Лучший педагог года

Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя»

цветкова светлана
Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя»

Цель:

1. Обучающая: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову родина, познакомить с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества;

2. Развивающая: развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, познакомить с бесценным духовным наследием нашего народа и традициями;

3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю, активной гражданской позиции.

Публикация «Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов „Россия — Родина моя“» размещена в разделах

Оборудование к уроку: рисунки на тему «Россия – Родина моя», мяч,

мультимедийный проектор.

Ход урока:

I.Определение темы.

-Сегодня на классном часе мы будем говорить …. Тему вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. (См. слайд 2)

-Какое слово получилось? (Родина)

-Как называется наша Родина?

-Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя» (См. слайд 3)

II. Беседа по теме урока.

1. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано, с этим понятием? (учитель бросает мяч, и каждый поймавший, заканчивает фразу словом: «Родина – это…»)

-Подберите синонимы к слову Родина. (После ответов учащихся см. слайд 4)

Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

-Выберите из списка прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина. (См. слайд 5)

Ученики рассказывают стихотворение М. Пляцковского «Родина»

«Родина» - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспомнится, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

-Как вы представляете свою Родину, мы видим на ваших рисунках, которые вы приготовили к классному часу.

2. -Наша страна отличается от других государств: (См. слайд 6)

• языком, на котором разговаривает народ;

• своими символами;

• историей;

• обычаями, традициями;

• географическим положением.

Наша страна самая большая по площади. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. (См. слайд 7)

Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия. (См. слайд 8)

3. У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг. (См. слайд 9)

Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

-Сколько цветов на нашем флаге?

- В каком порядке они расположены на флаге?

-Что означает каждый цвет?

- Где можно увидеть государственный флаг?

• Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная. С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.

Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.

Синий - верность и честность, стремление к миру.

Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, считался лучшим, это особая честь.

Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.

Было проведено целое историческое исследование знамён разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы корабельный флаг был трё хцветным: белым, синим, красным. (См. слайд 10)

Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.

-Какой основной цвет на нашем гербе?

-Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел?

-Почему у орла две головы?

- Что держит в лапах орел?

-Кому раньше принадлежали скипетр и держава? (царям, напоминают об историческом прошлом страны)

-Что ещё напоминает об историческом прошлом? (корона)

-Что вы видите в центре? (герб Москвы)

-Кто изображен на гербе Москвы?

-Что делает всадник?

• Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». В 10-12 веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.

Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.

Двуглавый орёл как символ Русского государства появился в xv веке при великом князе московском Иване Ш Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственной печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий дракона, на обороте – двуглавый орёл с распростертыми крыльями и двумя коронами. (См. слайд 11)

Иван IV Грозный (16в.)– первый правитель, получивший титул царя. При нем символами царской власти становятся шапка Мономаха, скипетр и держава. Изменяется и герб. На груди орла появляется щит с изображением святого Георгия, убивающего змея. (См. слайд 12)

Перемены в государстве отражались и на изображении герба. Вот так выглядел герб при императоре Александре I в начале 19 века. (См. слайд 13)

Таким герб был в середине 19 века.

Таким был в конце 19 века.

-Что в них общего и чем отличаются?

В декабре 1922 года образовался СССР. Щит заменили на изображение земного шара, а девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» расположили на лентах, обвивающих колосья. Девиз был написан на языках народов, которые подписали первый союзный договор. Вначале их было 6, а со временем стало 15. В верхней части герба появилась пятиконечная звезда. (См. слайд 14)

Гербы не только красивые картинки, они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам, дошедших до нас из глубины веков.

• Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А. Александров, а слова С. Михалков (звучит гимн)

-Что вы чувствуете?

Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.

Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.

4. Мы живем с вами в самом прекрасном городе нашей страны.

-Назовите его? (См. слайд 15)

-Как вы понимаете выражение: Москва – сердце России.

-Кто знает, кто основал Москву? В каком году?

Москва древний город. Первое упоминание в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.

5.(См. слайд 16)

-Как вы понимаете, слово уникальна?

-Какие примеры можете привести?

(Подготовленные дети рассказывают)

Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге в Ялте люди купаются в море. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на 4 часа раньше, чем в Донбассе.

Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…

В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире Байкал. Максимальная глубина достигает до 1620метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад 4-11м.

Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.

В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776км. Длина реки Рейн в Германии – 1320км.

В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.

В-шестых, посмотрите, как красив русский лес. А теперь представьте: тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, берёзу, распустившую свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!

Можно ещё долго перечислять.

6. Работа в группах.

-Как вы думаете, чем и кем может гордиться наша Родина? (ответы детей)

(См. слайд 17 показать только диаграмму)

-Давайте составим «альбом иллюстраций» для этой диаграммы. Для этого поработайте в группах.

Одна группа – историки. Надо расположить исторические события в хронологическом порядке. Правильность выполнения работ проверим, используя слайды.

Текст для работы в группе:

Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.

Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев.

Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.

2 группа – «Знатоки архитектуры». Среди перечисленных памятников архитектуры выбрать только те, которые были воздвигнуты и построены в России.

Украшением нашей земли являются знаменитые церкви и соборы, возведенные русскими зодчими и строителями во многих городах и селах России. Это величественные соборы Москвы и Санкт-Перетбурга, Новгорода, Суздаля. Например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) считается шедевром мировой архитектуры.

Много замечательных памятников, которые отражают исторические события: памятник Петру первому, статуя Свободы, памятник Ивану Федорову, покорителю космоса.

3 группа – «Знатоки живописи»

Среди перечисленных картин выбрать те, которые написаны художниками России.

Лучшие творения российских художников 18-20 веков собраны в знаменитой Третьяковской галерее в Москве, залах Русского музея Санкт-Петербурге.

Например, Шишкин и Саврасов, Леонардо до Винчи и Рафаэль изображали неповторимую красоту природы.

Левицкий и А. Венецианов, Крамской и Рембранд изображали портреты наших соотечественников.

П. Корин и М. Авилова, И. Пряшникова изобразили важнейшие исторические события нашей истории.

Ребята каждой группы рассказывают, и появляется на слайде картина, памятник….

Россия может гордиться своими учеными: М. В. Ломоносовым и М. И. Менделеевым. Ломоносов основал первый русский университет, который носит сейчас его имя. Он занимался исследованиями в области математики, физики, географии, геологии, биологии, истории, языкознании. Менделеев создал периодическую систему химических элементов.

У К. Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к нашей природе».

Посмотрите, как красив русский лес.

-Какие события последних лет вы увековечили бы в архитектурных памятниках, скульптурах, стихах, музыке?

7. Народная мудрость скрыта в пословицах. Найдите пословицы и поговорки о Родине. Попробуйте объяснить смысл.

-Какие пословицы о Родине знаете вы?

(См. слайд 18)

8. Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. Край, где вы родились и живете – это Хакасия. Хакасия – малая Родина. Хакасия – край степей, где возвышаются курганы. (См. слайд 19)

9. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к культурным ценностям, гордиться своими достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому, что именно в ней ты родился».

-Какие слова, мог сказать настоящий патриот своей страны? (См. слайд 20)

. Домашнее задание.

Мы о многом сегодня говорили. Из глубокой древности до наших дней и продолжают жить самобытные песни, сказки, предания, обряды и обычаи русского народа. Вам надо определить, где праздник, а где обычай. Найти материал и подготовить рассказ об одном из них.

V. Итог классного часа.

Продолжи предложения:

-Сегодня я узнал, что…

-Мне было интересно потому, что…

-Мне стало интересно узнать…

(См. слайд 21)

Прикреплённые файлы:

rodina_sdia3.ppt | 1904,5 Кб
 
Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Россия — наша Родина» Классный час на тему: «Россия – наша Родина» Цель: воспитывать любовь к Родине, к людям; уважение к традициям своей страны и своего народа.

Методическая разработка «Бисерть — моя малая Родина» Бисерть - моя малая РодинаАвтор-составитель Зуева Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ №1 д. с. к\в «Солнышко» Зуева, С. В. Бисерть – моя.

Методическая разработка «Бисерть — моя малая Родина» часть 3 Автор-составитель Зуева Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ №1 д. с. к\в «Солнышко» Зуева, С. В. Бисерть – моя малая Родина: методическая.

Методическая разработка Бисерть — моя малая Родина. Приложения Автор-составитель Зуева Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ №1 д. с. к\в «Солнышко» Зуева, С. В. Бисерть – моя малая Родина: методическая.

Методическая разработка классного часа «Твой выбор» Методическая разработка классного часа «Твой выбор» Подготовила: социальный педагог Зеленова Евгения Игоревна Цель:.

Методическая разработка классного часа для учащихся начальной школы «Здоровый образ жизни» Методическая разработка классного часа «Здоровый образ жизни» Цель: прививать навыки здорового образа жизни. Задачи урока: Познавательные:.

Методическая разработка классного часа «Здравствуй, Хейро» Классный час Тема: «Здравствуй, Хэйро!» Цели: познакомить детей с праздником коренных народов севера «Хейро», с традициями его празднования;.

Методическая разработка урока мужества для учащихся 7 или 8 классов «Не дать погаснуть живому огню!» Пояснительная записка. Урок мужества «Не дать погаснуть живому огню» представлен в номинации: «Методические разработки». Данный урок можно.

Фотоотчёт с классного часа «Моя малая Родина Гонода»Фотоотчёт с классного часа «Моя малая Родина Гонода» Наше село Гонода расположено на северо-западе "Седло-Горы", окружённое с двух сторон голыми скалами, с севера и востока берёзовыми и сосновыми.

Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Спешите делать добро» Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развитие логического мышления младших школьников; дальнейшее развитие представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка классного часа для учащихся 2–3 классов «Россия — Родина моя»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 11:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД