Методическая разработка «Лес — друг человека»

Светлана Тимина
Методическая разработка «Лес — друг человека»

Методическая разработка

по теме: «ЛЕС – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

Составила

воспитатель Тимина С. А.

ЦРР Д/С №24

Приморского района

Санкт-Петербург

2014 г.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают нас к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления. Разумное отношение к природе, окружающей среде должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Самые маленькие жители Земли – дети. Они познают мир с открытым сердцем и душой. То, как мы научим их быть рачительными хозяевами, научим их любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас – воспитателей и родителей.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жизнью леса и его обитателями. Закрепить знания о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность и заботливое отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 1. Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения – это деревья, кусты, травы. У них есть корень, стебель, листья, цветы;

2. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модели;

3. Научить детей применять знания о состоянии растений при недостатке влаги (земля сухая, листья мягкие, вялые) и уметь помогать им – поливать и ухаживать за растениями;

4. Развивать умение устанавливать связь между временами года и состоянием растений (зимой жизнь растений замирает, весной – возрождается);

5. Воспитать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к природе.

В настоящее время заметно возросла роль семьи в приобщении ребенка к природе. Во многих семьях сложились традиции посещать в выходные дни парки или лес, проводить каждое лето в путешествии. Это помогает ребенку увидеть и узнать окружающий мир, расширяет круг знакомств. Родители вместе с детьми фотографируют самые запоминаемые события на отдыхе, рисуют, оформляют альбомы. Родители читают детям художественную литературу, беседуют с детьми о природе, обсуждают экологические проблемы, тем самым воспитывая у ребенка интерес к окружающему миру, прививают любовь и сопереживание к окружающей природе.

Эффективными формами экологического образования являются «уроки доброты», «уроки мышления», «экологические тропы», «экологические путешествия».

«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопереживания. Тематика уроков разнообразная: «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?». «Что такое красота?», «Как ты проявляешь любовь к животным?» и т. д.

«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением

художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.

«Экологические путешествия» позволяют формировать представление об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования лесов, парков и т. д.

«Экологические тропы» позволяют оставлять окружающую природу в неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами.

В работе с детьми целесообразно использовать следующие упражнения:

«Самый внимательный» - на развитие внимания и наблюдательности. В упражнении используются тактильные дощечки, на которые наклеены природные материалы (кора дерева, еловые иголки, песок и т. д.).

«Исследователи природы». Цель этого упражнения – привлечь внимание детей к звукам, запахам и осязательным ощущениям. Дети получают огромное удовольствие с закрытыми глазами определять что перед ними находится, определить запах, услышать звук. Экспериментирование позволяет ребенку расширить представление об окружающем мире при соблюдении основного правила – «не навреди!».

В работе используются приемы проигрывания ситуаций (дерево заболело, цветок вянет, инсценировки фрагментов экологических сказок («Маленькие путешественницы», «Рябина»). Также проводятся экологические тренинги по содержанию изучаемой сказки («Я – дерево, мои руки – ветки», экологические викторины, отгадывание загадок, изготавливаются и иллюстрируются книжки- малютки.

Использование тризовских приемов при

ознакомлении детей с природой.

1. Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей логически мыслить разрешать противоречия, вести поиск правильного решения проблемы.

Рассматривание растений: елка, береза и т. д.

2. Игра «Дорисуй предмет»

Цель: Учить видеть предмет по его части, развивать способность фантазировать.

3. Игра «На что похоже?»

Цель: Способствовать развитию у детей творчества

Дети рисуют, на что похожи эти предметы

Литература:

1. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А.

«Мы» - программа экологического образования СПб: Детство-пресс 2000 г.

2. Воронкевич О. А.

«Добро пожаловать в экологию»

СПб: Детство-пресс 2001 г.

3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.

«Здравствуй мир» - методические рекомендации

М: Прометей 2002 г.

4. Шорыгина Т. А.

«Зеленые сказки: экология для детей» - развивающие сказки для детей

М: Прометей 2002 г.

5. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.

«Хрестоматия для детей» - пособие для воспитателей

М: Просвещение 1982 г.

Публикации по теме:

Люби и знай родной свой край!Люби и знай родной свой край! В нашем ДОУ педагоги большое внимание уделяют региональному воспитанию детей. Для закрепления знаний дошкольников о родном крае, районе,.

Мои достижения отмеченные грамотами… Хотя лично мне дороже любовь детей! Педагогические достижения: – Методическая разработка «Приобщение дошкольников к экологической культуре» в 2005 году. – Разработала «Тематическое.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методическая разработка «Лес — друг человека»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 13:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...