Конспект занятия по краеведению «Край родной»

Рублёва Анна
Конспект занятия по краеведению «Край родной»

«Город, в котором я живу»

Программное содержание: Способствовать созданию условий для эффективной работы по ознакомлению детей с символикой города: герб, флаг. Побуждать воспитанников к активности при изучении нового материала (природные богатства своего края). Направлять учебную деятельность воспитанников на восприятие красоты природы родного края и осознания чувства ответственности за свой край. Создать условия для знакомства детей с процессом очистки воды разными способами.

Материал: иллюстрации с символикой города (герб и флаг, географическая карта, указка, картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки», иллюстрации с разными видами рыб, иллюстрации с изображением хвойных и лиственных деревьев, записи песен В. Михайлова «Волгоград» и Л. Зыкиной «Течёт река Волга», компьютер, атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Моряки».

Материал для проведения опытно-экспериментальной деятельности: ёмкости с водой, ёмкость с крахмалом, промокательная бумага, тряпочки, ёмкость с песком.

Ход

Дети под музыку В. Михайлова «Волгоград» входят в группу.

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем городе и о реке, на берегу которой он располагается.

На карте мира не найдёшь,

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда на ней найдём,

Свою страну - наш общий дом".

(В. В. Степанов)

(Стук в дверь. В группу входит мальчик).

- Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Меня зовут Петя. Я приехал к вам в гости из Москвы. Я много раз видел фотографии вашего города, но, ничего чего не знаю о нём. Вы меня познакомите со своим городом? (Дети соглашаются.)

-Петя, конечно, мы тебя не только познакомим, но и расскажем о нашем городе и о реке, на берегу которой он располагается. Проходи и присаживайся с нашими ребятами.

- Ребята, с начало давайте скажем, нашему гостю, как называется наш город? (Ответы детей). Правильно, Волгоград. А как назывался наш город раньше, много лет тому назад? (Ответы детей) Правильно. Наш город имел несколько названий. Сначала назывался Царицын, затем его переименовали, и стал он называться Сталинград, а сегодня наш город называется Волгоград.

Царицын, Сталинград и Волгоград!

Ты имена свои несёшь по-праву.

Ты – гордость нашей доблестной державы:

Царицын, Сталинград и Волгоград!

(В. В. Степанов)

- Ребята, а вы знаете, что у нашего города есть свои символы - это флаг и герб. (Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображён герб и флаг). Флаг города Волгограда представляет собой прямоугольное полотно красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба города Волгограда. Красный цвет - исконный цвет национальных флагов России, олицетворяющий мужество, отвагу, кровь, пролитую за нашу Родину. (приложение 1). Герб представляет щит, пересечённый лентой медали «За оборону Сталинграда». В верхнем поле изображена медаль «Золотая звезда», верхний край поля стилизован под крепостную стену с амбразурами. В нижнем поле - золотые шестерня (деталь) и сноп пшеницы. Золотая звезда и лента медали-символы города-героя. Шестерня-это символ промышленности, сноп - сельского хозяйства, голубой цвет нижнего поля - цвет нашей реки. (приложение 2)

- Ребята, а как называется река, на берегу которой располагается наш город? (Ответы детей). Правильно, Волга. И сейчас я предлагаю вам и нашему гостю отправиться в путешествие по этой замечательной реке. А какой вид транспорта можно использовать для путешествий? (Ответы детей). Хорошо, давайте отправимся на корабле. (Обыгрывание смоделированной ситуации.) Итак, корабль у нас готов, капитан у нас есть, значит можно отправляться в путь.

- Когда-то давным–давно из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (воспитатель показывает на карте) зародилась огромная река Волга. Но тогда у реки названий было несколько. Древние народы называли её «Ра», что значит - «щедрая». А другие народы называли её «Итиль», что означает Река – рек - самая главная, самая могучая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая, поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Посмотрите вот на эту иллюстрацию (воспитатель показывает) - это осетр, сельдь, стерлядь и много других видов рыб. (приложение 3)

Вот какое богатство было в водах нашей реки.

- А если взглянуть на волжские берега (воспитатель показывает детям иллюстрацию, то нашему взору откроется дивный мир природы и чарующей красоты. (приложение 4)

Послушайте, что писал о Волге великий поэт Николай Алексеевич Некрасов:

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По тёмно – голубым волнам,

Я убегал к родной реке…

- В те давние времена берега Волги были покрыты лесами. С названием каких лесов мы с вами знакомы? (Ответы детей). А какие произрастают в этих лесах деревья? (приложение 5, 6). (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель им напоминает: «Хвойные леса: росли там ель, сосна; лиственные леса: тополь, берёза и т. д.) В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было здесь встретить? (Ответы детей). Какие ещё лесные богатства вы знаете? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт им наводящий вопрос: «Что растёт в лесу?») (Дети отвечают). (приложение 7)

- Вот какие богатства дарила людям наша река Волга и её берега, очаровывая своей красотой людей, поэтому и прозвали её Волга – светлая и красивая.

-Ребята, а как вы считаете, почему люди селились на берегах Волги? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель им объясняет: «Селились люди на берегах Волги потому, что здесь произрастало много деревьев, из них рубили брёвна, а из брёвен строили себе дома, в реке водилось очень много рыбы, которую использовали для приготовления пищи). Поэтому народ прозвал Волгу, Волга - кормилица.

-Посмотрите (воспитатель показывает иллюстрацию): на берегу нашей реки построено очень много зданий. Среди этих зданий находится картинная галерея. Я предлагаю сделать остановку и посетить её. (Дети подходят заранее организованной выставки картин.)

- Посмотрите, ребята, в этой галерее находится очень много картин, но прежде всего я хочу обратить ваше внимание вот на эту картину (Воспитатель показывает.) (приложение 8)

Написал её русский художник Илья Ефимович Репин. Когда на реке появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлак, поэтому он и назвал свою картину «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, им тяжело тянуть судно. Но делать было нечего, нужно было работать и зарабатывать деньги. Вот какая была тяжелая эта работа. В наше время все речные суда оснащены различными двигателями, и с помощью этих двигателей они перевозят груз в разные города, страны.

- А теперь мы с вами вернёмся на волжский берег, где немного отдохнём. (Дети присаживаются на ковёр).

- Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а сейчас и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое (Воспитатель показывает на карте). Люди прорыли каналы и соединили нашу реку с пятью морями. Волга – главный водный путь России. Очень много важных дел у реки каждый день! Вода её трудится каждую минуту, а на берегах построили заводы и фабрики: где строили корабли, шили одежду, обувь и т. д. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря её прозвали Волгой – труженицей. Да вот беда! Заболела Волга. Стала вода грязной, потому что с заводов и фабрик сливают в реку воду с вредными веществами. Многие виды рыб стали исчезать, и воды в реке стало меньше. А в лесах по берегам реки стали погибать цветы, деревья, стало меньше ягод, т. к. воздух загрязнён отходами заводов, автомобилей. Наступило экологическое бедствие. Теперь учёные думают: что же делать, как спасти природу, как помочь Волге?

-Ребята давайте подумаем, как мы с вами можем помочь нашей Волге? (Дети высказывают свои предположения). Молодцы, правильно. Давайте сейчас с вами попробуем очистить грязную воду. (Воспитатель заранее подготовила материал для проведения опыта). Посмотрите, у нас есть лаборатория, где всё готово к проведению опыта. (Воспитатель предлагает подойти столу). Посмотрите, перед вами стоит ёмкость с водой. Насыпьте в неё крахмал и ложечкой размешайте. (Дети выполняют задание). Ребята, какой стала вода? (Ответы детей). Сейчас мы её попробуем очистить. Для этого нам нужно сделать разные фильтры. (Воспитатель вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги.) (Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. По окончании опыта воспитатель вместе с детьми выясняет, какой фильтр лучше очищает воду).

-Теперь, ребята, вы знаете, как и с помощью чего можно очистить воду. А сейчас мы с вами пройдём на поляну, где поиграем в очень интересную игру, которая называется «Хорошо-плохо».

-Плывет по Волге теплоход, на нем – путешественники. Любуются красотой реки, слушают про неё рассказ, воду пьют, бутылки, банки в Волгу бросают. А один путешественник пакет с кислым молоком дальше всех бросил, а другой все использованные банки, бутылки собрал в пакет. Как вы думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине? (Дети отвечают)

-На берегу реки Волги построены два завода. На одном заводе воду с вредными веществами сбрасывают прямо в реку, а на территории другого завода построен очистительный бассейн, где вода очищается от вредных веществ. Как вы думаете, на каком заводе поступают правильно? (Дети отвечают).

- Да, ребята. Прежде чем что – нибудь сделать, надо хорошо подумать: а не будет ли от этого кому – нибудь плохо? Я надеюсь, что вы никогда так не поступите и наша Волга всегда будет такой, какой она была раньше.

- Ну что ж, нам пора отправляться в обратный путь. Садимся на наш корабль, прощаемся с Волгой (Дети садятся и слушают песню «Волга» в исполнении Л. Зыкиной). (По окончании песни дети выходят с корабля).

- Ребята, что нового и интересного вы узнали, путешествуя по реке Волге? (Дети отвечают). Петя, ты теперь знаешь, как называется наш город, река, на которой он расположен? Ребята, а какие символы есть у нашего города? (Дети отвечают. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель задаёт его Пете.) (Петя отвечает). А наше путешествие тебе понравилось? (Отвечает.)

- Спасибо вам за путешествие, мне очень понравилось, я много узнал о вашей реке и вашем городе. Когда я приеду в Москву, я обязательно расскажу своей воспитательнице и ребятам о том, что я сегодня узнал. До свидания (дети отвечают.)

По завершении путешествия воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Одной команде он предлагает раскрасить символы города, а другой команде сделать коллаж реки.

Публикации по теме:

Мой НижневартовскМой Нижневартовск Нижневартовск - город с 1972г, стоит на берегу реки Обь. Известен на всю страну Самотлорским месторождением. Население города около 250.

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Край родной»
Опубликовано: 14 марта 2013 в 19:46
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...