Методическая разработка «Комплекс мероприятий по обеспечению условий для организации двигательной активности детей»

Марина Маркина
Методическая разработка «Комплекс мероприятий по обеспечению условий для организации двигательной активности детей»

Методическая разработка

«Комплекс мероприятий по обеспечению условий для организации двигательной активности детей, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата».

Автор разработки:

Маркина М. В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №29» г. Усолье-Сибирское

Пояснительная записка

Актуальность проблемы.

В последнее время особенно актуальной становится проблема ухудшения состояния здоровья детей, и одна из ряда главных причин этого - наличие большого количества отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, плоскостопие, некроз головок бедер, ассиметрия таза, воронкообразная грудь, являющихся первопричиной многих болезней.

Исследования А. А. Потапчук, М. Д. Дидур, Д. М. Калашника, Т. С. Овчинниковой приводят множество причин развития нарушений опорно-двигательного аппарата. Это и травмы в период родов, нарушение экологии, несбалансированное питание, информационные перегрузки детей, снижение двигательной активности. Все чаще уже в раннем возрасте детям ставятся неутешительные диагнозы, и к трем годам дети попадают в наш детский сад компенсирующего вида, где усилиями всего коллектива проводится коррекционно-развивающая работа по основному ортопедическому диагнозу. Мы пытаемся помочь каждому ребенку выработать правильное отношение к состоянию своего здоровья у самих детей и ведем большую просветительскую работу среди родителей наших воспитанников.

Поэтому весьма важной представляется проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений в системе опорно-двигательного аппарата на основе расширения круга знаний, объясняющих особенности анатомо-физиологического развития в онтогенезе, и целенаправленного педагогического воздействия средствами физического воспитания.

Анализ специальной литературы и опыт работы ДОУ позволили разработать систему профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей средствами физического воспитания. Нами разработан алгоритм, состоящий из направлений, предназначенных для решения задач оздоровления, с которыми сталкивается педагог в процессе физического воспитания детей.

Специфичным средством коррекции ортопедических отклонений является соблюдение ортопедического режима, включающего:

1) правильный подбор мебели и своевременная коррекция при изменении роста ребенка;

2) сон на жесткой постели без подушки, на спине или животе;

3) контроль за осанкой в течение дня;

3) частую смену поз во время занятий, игр, свободной деятельности детей;

4) исключено ношение любых тяжестей;

5) подбор обуви осуществляется по рекомендации врача-ортопеда;

6) обязательные ежедневные занятия лечебной физкультурой;

7) занятия физкультурой на основе методики симметричной гимнастики;

8) рациональный двигательный режим, исключающий бег, прыжки.

Особый акцент в создании ортопедического режима делается на организации двигательного режима в течение дня для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет ухудшение состояния здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Поэтому ведется усиленная работа по оптимальной организации двигательного режима в каждой возрастной группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Идея методического пособия (новизна).

Новизна методического пособия заключается в использовании комплекса мероприятий по обеспечению условий для организации двигательной активности детей, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата.

Цель.

Обобщить комплекс педагогических мероприятий, направленных на организацию двигательного режима, способствующего оптимальной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Методологические основы.

В основу работы положены современные направления развития здоровьесберегающих педагогических технологий В. Ф. Базарного, В. А. Гурова, М. А. Руновой, Т. С. Овчинникова).

Предполагаемый результат.

Используемый комплекс мероприятий позволит обеспечить организацию оптимального двигательного режима детей, способствующего коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Краткое описание методического пособия.

Методическое пособие состоит из двух разделов. В первом разделе дается описание методики работы. Во втором разделе обобщен материал по организации двигательной активности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, включающий подвижные игры, комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна.

Раздел 1. Методика работы

Для каждой группы разработана модель рационального двигательного режима в соответствии с возрастными возможностями детей, их ортопедическим диагнозом. Модель двигательного режима составлена таким образом, что общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. Оптимизация двигательной активности детей достигается за счет введения разнообразных форм работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в течение дня. Модель двигательного режима включает:

Младшая группа

Двигательная активность в неделю (организ).5,5 часов

Утренняя гимнастика 5-6 мин.

Гимнастика после сна 5-6 мин.

Подвижные игры Не менее 2-4 раза в день 6-10 мин.

Спортивные упражнения на прогулке Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю 10 мин.

Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно подгруппами 5-7 мин.

Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю 15 мин.

Музыкальные занятия (часть занятия)2 раза в неделю 3-5 мин.

Двигательные игры под музыку 5-10 мин

Спортивные развлечения 1 раз в месяц 20 мин.

Спортивные праздники 2 раза в год 20-25 мин.

Неделя здоровья 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и подгруппами.

ЛФК 15 мин.

Старшая группа

Двигательная активность в неделю (организ). 8,5 часов

Утренняя гимнастика 8-10 мин.

Гимнастика после сна 5-10 мин.

Подвижные игры Не менее 2-4 раза в день 15-20 мин.

Спортивные игры Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения на прогулке Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю 10-12 мин.

Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно подгруппами 10 мин.

Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю 25 мин.

Музыкальные занятия (часть занятия) 2 раза в неделю 7-10 мин.

Двигательные игры под музыку 15 мин.

Спортивные развлечения 1 раз в месяц 30 мин.

Спортивные праздники 2 раза в год 50-60 мин.

Неделя здоровья 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и подгруппами.

ЛФК 25 мин.

Вся работа по развитию двигательной активности детей в дошкольном учреждении строится на основе симметричной гимнастики Д. М. Калашника. В ее основе лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Основное действие симметричных упражнений направлено на коррекцию нарушенного равновесия нервно-мышечной системы обеих половин туловища и, особенно, в области позвоночника; формирование прочного и уравновешенного корсета; достижения эластичности связочного аппарата путем оптимальных растягивающих действий симметричными движениями.

Существенным преимуществом симметричной гимнастики является то, что она не требует учета сложных биохимических условий работы деформированной опорно-двигательной системы. Поэтому, до минимума снижается риск ошибочного применения специальных упражнений и исключает необходимость их строгой индивидуализации. Все это позволяет широко применять симметричную гимнастику в практике лечения и предотвращения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате сколиоза имеют тенденцию неуравновешенного развития. Слабым мышцам туловища при каждом симметричном движении конечностей предъявляются более повышенные функциональные требования, и они тренируются интенсивнее, чем сильные мышцы. Под воздействием данных упражнений в неодинаково развитых мышцах происходит ассиметричные физиологические процессы в пользу ослабленных мышц. При каждом симметричном движении они, как бы, догоняют в работе крепкие мышцы и тренируются интенсивнее последних. В результате длительных и систематичных занятий происходит не только укрепление мышц, но и постепенное уравновешивание всей нервно-мышечной системы. Устраняется или уменьшается ее патологическая ассиметрия, и это оказывает стабилизирующее и коррегирующее действие на нарушенную осанку.

Частая смена поз ребенка в течение дня является еще одним важным моментом в коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата и организации двигательного режима. Наблюдения специалистов показали, самое неблагоприятное положение, ведущее к нарушению осанки, ухудшению состояния здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – длительное время в положении сидя. Данные исследований свидетельствуют, ребенок вынужден проводить в этом положении в условиях детского сада, домашних условиях значительное время. В нашем дошкольном учреждении этому моменту отводится особое внимание. Деятельность педагога направлена на построение воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы осуществлялась частая смена поз ребенка в течение всего дня и в ходе проведения каждого режимного момента.

Для осуществления коррекционных мероприятий, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы необходимые условия: имеется зал ЛФК, физкультурный зал, физкультурная площадка на улице, центры двигательной активности в группах. Пространство групп сформировано таким образом, чтобы обеспечить достаточное место для проведения подвижных игр, доступных нашим детям, и частой смене поз детей во время занятий. В группах имеется диван, на котором дети могут уединиться и расслабиться, отдохнуть. Центр двигательной активности оснащен всевозможным традиционным и нетрадиционным оборудованием и пособиями для выполнения симметричных движений и тренировки различных групп мышц. Имеется оборудование для проведения коррегирующей гимнастики в целях профилактики и лечения плоскостопия и коррекции осанки, для проведения закаливающих процедур. Каждый центр двигательной активности обеспечен подборкой иллюстраций, картин, картотекой игр, схемами выполнения основных движений, познавательной литературой для детей.

Таким образом, предлагаемая модель двигательного режима, насыщенная разнообразными видами и формами двигательной деятельности, построенная с учетом требований к организации ортопедического режима для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует оптимизации коррекции ортопедических отклонений детей дошкольного возраста.

Раздел 2. Материал по организации двигательной активности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Сентябрь

1 комплекс со стульчиками

Массаж рук. Ходьба и бег в колонне с поворотом «кругом». По сигналу «Игра», дети встают к стульчикам.

ОРУ:

1. И. п. – ноги на ш. п., руки опущены. 1- руки за спину, 2-3 –руки на спинке стула, «играем на пианино», 4 – руки вниз. 6 раз.

2. И. п. то же. 1 – потянуться, руки вверх, вдох; 2 – и. п., выдох. Темп медленный. 6 раз.

3. «Веселые ножки». И. п. – сидя на стуле. 1 - захватить ножки стула ногами внутри,2 – и. п., 3 – то же снаружи, 4 – и. п. Темп медленный. По 3 раза.

4. «Вокруг стула». И. п. – на четвереньках обойти вокруг стула, выпрямиться. 6 раз.

5. «игра «Найди свой стул»

Расслабление: «Поза кучера».

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Сентябрь

2 комплекс с кубиками

У стены проверка осанки, упражнения для рук «Надеваем перчатки». У зеркала: массаж ушей.

Ходьба и бег в колонне между кубиками, перешагивание через кубики на носках.

ОРУ:

1. И. п. – лежа на спине, руки с кубиками в стороны. 1-2 – кубики вверх, «стук»; 3-4 и. п. 6 раз.

2. И. п. – ноги на ш. п., кубики к плечам. 1- 1-2 – согнуться, достав кубиками до колен, 3-4 и. п. 6 раз.

3. «Осторожно» И. п. – ноги слегка расставлены, кубики на полу по сторонам. 1-2 – медленно присесть, коснуться кубиков, спину держать прямо; 3-4 – и. п. 5 раз.

4. И. п. – лежа на спине, руки с кубиками в стороны. 1– кубики вверх, согнуть правую ногу, 2 – и. п. ; 3 – то же другой ногой, 4 – и. п. По 3 раза.

«Удержи кубик». И. п. – о. с. Удерживать кубик на голове под счет.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Октябрь

1 комплекс «Игрушки»

У стенки: проверяем осанку. Поднимание ног, согнутых в колене по очереди, выпрямить ногу, не меняя положение спины.

Пока мы с вами делали упражнения, игрушки стали сами играть.

Ходьба: «Оловянные солдатики», «Роботы», «Жирафы», «Медведи».

Бег: «Мячики рассыпались», «Самолеты полетели».

ОРУ:

1. «Куклы в коробках» И. п. – лежа на полу, руки вдоль туловища. 1-2-3 – медленное поднимание головы, посмотреть на ноги, 4 – и. п. 5 раз.

2. «Подъемный кран» и. п. – лежа на спине, руки под головой. 1-2 – медленное поднимание ног вверх, 3-4 – опустить прямые ноги справа от себя. 5-6 вверх, 7-8 – слева. 3 раза

3. «Крокодилы» И. п. – лежа на животе, руки под головой. «Крокодилы расползлись» Темп произвольный.

«Игрушки играют» Дети выполняют любые движения, по команде замирают.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Октябрь

2 комплекс

Ходьба и бег в колонне по одному, по команде «Стоп» - остановка, разворот, движение в другую сторону. Ходьба по ребристой доске.

Сделаем разминку, держим ровно спинку!

Голову назад, вперед, вправо, влево, поворот!

Руки вверх поднять прямые – поднимание рук

Вот высокие какие!

Еще выше потянитесь,

Вправо, влево повернитесь. повороты

А теперь танцуем так –

Посмотрите-ка на нас! пружинки

Этим славным упражненьем

Поднимаем настроенье.

Дальше будем приседать:

Дружно сесть и дружно встать!

Нам шагать совсем не лень – ходьба

Как солдатик целый день.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Ноябрь

1 комплекс

У стенки: учимся держать спину ровно.

Звуковая гимнастика «Самолеты» (меняем высоту звука).

Ходьба и бег в колонне по одному, на носках, «медведи». Игра «Кто за кем идет», бег между кеглями.

ОРУ «Самолеты»:

1. «Пропеллер». И. п. – ноги на ш. п., руки опущены. 1- руки в стороны, 2-вращения согнутыми в локтях руками перед грудью, 3- руки в стороны, 4 – и. п. «вниз».5 раз.

2. «Проверяем самолеты». И. п. – ноги на ш. п., руки за спину. 1-2 – наклон, хлопнуть по коленям, 3-4 –и. п. 6 раз.

3. «Выпустить колеса». И. п. – И. п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. 1 – выпрямить ноги, 2 – и. п. 5 раз.

4. Игра «Пилоты». 3 раза.

5.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Ноябрь

2 комплекс

У стенки: приседание без отрыва от стенки.

Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба по ребристой доске, на носках: «бабочки», «лисички».

ОРУ:

1. И. п. – стоя, руки на поясе. Поднимание и опускание плеч под счет. 6 раз.

2. И. п. то же. 1-2-3- руки через стороны вверх, 4- и. п. Постепенное ускорение темпа. 6 раз.

3. И. п. – лежа на спине. Произвольные движения поднятыми вверх руками и ногами. 5 раз.

4. «Загораем» И. п. – лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное сгибание ног.

5. «Пружинки» в чередовании с ходьбой на месте.

Релаксация «Послушаем шум вокруг».

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Декабрь

1 комплекс

Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба приставным шагом по канату с опорой на середину стопы, на пятки.

ОРУ:

1. И. п. – ноги на ш. п., руки вниз. Ходьба на месте 6-7 раз.

2. И. п. – то же. 1-2-3 - подняться на носках, руки вытянуть вверх, 4 – и. п. 6 раз.

3. И. п. – лежа на спине «Паучки барахтаются». 5 раз.

4. И. п. стоя на четвереньках, «Кошка» 6 раз.

5. И. п. – о. с. 1 - руки в стороны, 2 - вверх, 3 - в стороны, 4 - и. п. 6 раз.

Релаксация: «Мы отдыхаем».

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Декабрь

1 комплекс

Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба приставным шагом по канату с опорой на середину стопы, на пятки.

ОРУ:

1. И. п. – ноги на ш. п., руки вниз. Ходьба на месте 6-7 раз.

2. И. п. – то же. 1-2-3 - подняться на носках, руки вытянуть вверх, 4 – и. п. 6 раз.

3. И. п. – лежа на спине «Паучки барахтаются». 5 раз.

4. И. п. стоя на четвереньках, «Кошка» 6 раз.

5. И. п. – о. с. 1 - руки в стороны, 2 - вверх, 3 - в стороны, 4 - и. п. 6 раз.

Релаксация: «Мы отдыхаем».

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Январь

1 комплекс

Ходьба и бег «Трамвай», «Самолеты».

Упражнение на равновесие «Пронеси мешочек на голове».

ОРУ:

1. «Если нравится тебе, то делай так». И. п. – ноги на ш. п., руки в замок за головой; 1 – свести локти перед лицом, «закрыли воротики»; 2 – и. п., «открыли воротики» 5 раз, с ускорением.

2. «Если нравится тебе, то делай так».

И. п. – руки на поясе, 1 - одна нога вперед на пятку, руки в стороны, 2 – и. п. 5 раз.

3. «Если нравится тебе, то делай так».

И. п. – лежа на спине, руки в стороны. «Дотянемся до солнышка»: 1 – поднять руки вверх, 2 - и. п. 6 раз.

4. «Если нравится тебе, то делай так».

И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. «Звезда». 1 – одновременное отведение рук и ног в стороны, 2 – и. п. 6 раз.

5. «Если нравится тебе, то делай так».

И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь.

1-2-3- медленное приседание, следить

за спиной. 4 – и. п.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Январь

2 комплекс

Упражнение для горла «Веселые плакальщики»

(изменение тембра, высоты).

Ходьба и бег. «Полюбуемся немножко, как ступает мягко кошка». Ходьба по ребристой доске.

ОРУ:

1. И. п. – лежа на спине, палка в вытянутых руках на бедрах. 1- палка вверх, 2- и. п. 6 раз.

2. И. п. – ноги на ш. п., палка вверху. 1 – наклон, выдох, 2 – и. п., вдох. 6 раз.

3. И. п. – лежа на спине, палка на груди. 1 – поднять согнутые в коленях ноги, коснуться палки, 2 – и. п. 6 раз.

4. И. п. – лежа на животе, палка в вытянутых руках. 1 – одновременное поднимание рук и ног, 2 – и. п. 4 раза.

5. Ходьба по палке с опорой на носки, пятки.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Февраль

1 комплекс

«Хрюша»

Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок,

На ногах копытца, пьет он из корытца.

Ходьба в колонне. Ходьба по ребристой доске, пролезание в обруч. На носках – к Хрюше, от него спиной вперед. Бег врассыпную, построение в 2 колонны.

ОРУ:

1. «Хрюша радуется» И. п. – ноги на ш. п., руки вперед. 1-2-3- наклон головы к плечам попеременно, 4 – и. п. По 3 раза.

2. «Хрюша играет копытцами». И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2-3 – одновременное поднимание рук и ног вверх, 4 – и. п. Темп медленный. 6 раз.

3. «Хрюша играет на солнце» И. п. – лежа на спине. 1 – поворот всем туловищем в одну сторону, 2 – и. п., 3 – в другую сторону, 4 – и. п.

4. «Поросята большие и маленькие» И. п. - о. с. 1 – присесть, руки за голову, спина прямо, 2- и. п. 6 раз.

Массаж пальцев рук.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Февраль

2 комплекс

У стенки: проверяем осанку. Поднимание ног, согнутых в колене по очереди, выпрямить ногу, не меняя положение спины.

Звериная зарядка

Раз - присядка, Два - присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться, кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться потянуться

Обязательно зевнуть зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть движение бедрами в стороны

А волчата спинку выгнут прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнут «пружинка»

Ну, а мишка косолапый руки усогнуты в локтях

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте. переступание с ноги на ногу

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Март

1 комплекс

«Матрешки»

Массаж рук: «Надеваем перчатки», «Колечко».

Ходьба: Мы матрешки, вот такие крошки

Мы матрешки, гуляем по дорожке.

Бег: Мы матрешки, испугались кошки!

Дыхательное упражнение «Ох!»

ОРУ:

1. «Матрешки танцуют» И. п. – о. с. 1 - одна нога вперед на пятку, руки в стороны, 2 – и. п., 3 – то же другой ногой, 4 – и. п. 5 раз.

2. «Матрешки испугались» И. п. о. с. 1 – присед, руки на голову, 2- и. п. 6 раз.

3. «Матрешки прячутся» И. п. - лежа на спине. 1- прижать согнутые в коленях ноги руками к груди, 2 - и. п. 5 раз.

4. «Матрешки спрятались» И. п. – Сидя на коленях. 1 - выпрямиться, руки на пояс, 2 – и. п. 6 раз.

5. «Веселые матрешки» - игра-фантазия.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Март

1 комплекс

У стенки: проверим осанку. Ходьба и бег змейкой за ведущим, ходьба по ребристой доске. Построение в 2 колонны.

У нашего котища желтые глазищи. (показать)

У нашего котища длинные усищи. (показать)

У нашего котища острые когтищи. (показать)

У нашего котища (движения от головы вверх)

Умные мыслищи.

Моется котище (трём кисти рук, а затем щёки)

С каждым днём всё чище,

Отмывая мордочку

От остатков пищи.

Вечером охотиться (крадущиеся шаги на носках)

В чулане за мышами.

И играет в ладушки (разбиться на пары и играть в ладошки)

С пушистыми котами.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Апрель

1 комплекс

С флажками

Массаж ушей «Лепим пельмени».

Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба с перешагиванием через предметы.

ОРУ:

1. И. п. стоя на коленях, флажки вниз. 1-2 – сесть на пятки, флажки вверх, 3-4-и. п. 5 раз.

2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- развести руки в стороны, выдох,2 – и. п., вдох. 6 раз.

3. И. п. лежа на спине, руки в стороны. 1 – одновременное поднимание согнутых в коленях ног, руки скрестить на груди. 2 – и. п. 5 раз.

4. И. п. – о. с. 1 – присед, руки вперед, 2- и. п. 6 раз.

Игра на внимание: синий флажок – ходьба, красный – изобразить любую фигуру.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Апрель

2 комплекс

Ходьба по скамейке. Бег со сменой направления по сигналу. Ходьба на пятках, носках, наружной поверхности стопы.

Рыбаки

В синем небе облака. (встаём на носочки, поднимаем руки вверх)

Под горой бежит река. (приседаем, руки вперёд)

Рано утром из реки (встали)

Тянут сети рыбаки. (имитируем движение, как бы перебирая руками сеть)

Много рыбы наловили, (разводим руки в стороны)

Вкусную уху сварили. (выполняем круговые движения рукой, как бы помешивая уху в котелке)

Ах!

Обезьянки

Рано утром на полянке (хлопаем)

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Май

1 комплекс

«Заячья зарядка»

1. «Утреннее приветствие зайцев» - дыхательная гимнастика.

2. И. п. – ноги на ш. п., руки на поясе. Наклоны туловища вперед. 6-8 раз.

3. И. п. – ноги на ш. п., руки опущены. 1 – руки через стороны вверх, хлопок, 2 – и. п. 5 раз

4. И. п. то же. Повороты туловища влево-вправо. 6 раз.

«Заячья беседа» И. п. – о. с. 1 – руки в стороны,вдох; 2-3 – руки вперед, выдох со звуком «м-м-м», 4 – и. п. 4-5 раз.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Май

2 комплекс

Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба приставным шагом по канату с опорой на середину стопы, на пятки.

«Кот Тимошка»

Кот Тимоша жил на крыше. (руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши, (руками "шагать" от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть "мышеловка")

Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

Комплексы гимнастики после сна

Гимнастика после сна

1. «Потягивание» - лежа на спине. Руки вытягиваем вверх. 8 раз.

2. И. п. – сидя по-турецки. Поглаживание грудной клетки.

3. И. п. лежа на спине, руки прижать к туловищу. Приподнять голову и плечи, посмотреть на носочки ног, вернуться в и. п., расслабиться.

4. И. п. – то же. Сгибание ног в коленях – 8 раз.

5. И. п. – стоя возле кровати. Приседание в чередовании с ходьбой

Гимнастика после сна

1. «Потягивание». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 8 раз.

2. «Подъемный кран». И. п. – руки за голову. Поочередное поднимание ног. 6 раз.

3. «Ножницы». И. п. – то же. Дыхание произвольное. 3 подхода.

4. И. п. то же. Движение стопами вперед – назад, круговые вращения. 6-8 раз.

5. «Корзиночка». И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Захватить руками ноги за щиколотки, подтянуть ноги. 5-6 повторений.

Гимнастика после сна

1. «Потягушки» - лежа на спине. Руки вытягиваем вверх. 8 раз.

2. И. п. – лежа на спине. 1-2-3- - прижать коленки руками к груди, 4-5-6 – отдыхаем.

3. «Уголок» - поднимание ног на 45*

4. «Шипят гуси» - стоя у кровати, ноги на ш. п. Вытягивание туловища вперед, звукоподражание.

5. И. п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти вверх. Разведение и сведение локтей. 6 раз.

Гимнастика после сна

1. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Скользя пятками – выдох, и. п. – вдох. 6 раз.

2. И. п. – стоя у кровати, руки вверх. «Ух» - опустить руки вниз. 8 раз.

3. И. п. – стоя у кровати. Наклоны вперед – «Здравствуйте». 6 раз.

4. Ходьба с изменением темпа.

Гимнастика после сна

1. И. п. – лежа на кровати, руки вдоль туловища.

1-2 - потянуть обе руки вверх, 3-4 – опустить.

2. И. п. – лежа на кровати, руки в замок. 1-2 – тянем руки через верх за голову, носки ног – вперед.

3-4 – и. п. 6 раз.

3. Массаж ног – «Рычаги».

4. И. п. – лежа на спине. Поднимание прямых ног вверх – «Покажите ваши ножки».

5. И. п. – лежа на животе, руки под подбородком. «Загораем».

Гимнастика после сна

1. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Одновременное поднимание правой руки и левой ноги, затем левой руки и правой ноги.

2. И. п. – лежа на спине, руки разведены в стороны. 1 – обхватить себя руками, 2- и. п.

8 раз.

3. И. п. – лежа на животе, руки под подбородком. 1-2-3-4 – поднять ноги вверх, покачаться. 5-6-7-8- - расслабление. 5 раз

4. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное поднимание рук вверх. По 5 раз.

5. И. п. – стоя у кровати. «Пружинка». 7-8 раз.

Гимнастика после сна

1. «Потягивание». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 8 раз.

2. «Корзиночка». И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Захватить руками ноги за щиколотки, подтянуть ноги. 5-6 повторений.

3. И. п. – лежа на животе, руки за головой. Переворачивание с боку на бок под счет. 6 раз.

4. И. п. – стоя у кровати. 1 – руки вверх, 2-3-4- постепенное опускание рук – кисти-локти-предплечья. 8 раз.

5. И. п. – стоя, руки на поясе. Попеременные перекаты с пятки на носок. «Качели»

Гимнастика после сна

1. И. п. – лежа на спине. Руки поднять через стороны вверх – вдох, 3-4 – опустить вниз – выдох. 8 раз.

2. И. п. – лежа на спине. 1-2-3- - прижать подбородок к груди, 4 – и. п. 6 раз.

3. И. п. – лежа на животе. Одновременное поднимание ног. 6 раз.

4. И. п. – стоя у кровати, руки за головой. Сведение и разведение локтей с сопротивлением.

5. Расслабление. «Солдатики как столбики стоят, а куколки как ниточки висят».

Подвижные игры для профилактики нарушения осанки.

Быстро встать в строй.

Дети стоят в колонне или шеренге по одному, воспитатель объясняет задание: по сигналу надо разбежаться по всему залу; по второму сигналу – быстро встать на свое место. Пока дети строятся, воспитатель считает. Счет прекращается тогда, когда последний займет свое место в строе. Воспитатель дает оценку построения и указывает на ошибки, допущенные в игре, с тем, чтобы повторное построение шло быстрее. Особое внимание уделяется осанке детей в строю. Стоять надо свободно, не напрягаясь, но правильно, без асимметрии правой и левой части тела, не выпячивая живот и т. д.

Вариант игры:

А) Направляющий становится по указанию воспитателя в разных местах зала, а дети выстраиваются рядом с ним;

Б) Вместо направляющего, воспитатель ставит флажок тоже в разных местах зала.

Два и три.

Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!», образуют пару с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее установленному месту, где они строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту

построения.

Вариант игры:

Дети должны построиться перед воспитателем (лицом к нему) в каком бы месте площадки он не находился. Чтобы игра была сложнее и интересней, воспитатель, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!». Дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель переходит на другое место и дает сигнал «Два!» или «Три!», дети открывают глаза, образуют пары или тройки и быстро бегут и строятся.

Задания в игре заменяются или дополняются «осаночными» движениями.

Жмурки на месте.

Каждый играющий, кроме водящего, выбирает себе предмет от которого не имеет права отходить. Когда все играющие разместятся, воспитатель завязывает глаза водящему – жмурке, ставит его на середину комнаты и предлагает несколько раз повернуться. После этого жмурка отправляется на поиски. Чтобы увернуться от жмурки, детям разрешается изменять положение: они могут наклоняться, приседать и даже ложиться, но при этом они все время должны касаться ногой избранного предмета, иначе будет считаться проигравшим. Держать прямую спину и голову. Если жмурка удалился за пределы площадки или приблизился к опасности (например, к стене, его предупреждают словом «Огонь».

Правила игры: Играющим разрешается менять места, но только тогда, когда вблизи нет жмурки, оставивший свое место жмурке считается проигравшим и становится жмуркой.

Ловишка с мячом.

Играющие образуют круг. Водящий в центре круга. У его ног два больших мяча. Водящий проводит ряд «осаночных» движений (сведение лопаток из положения рук к плечам; приседания на носках, не наклоняясь вперед; вращения рук с полной амплитудой и т. д.).

Играющие повторяют показанные упражнения. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!» и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий берет мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он не попадает, то бросает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети вновь образуют круг, выбирается новый водящий и игра возобновляется. Если игра проводится на площадке зимой, мячи заменяются снежками.

Кто быстрее перенесет предмет.

Дети разделены на 4-5 звеньев. Они садятся на пол или на гимнастические скамейки вдоль стен зала. Особое внимание обращается на правильную осанку во время сидения. С правой стороны ставят стулья по количеству звеньев, на них кладут 5-6 предметов (кубики, мешочки с песком, флажки и т. д.). Напротив, на расстоянии 6-8 м, ставят такое же количество пустых стульев. Воспитатель вызывает по одному ребенку от каждого звена. Дети встают около стульев с предметами и по сигналу воспитателя: «Раз, два, три – беги!», начинают переносить предметы на пустые стулья. Выигрывает тот, кто раньше всех перенесет все предметы. Он получает значок. Игру продолжают остальные члены звеньев по очереди. Выигрывает звено получившее большее количество значков. За неправильную позу во время сидения значки могут сниматься.

«Пожарные на учении».

На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки проводится черта. Воспитатель делит группу детей на 3-4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). На каждом пролете на одной высоте подвешивается колокольчик. Звенья строятся на черте лицом к гимнастической стенке. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят, каждый в свой колокольчик. Затем они возвращаются в свое звено. Воспитатель отмечает, кто позвонил первым. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание. Выигрывает то звено, где окажется большее количество детей позвонивших в колокольчик и имеющих меньше нарушений удержания правильной осанки.

«Успей назвать».

На одной из сторон площадки, на расстоянии 2-3 м проводится черта, за которую встают все играющие, кроме 2-3 ловящих. По сигналу воспитателя «Лови!» все бегут к противоположной черте. Тот, кого поймали отходит в сторону и принимает заранее оговоренную «осаночную» позу.

«Медведи и пчелы».

Играющие делятся на две группы: одна медведи, а другая - пчелы. На расстоянии 3-4 м вправо от вышки или гимнастической стенки очерчивается лес, на расстоянии 8-9 м на противоположной стороне находится луг. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи «влезают» в «улей» и лакомятся медом. По сигналу «Медведи», пчелы летят к ульям и жалят медведей (дотрагиваются рукой, не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом. Принимает обусловленную «осаночную» позу. Через 2-3 раза дети меняются ролями.

Игра с принятием правильной осанки по сигналу (свисток, поднятием руки и т. д.).

«Быстро по местам».

Дети садятся по 5-6 человек на гимнастических скамейках по краям зала в определенных позах. Например: с прямой спиной, голова прямо, подбородок подтянут.

По сигналу воспитателя дети бегут по залу, выполняя известные им танцевальные или подражательные упражнения. По другому сигналу «По местам!», дети стараются быстро вернуться на свое место и принять ранее обусловленную позу. Выигрывают те, кто ранее и правильнее сядет на свое место.

Правила игры:

1. После первого сигнала оставаться сидеть на скамейке нельзя.

2. Во время бега стараться не задевать друг друга и не мешать выполнять задания.

Указания к игре: Воздействие на осанку можно усилить, задавая специальные корригирующие упражнения во время передвижений по залу. Например, «Шагать как на параде», «Птица машет крыльями» и т. д.

Публикации по теме:

Анализ двигательной активности .

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методическая разработка «Комплекс мероприятий по обеспечению условий для организации двигательной активности детей»
Опубликовано: 21 января 2013 в 12:15
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...