ту или иную роль. Он вместе со своим подопечным активно участвует в создании «игровой реальности".

Какие задачи могут быть решены с помощью таких спектаклей?

Это практически все проблемы, связанные с речью, негативными поведенческими паттернами, травмирующими семейными и социальными ситуациями, неадаптивным набором ролей и т. п. Это могут быть также и более глубокие проблемы, связанные с самоопределением личности, ее интеграцией, стремлением к творческому самовыражению.

Ограничения:

Сложность заключается в том, что в идеале педагог, проводящий такой спектакль должен быть мастером движения, речи, режиссуры и психотерапии.

Несомненно, сам формат театрализации может вызвать сопротивление, но обычно эмоциональная насыщенность процесса столь высока, что очень скоро сопротивление участников исчезает, уступая место удовольствию и творчеству.

Что происходит с участниками в процессе работы?

При работе в игре-сказке у участников возникает состояние «потока», высокой концентрации и одновременно расслабленности. Появляется ощущение перехода на более высокий уровень энергетики, полета, свободы, счастья. Переживание этого состояния помогает раскрыть свой творческий потенциал.

В результате систематического участия в таких мероприятиях клиенты способны разрешить даже очень сложные психологические проблемы.

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Игры объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем.

Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители, а декорации и костюмы создаются из простых подручных материалов. Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, воображение). Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров. Постановочные спектакли со включением зала разработаны с целью показать плюсы коллективного труда, а так же раздвинуть рамки привычного мышления ребёнка. Спектакли-сюрпризы привносят некий праздник в жизнь ребёнка, что снимает привычное волнение актёра перед выступлением.

Спектакли-игры способствуют :

Развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

• Снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.

Развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитию мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Гендерное воспитание в условиях детского сада» Слайд №1 Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся.

Методическая разработка «Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей раннего возраста» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Академия социального управления.

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223» г. Новлкузнецк, ул. Пржевальского,18 тел. 31-03-85.

Методическая разработка «Мы друг друга сумеем понять» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Развивать диалогическую речь, смысловую сторону речи, разворачивать сюжет истории • Формировать умение устанавливать.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле» Пояснительная записка Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности,.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Методическая разработка танца-игры «Веселые самолетики» Негосударственное образовательное учреждение дошкольного и полного среднего образования культурологическая школа индивидуального развития.

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 1 слайд Роль театрализованной деятельности в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 2 слайд Театр – искусство прекрасное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 14:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД