Кукла-образ в познавательном развитии детей

елена дударева
Кукла-образ в познавательном развитии детей

Кукла-образ в познавательном развитии детей

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания обчности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта и познавательного развития. Игра — отражение жизни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых.

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов.

Что же представляет собой познавательный интерес? Для того чтобы разобраться в этом мы обратились к работам ученых, философов, психологов, педагогов.

Так, рассматривая вопросы духовного мира человека, философ К. А. Гельвеций пишет: "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета".

Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как личностное, образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.

А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать новое, узнать непонятное, о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.

Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.

Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний".

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательных интересов требует от воспитателя целенаправленной работы. Интересы детей выступают особенно активно во время деятельности и в своего очередь влияют на характер деятельности. Все виды деятельности тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. К. Казаковой, Н. Я. Шибановой и др. Н. Григорьевой была разработана система использования игровых приемов во всех структурных частях занятий. В практике наиболее часто используются игровые приемы с целью мотивировки задания. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу. Интересно для детей также обыгрывание предметов, игрушек, картин - панорам и другого. Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы выполнения задания и т. д.

Игровые приемы и персонажи вводят детей в занятие, направляют на поиск знаний, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса.

По нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

- интересы и потребности детей;

- осмысление и осознание себя в окружающем мире;

- индивидуальность каждого ребенка;

- средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Для этого мною была придумана кукла – образ «Тик-так», которую я использую на разных занятиях и в разных видах деятельности (кружке, в индивидуальной работе и т. д.). Идея была заимствована у коллег из г. Северска, которые используют куклы образ в развитии театральной деятельности детей.

Кукла – образ «Тик-так» может использоваться на занятиях по развитию математических способностей, изодеятельности, развитию речи и т. д. Благодаря ее функциональности, образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такой куклой может быть много. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру.

Разработанная нами методика формирования познавательных интересов может быть использована практическими работниками. Данную проблему нельзя считать исчерпывающей и изученной. Практическая значимость данной работы состоит в том, что возможны пути дальнейшего совершенствования методической разработки. Хочется надеяться, что творческое использование предлагаемых рекомендаций обогатит и конкретизирует опыт педагогов.

Содержательная часть

Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.

2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Методическая разработка построена с учетом методологических принципов:

• Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

• Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.

• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.

• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Музыкально-дидактические игры «День Рождения», «Удивительный светофор». Музыкально – дидактические игры «День Рождение», «Удивительный светофор». Актуальность. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кукла-образ в познавательном развитии детей
Опубликовано: 16 мая 2013 в 18:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...