Папки-передвижки

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»

Анна Бабич
Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»

Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха.

Публикация «Методическая разработка „Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Материал направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Это игры на формирование неречевого (узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти) и речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса). Их можно использовать в работе не только с теми детьми, у которых наблюдается речевая патология, но и с детьми с нормально развивающейся речью.

Смысл игр заключается в том, что педагог привлекает, обращает внимание детей на звучание разных предметов, звучащих действий, что способствует развитию слухового внимания, концентрации внимания, интереса, развитию познавательного процесса, мыслительных функций. Подборка игр осуществлена таким образом, что начинается с самых простых, и идет к более сложным, постепенно расширяя задачи. Эти игры хороши тем, что их можно начинать без специальной организации, привлекая и заинтересовывая детей определенным звуком : стуком, шелестом, звучанием колокольчика и т. д. В этих играх детям предоставляется возможность самостоятельно (естественно не без нашей помощи и желания) обратить внимание на какое-либо действие и заинтересовать детей, а затем начинается игра. Хочется сказать педагогам, что перед игрой детей не приглашают сесть на стульчики или встать в круг. Дети занимаются "своими" играми и лишь когда они обратят внимание на действия педагога, тогда их и "собирать" вокруг себя.

Игры на формирование неречевого слуха

1.«Кто там?»

Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

Вызвать интерес и внимание к нам.

Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

2. «Что звучало?»

Цель: Прислушиваться к неречевым звукам

Вызвать интерес, внимание

Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование:

Машинка грузовая или легковая.

Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры:

Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

3. «Кто пришел?»

Цель: Различать неречевые звуки.

Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование

Кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.

4. «Музыканты».

Цель: Учить различать звуки разных инструментов (бубна и дудочки,

Вызвать интерес и внимание к неречевым звукам,

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Ширма или экран,

Любые две игрушки: (мишка, лисичка,

Бубен и дудочка.

Ход игры:

Педагог поочередно показывает из-за ширмы инструменты, называя их, показывая их звучание.

Инструменты выставляют на стол и приходят музыканты. Это две игрушки. Они предлагают детям послушать их музыку на бубне и дудочке. Затем музыканты играют на инструментах за ширмой, дети угадывают на слух. Кто не умеет говорить, показывает сигнальчики с изображением того или иного инструмента, или имитируют звучащий инструмент.

В конце игры дети поочередно играют на бубне и дудочке (дудочек должно быть по количеству детей).

5. «Кто играет на гармошке?»

Цель: Развивать реакцию на звук.

Быстро реагировать на него,

Слышать и различать разнообразие звуков.

Оборудование:

Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка, гармошка).

Ход игры:

Дети свободно занимаются играми. Педагог говорит, что возможно сейчас к нам в группу заглянет веселый клоун. Он будет играть на веселых музыкальных инструментах. Как только прозвучат звуки, нужно повернуться на звук.

Дети оборачиваются на звук, видят клоуна, радуются. Клоун прячется. Так следует повторить игру с несколькими музыкальными упражнениями.

6. «Солдаты и танцоры».

Цель: Выполнять действия по подражанию.

Учить различать звучание инструментов и реакции на музыкальные инструменты: под барабан - маршируем, как солдаты; под гармонь - танцуем.

Оборудование:

Гармонь,

Барабан.

Ход игры:

Педагог привлекает внимание детей показом музыкальных инструментов и своими движениями (то марширует, то пританцовывает). Затем вместе с детьми выполняют соответствующие движения под барабан и гармонь.

Игру можно усложнить: играть на инструментах за ширмой, дети же на слух определяют звучание и выполняют нужные движения.

7. «Угадай-ка!»

Цель:

Развивать слуховое внимание,

Продолжать учить детей различать близкие по звучанию музыкальные инструменты.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (металлофон, гармонь, пианино,

3 игрушки.

Ход игры:

Перед каждой игрушкой стоит музыкальный инструмент. Пригласить детей, чтобы они посмотрели, кто из кукол на каком инструменте играет и запомнили. Так как будут угадывать, кто из игрушек играет.

Сначала дети видят, на каких инструментах играют игрушки. Затем перед ними ставится ширма, и угадывать надо будет на слух.

То же самое можно повторить с участием детей.

8.«Тук-тук-тук»

Цель: Учить прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка.

Ход игры: (в игре участвуют двое взрослых)

Дети сидят на стульях, один педагог вместе с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой (мишкой) в руках. Радостно: «Это кукла пришла! Кукла стучала!»-говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.

Словарь: будем играть; кто там?; кукла, мишка, привет, слушайте.

9.«Что гудит?»

Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

10.«На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.

Словарь: Зайка (Мишка, кукла, слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

11.«Веселый Мишка»

Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; Учить реагировать на звук. Учить вырабатывать условно двигательный рефлекс (реакцию) на начало звучания.

Оборудование: Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, барабан, металлофон).

Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас придет веселый Мишка. Он будет ударять в бубен (барабан,, играть на гармошке, дудочке). Педагог объясняет (в доступной форме, демонстрирует наглядно все действия с привлечением еще одного взрослого, что как только прозвучать звуки, надо быстро повернуться. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть Мишку. Педагог ударяет в бубен и быстро достает из-за спины Мишку. Мишка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

Словарь: будем играть; мишка, бубен, гармошка, барабан, дудочка, привет, слушайте.

12.«Шагаем и прыгаем»

Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры:

1 вариант: Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен, играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен.

13. «Звени, колокольчик»

Цель: учить определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу

Оборудование: колокольчик с достаточно громким и приятным звуком.

Ход игры: Дети гурьбой стоят около педагога. Педагог показывает колокольчик, называет его, просит прислушаться к тому, как звенит колокольчик. Дает детям позвенеть. Потом предлагает детям поиграть: дети должны отвернуться или закрыть глаза, а взрослый тихо отойти и позвенеть колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза или повернуться и быстро подбежать к педагогу. Если дети не смогут выполнить просьбу педагога, то необходимо привлечь к игре второго взрослого. Педагог недалеко отходит от детей и останавливается на видном месте. Что бы дети могли проверить правильность своих действий зрительно. В дальнейшем расстояние увеличивается, как позволяет уровень остаточного слуха детей.

Словарь: будем играть; колокольчик, слушайте, я тут, я там.

14. «Коробочки»

Цель: находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры: Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку. Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

15. «Барабан» (тихо - громко)

Цель: учить различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий; показывать большие и маленькие игрушки (барабан) на картинке; уметь соотносить громкость звучания и размет предмета (большой барабан издает громкий звук; маленький барабан - тихий звук).

Оборудование: барабан, барабанные палочки, настольная ширма, две картинки с изображением большого и маленького барабанов.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки с изображением большого маленького барабанов. Барабан нужно спрятать за ширму. Дать установку: «Слушай!» Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько - «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша узнать, где маленький барабан, а где большой. Просить ребенка внимательно слушать стук барабана и показать, какой барабан стучал. Со временем нужно познакомить ребенка с терминами «громко» и «тихо».

Словарь: будем играть; слушай; барабан, маленький, большой, громко, тихо, стучит.

16. «Мы гуляем и поем»

Цель: Учить соотносить длительность звучания с длиной дорожки. Способствуют установлению связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры: Педагог говорит детям «наши пальчики пойдут гулять». Затем взрослый берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке, пропевая: «а-а». Затем педагог говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем - долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

17. «Ножки топают, ручки хлопают»

Цель: учить соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; Учить обозначать действия звукоподражаниями ( хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); Учить соотносить свои действия с действиями педагога; вырабатывать согласованность действий со словами потешки.

Оборудование: две картинки - на одной изображение кисти рук; на другой- ступни; небольшая ширма.

Ход игры: Педагог четко и выразительно читает двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Чтение стихов педагог сопровождает действиями- на слова «оп-оп-оп!» хлопает в ладоши; а на слова «топ-топ-топ!» топает ногами. Предлагает детям поиграть вместе. Взрослый читает стихи, не договаривая звукоподражаний, стимулируя желание повторить звукоподражания самим.

При необходимости педагог помогает детям: показывает сначала одну картинку : «Это рука. Где у тебя рука? Вот рука.» Аналогично повторяется работа по второй картинке. Затем рядом кладет две картинки и проверяет, различают ли дети картинки : «Где рука? Где нога?» Дети должны пальцем или глазами указать нужную картинку.

На следующем этапе проводят работу за ширмой с четким указанием. Если дети правильно показали, то нужно выложить обе картинки на стол, а за ширмой спрятать руки, ноги- под стол. Педагог говорит детям: «Слушайте!» хлопает за ширмой руками и говорит: «Руки хлопают». Топает под столом ногами и произносит: «Ноги топают».

Затем игра усложняется. Взрослый просит детей угадать : «Что я буду делать: ручками хлопать или ножками топать?» Дети должны повторить, какие действия выполняет за ширмой педагог.

Словарь: ноги, топ-топ-топ; руки, оп-оп-оп; слушайте, Где рука? Где нога? Вот рука. Вот нога.

Публикации по теме:

Картотека игр для развития фонематического слуха К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека игр для детей младшего возраста Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Кот и мыши Задачи: Развивать у детей умение.

Картотека игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста, которая способствует.

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена методическая разработка по социально - коммуникативному развитию детей младшего дошкольного.

Методическая разработка проекта для детей младшего дошкольного возраста «Петербургская ёлка» Проблема: отсутствие у детей знаний о возникновении традиции празднования Нового года в России Цель проекта: Знакомство воспитанников с.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 января 2018 в 19:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД