Получи документы

Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»

надежда петрова
Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и речевого развития.

В начале года в мою группу пришли дети, большинство которых не владели тонкими движениями рук и у многих имелись нарушения речи. Также у них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики.

Публикация «Методическая разработка „Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей“» размещена в разделах

Поэтому в своей работе для детей с нарушением речи я успешно стала применять метод использования массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями.

Симпатичный шарик с шипами («ёжик», лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Во время таких занятий я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.

Все упражнения играют положительную роль на развитие речи моих детей.

Цель методики :- скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажных мячей.

Задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей дошкольников,

- развивать точные сложно-координированные движения руки, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу,

-закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию,

- обобщать и расширять словарный запас,

- развивать грамматический строй речи.

Оборудование:

Мячи массажные (малые, средние, большие).

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества :

• ярким

• легким

• прыгучим

Практика использования мяча в моей работе показала, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

• регулируют силу и точность движений

• активизируют непроизвольное внимание

• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

Таким образом, результатом моей работы с массажными мячами стало лучшее функционирование речевой деятельности детей и развитие правильных речевых навыков.

Примерные виды упражнений, которые я использовала в своей работе :

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

Начинаем с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

Комплекс «Разминка» с малыми мячами

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

«Колючий ёж»

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)

(Приложение №1)

Упражнения с массажным средним мячом.

«Игра с ёжиком»

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

«Шарик»

(катаем мяч между ладошками движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличиваем темп)

Этот шарик не простой:

Весь колючий он такой

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

(движения соответствуют тексту)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Назад- вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

(движения соответствуют тексту (Приложение №1)

Упражнения с массажным большим мячом.

1.«Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем мяч)

Есть в печи место. (перекладываем в др. руку)

Испечем мы каравай! (Сжимаем обеими руками)

Перекладывай валяй (катаем между ладошками)

2. Мячик-ёжик мы возьмём (сидя на полу)

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на пол,

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

Ёжик в ручки надо взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре. Пять.

Начинаем счёт опять.

Мы возьмём в ладошки ёжик

И потрём его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

(движения выполняем в соответствии с текстом) (Приложение №2)

Игры с мячом, направленные на развитие речи.

1. Автоматизация звуков.

Катаем мяч между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Автоматизация звука «Ж»

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек.

Весь в иголках ёжик.

Как же его взять? (Приложение№3)

2. Совершенствование лексико - грамматических категорий.

Педагог катит мячик ребёнку, называя предмет в ед. ч. Ребёнок поймав ладонью мяч, откатывает его назад, называя существительные во мн. ч.

Упражнение «Один – много»

«Назови ласково»

«Скажи наоборот» и т. д. (Приложение №4)

3. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:

упражнение : “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”, “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

- возьми «ёжика» в правую (левую)руку и спрячь за спину, над головой, перед собой и т. д. (Приложение №5)

4. Совершенствование навыков употребления предлогов.

На столе коробка. По инструкции педагога ребёнок кладёт «ёжиков» соответственно:

- красный В коробку,

- синий – ПОД коробку,

- зелёный –ОКОЛО коробки.

Затем наоборот – ребё нок должен описать действия педагога:

- достать ИЗ коробки,

- спрятать ПОД коробку и т. д. (Приложение №6)

7. Развитие фонематического слуха.

“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”

“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

“Шарик мы ладошкой “стук”,если слышим нужный звук” (Приложение №7)

Игры с массажными мячами универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело и интересно.

Методические пособия и литература.

1. Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж : игры и упражнения. – М., 2016г.

2. Трясорукова Т. П. Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. -Ростов-на-Дону,2016г.

3. Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада. -Ростов-на-Дону,2017г.

4. Материалы из интернета.

Публикации по теме:

Использование массажных ковриков и дорожек с детьми дошкольного возрастаИспользование массажных ковриков и дорожек с детьми дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи.

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель.

Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (Часть 1)Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (Часть 1) На страницах своих блогов Вы делитесь своими идеями, творческими наработками по интересующим Вас, коллеги, темам. Не перестаю восхищаться.

Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (часть 2).Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (часть 2). Доброе время суток, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас вновь на страницах моего блога. Продолжаю делиться накопленным опытом и впечатлениями.

Использование музыки в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду Стремительно водят в нашу жизнь новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. По-прежнему.

Методическая разработка. Использование гнущихся держателей для растений в логопедической работеМетодическая разработка. Использование гнущихся держателей для растений в логопедической работе Гнущиеся держатели для растений - это фигурки разных животных (лягушки, обезьяны) или птиц (гуси). Эти фигурки можно сгибать как угодно.

Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей от 4 до 7 лет «Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В. А. Сухомлинский «Любовь к родному краю,.

Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста»Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Памятка «Применение массажных мячей» Массажные мячи. В число лечебно-профилактических воздействий на организм человека медицина в настоящее время располагает и рефлектотерапией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями для детей»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 16:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД