Методическая разработка «Лес — друг человека»

Светлана Тимина
Методическая разработка «Лес — друг человека»

Методическая разработка

по теме: «ЛЕС – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

Составила

воспитатель Тимина С. А.

ЦРР Д/С №24

Приморского района

Санкт-Петербург

2014 г.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают нас к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления. Разумное отношение к природе, окружающей среде должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Самые маленькие жители Земли – дети. Они познают мир с открытым сердцем и душой. То, как мы научим их быть рачительными хозяевами, научим их любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас – воспитателей и родителей.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жизнью леса и его обитателями. Закрепить знания о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность и заботливое отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 1. Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения – это деревья, кусты, травы. У них есть корень, стебель, листья, цветы;

2. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модели;

3. Научить детей применять знания о состоянии растений при недостатке влаги (земля сухая, листья мягкие, вялые) и уметь помогать им – поливать и ухаживать за растениями;

4. Развивать умение устанавливать связь между временами года и состоянием растений (зимой жизнь растений замирает, весной – возрождается);

5. Воспитать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к природе.

В настоящее время заметно возросла роль семьи в приобщении ребенка к природе. Во многих семьях сложились традиции посещать в выходные дни парки или лес, проводить каждое лето в путешествии. Это помогает ребенку увидеть и узнать окружающий мир, расширяет круг знакомств. Родители вместе с детьми фотографируют самые запоминаемые события на отдыхе, рисуют, оформляют альбомы. Родители читают детям художественную литературу, беседуют с детьми о природе, обсуждают экологические проблемы, тем самым воспитывая у ребенка интерес к окружающему миру, прививают любовь и сопереживание к окружающей природе.

Эффективными формами экологического образования являются «уроки доброты», «уроки мышления», «экологические тропы», «экологические путешествия».

«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопереживания. Тематика уроков разнообразная: «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?». «Что такое красота?», «Как ты проявляешь любовь к животным?» и т. д.

«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением

художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.

«Экологические путешествия» позволяют формировать представление об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования лесов, парков и т. д.

«Экологические тропы» позволяют оставлять окружающую природу в неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами.

В работе с детьми целесообразно использовать следующие упражнения:

«Самый внимательный» - на развитие внимания и наблюдательности. В упражнении используются тактильные дощечки, на которые наклеены природные материалы (кора дерева, еловые иголки, песок и т. д.).

«Исследователи природы». Цель этого упражнения – привлечь внимание детей к звукам, запахам и осязательным ощущениям. Дети получают огромное удовольствие с закрытыми глазами определять что перед ними находится, определить запах, услышать звук. Экспериментирование позволяет ребенку расширить представление об окружающем мире при соблюдении основного правила – «не навреди!».

В работе используются приемы проигрывания ситуаций (дерево заболело, цветок вянет, инсценировки фрагментов экологических сказок («Маленькие путешественницы», «Рябина»). Также проводятся экологические тренинги по содержанию изучаемой сказки («Я – дерево, мои руки – ветки», экологические викторины, отгадывание загадок, изготавливаются и иллюстрируются книжки- малютки.

Использование тризовских приемов при

ознакомлении детей с природой.

1. Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей логически мыслить разрешать противоречия, вести поиск правильного решения проблемы.

Рассматривание растений: елка, береза и т. д.

2. Игра «Дорисуй предмет»

Цель: Учить видеть предмет по его части, развивать способность фантазировать.

3. Игра «На что похоже?»

Цель: Способствовать развитию у детей творчества

Дети рисуют, на что похожи эти предметы

Литература:

1. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А.

«Мы» - программа экологического образования СПб: Детство-пресс 2000 г.

2. Воронкевич О. А.

«Добро пожаловать в экологию»

СПб: Детство-пресс 2001 г.

3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.

«Здравствуй мир» - методические рекомендации

М: Прометей 2002 г.

4. Шорыгина Т. А.

«Зеленые сказки: экология для детей» - развивающие сказки для детей

М: Прометей 2002 г.

5. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.

«Хрестоматия для детей» - пособие для воспитателей

М: Просвещение 1982 г.

Публикации по теме:

Люби и знай родной свой край!Люби и знай родной свой край! В нашем ДОУ педагоги большое внимание уделяют региональному воспитанию детей. Для закрепления знаний дошкольников о родном крае, районе,.

Мои достижения отмеченные грамотами… Хотя лично мне дороже любовь детей! Педагогические достижения: – Методическая разработка «Приобщение дошкольников к экологической культуре» в 2005 году. – Разработала «Тематическое.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методическая разработка «Лес — друг человека»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 13:24
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...